Промышленная собственность

Термин «промышленная собственность» впервые начал при­меняться в законодательстве Франции как вид собственности на изобретение и товарный знак. Промышленная собственность в на­стоящем контексте понимается как результат интеллектуального труда, являющегося порождением разума. В соответствии со ст. 1(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственнос­ти к объектам промышленной собственности относятся изоб­ретения во всех сферах человеческой деятельности, промыш­ленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования места происхождения товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

Изобретение является результатом творческой деятельно­сти в области техники. В изобретательском праве, действовав­шем на территории бывшего СССР и в ряде других стран, изобре­тение определялось как техническое решение задачи в любой об­ласти народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны. Термин «техническое решение» употреблял­ся в широком смысле как практическое средство удовлетворения определенных общественных потребностей. При этом обязатель­ным было указание на технические средства, используемые для решения задачи.

Новое законодательство, принятое в большинстве стран мира, не содержит критерия «техническое решение». Это явилось следствием бурного развития новых областей науки и техники, отраслей производства - информатики, биотехнологий, компьютер­ной техники, программного обеспечения, способов лечения людей и животных и т.д.

Решение задачи признается охраноспособным, если оно со­ответствует критериям и требованиям, установленным соответ­ствующими правовыми нормами.

В некоторых странах, в том числе в Республике Беларусь, регистрируются «полезные модели», которые имеют более узкую сферу применения и относятся к конструктивному выполнению объекта.

Промышленный образец является результатом творческой деятельности, направленной на художественное или художествен­но-конструкторское решение внешнего вида продукта или изде­лия. Промышленный образец должен удовлетворять эстетичес­ким запросам потребителя и наиболее рационально и эффективно выполнять свои функции.

С развитием искусства дизайна полезность товаров все боль­ше сочетается с приятным внешним видом. Производители това­ров постоянно увеличивают расходы на дизайн и охрану результа­тов этого творческого процесса путем регистрации промышлен­ных образцов.

Товарные знаки известны еще с древних времен, а начиная с эпохи индустриализации и развития рыночных отношений заня­ли ключевые позиции в международной торговле. Товарный знак стал средством индивидуализации продукции предприятия, он позволяет передать в доступной форме определенное качество или иные характеристики товара. Потребители имеют возможность сделать свой выбор среди различных товаров, имеющихся на рынке, ориентируясь на товарный знак производителя. Товарные знаки побуждают своих владельцев к улучшению известных и выпуску новых высококачественных товаров, что стимулирует экономический прогресс.

Фирменные наименования включают в себя названия или термины, служащие для того, чтобы узнать по каким-либо при­знакам о деловой деятельности предприятия (фирмы). Наимено­вание фирмы идентифицирует предприятие безотносительно к то­варам или услугам, реализуемым на рынке.

В соответствии с законодательством многих стран фирмен­ные наименования являются объектом охраны. Правовые режи­мы, регулирующие их использование, определяются положения­ми Гражданского кодекса, законодательных актов, регулирую­щих деятельность предприятий (фирм), положениями законов и иных нормативных правовых актов в области недобросовестной конкуренции, а в отдельных случаях и специальными законами о фирменных наименованиях.

Наименования места происхождения товара известны как географические указания. Они совместно с указанием происхождения определяют источник или происхождение изделия или ус­луг. В то время как указание происхождения определяет лишь источник происхождения (например, «Сделано в Беларуси»), наименование происхождения указывает на характерные качества товара, определяющиеся географическим районом его изготовления. Использование этих данных позволяет оказать потребителям по­мощь в покупке тех или иных товаров и является мощным сред­ством воздействия на покупателей. Неправомерное использова­ние географических указаний может ввести потребителей в заб­луждение относительно места происхождения товара или услуги, нанося тем самым значительный вред.

Защита от недобросовестной конкуренции является состав­ной частью охраны промышленной собственности и имеет непос­редственную связь с рассмотренными выше объектами промыш­ленной собственности. Наличие законодательных актов о недо­бросовестной конкуренции в совокупности с законами в области промышленной собственности является гарантией обеспечения добросовестной конкуренции на мировом рынке.

Наши рекомендации