Чтение статьи учебника с комментариями

Конспект урока по литературе,

проведенный в 5 «а» классе

Студенткой 4-1 группы

Семёновой Любовью Викторовной

Тема: «Взаимоотношения отца и сына в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Работа над I и II главами».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. Г. Короленко

Задачи:

- знатьосновные этапы жизни и творчества В. Г.Короленко

- развивать навыки анализа текста

Материалы к уроку:

  1. портрет В. Г. Короленко

Использованная литература:

  1. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова «Литература в 5 классе»
  2. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина «Литература 5 класс. Поурочные планы»

Оформление доски:

Чтение статьи учебника с комментариями - student2.ru

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин.)
  2. Слово о писателе (6 мин.)
  3. Аналитическое чтение 1 и 2 глав повести (30 мин.)
  4. Обобщение (5 мин.)
  5. Объяснение Д/з (2 мин.)

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебники, тетради, ручки.

Слово о писателе.

- На предыдущем уроке мы говорили о творчестве И. А. Бунина, поэта, писателя, который жил на стыке 19-20 веков.

- Сегодня мы поговорим о творчестве В. Г.Короленко. Он был современником Бунина, т. е. жил с ним в одно время. По-своему писательскому дару он был не таким выдающимся писателем, как И.А.Бунин, но в его творчестве звучало столько сердечности, открытости миру, звучала заботах о людях. И спустя полтора столетия мы все равно читаем его произведения. Вся глубина его произведений заставляет нас сочувствовать его героям.

- Давайте прочитаем эпиграф, который дается у нас в учебнике на странице 11. Напомню, что эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению и сосредоточивающее мысль на его идее. (выражает саму суть, о чем пойдет речь дальше).(Определение эпиграфа записано на доске)

- Итак, перед нами эпиграф А. Платонова, выдающегося писателя, произведения которого вы еще будете читать в этом году.

- Давайте разберемся, о чем же нам здесь говорит Платонов.

- А что значит вера в человека? (т. е. вера в его человеческие качества: доброту, терпимость, дружелюбие)

- А что такое благородство? (высокая нравственность и честность)

- Смотрите, какая высокая оценка нравственности здесь дается.

Чтение статьи учебника с комментариями

- Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире (сейчас он находится на Украине) в семье уездного судьи, известного кристальной честностью, т.е он был очень честным и добрым человеком. (Отец его был человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков, которым он помогал. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию).

Матери своей будущий писатель обязан впечатлительностью, т. е. эмоциональностью и религиозными чувствами. (Религиозные качества – это умения чувствовать другого человека, та терпимость, о которой мы говорили. Наверное, это мать и развивала творческие качества в будущем писателе). Детство прошло в Житомире и Ровно. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, польский и украинские языки, посещали православный и католический храмы, часто затруднялись с ответом на вопрос о национальности. Окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко приехал в Петербург и подал прошение о приеме в Технологический институт. Нужда заставляла перебиваться случайными заработками: рисованием географических карт, раскрашиванием ботанических атласов, корректурой и переводами. (Корректор – это тот, кто правит тексты. И ведь неслучайно здесь сказано, что он перебивался теми заработками, которые у него были, т. е. он был рад любой работе). Материальные трудности вынудили его перебраться в Москву, где он был принят на первый курс лесного отделения Петровской академии. В 1878 году состоялась первая публикация заметки «Драка у Апраксина двора». Современники не раз отмечали уникальность личности Короленко, называя его «нравственным гением», праведником русской литературы.

- Смотрите, снова нам встречается слово нравственный и еще одно праведник – это человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии.

- Сегодня мы с вами прочитаем повесть Короленко, которая связана с детскими воспоминаниями писателя. Здесь мы увидим многие черты, которые принадлежат самому Короленко.

Аналитическое чтение

А) Работа с заголовком

- Итак, повесть наша называется «В дурном обществе»

- О каком обществе мы так говорим? (т. е. о плохом обществе)

- А в чем проявляется это плохое? О каком человеке мы так скажем? (о человеке, который раздражает своим поведением, который не может терпимо относиться по отношению к другим людям)

- О чем же пойдет здесь речь? Давайте посмотрим на эту повесть и подумаем.

Б) Чтение повести

Анализ 1 главы

- Как вы поняли, почему отношения отца и сына испортились после смерти матери? (Потому что отец потерял в жизни самого близкого и родного человека и из-за этого происходит отчуждение в отношениях отца и сына)

- А отец перестал любить своего сына? (да не, конечно, он просто стал жить собственными чувствами и переживаниями0

- Перед нами описание города, которое автор дает в самом начале.

- А какое настроение передает эта пейзажная зарисовка? (Наверное, невеселое. Автор говорит, что главная архитектурное украшение этого города – тюрьма. Таким образом выражается авторская ирония).

- Найдите, пожалуйста, эпитеты, которые бы описывали город? (заплесневевшие пруды, серые заборы, подслеповатые хатки, мост кряхтит, шатается).

- О чем нам говорят эти описания? Какое создается у нас настроение? (создается мрачное настроение)

- Среди этого мы видим ребят, которые ползают среди пыли. Хочется вырваться из этих мест, из этой пыли.

- И вот мы наблюдаем другую обстановку. И что мы видим? (березы, которые шепчутся, ветер, который звенит унылою песней)

- А что значит топями? (т. е. топкие, болотистые места)

- Смотрите, слово замок рождает тайну. И естественно это не может не привлекать мальчика.

- Даровым, т. е. бесплатным.

- Преобразования, т. е. какие-то изменения.

- Будочник, т.е. полицейский

- Сожители, т. е. те, кто с ними жили.

- А как сам рассказчик относится к обездоленным людям?

- Как относится Вася к «хозяевам» замка и тем, кто был изгнан оттуда? На чьей его симпатии? Каму он сочувствует? (Вася сразу становится на сторону слабых и обиженных. Он возмущается жестокостью Януша и его армии «красноносых старцев и безобразных старух».)

- Посмотрите, неслучайно так неодобрительно их называют.

Наши рекомендации