Тема 2. Бюджетная и налоговая политика государства
1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.
2. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетной политики в РФ.
3. Налоговая политика: содержание, цели, инструменты.
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации.
1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.
1) Бюджетная политика - составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами.
2) Бюджетная политика это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.
Субъектами бюджетной политикиявляются органы законодательной и исполнительной власти.
Объектами бюджетной политикиявляются:бюджетные отношения и бюджетные ресурсы, звенья и виды бюджетов, доходы и расходы бюджетов.
Содержание бюджетной политики:
1. Определение концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве.
2. Формирование цели и задач бюджетной политики.
3. Выработка конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач.
4. Определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет.
5. Установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по использованию бюджетных средств.
6. Оптимизации структуры расходной части бюджета.
7. Определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета.
8. Управлению государственным долгом.
9. Определению источников финансирования дефицита бюджета.
10. Разработке механизма мобилизации денежных средств в бюджет
11. Выбору направлений использования бюджетных средств.
Основная цель бюджетной политики - это обеспечение условий для эффективного функционирования государства. Эта цель может конкретизироваться в следующих задачах:
Ø макроэкономической сбалансированности (между секторами, экономики, минимальной безработице);
Ø сбалансированности бюджетов всех уровней;
Ø отсутствие государственного долга;
Ø поддержание стабильности национальной валюты;
Ø сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.
Ø создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам.
Бюджетная политика разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ. Федеральные годовые бюджеты являются теперь составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года.
Доходы бюджета расширенного правительства формируются в основном за счет налоговых поступлений: налог на прибыль, налог по доходам физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на добавленную стоимость (НДС).
Бюджетная политикареализуется с помощью бюджетного механизма, который включает в себя следующие элементы: методы мобилизации доходов, формы предоставления бюджетных средств, межбюджетное распределение и перераспределение средств.
Инструменты бюджетной политики:
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.
1) Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
2) Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов
3) Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы
4) Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены
5) Компенсация – выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти
6) Бюджетная ссуда– сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).
7) Трансферт– денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.
8) Государственный заказ - это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.
9) Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников.
10) Государственные целевые программы – это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.
Контуры бюджетной политики в России определяет Президент в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает проект закона о бюджете, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня 2010 года было подготовлено бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.
Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и межбюджетных отношений.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит:
- из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на трехлетний период,
- законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на трехлетний период,
- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.