Чтение статьи учебника с комментариями
Конспект урока по литературе,
проведенный в 5 «а» классе
Студенткой 4-1 группы
Семёновой Любовью Викторовной
Тема: «Взаимоотношения отца и сына в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Работа над I и II главами».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. Г. Короленко
Задачи:
- знатьосновные этапы жизни и творчества В. Г.Короленко
- развивать навыки анализа текста
Материалы к уроку:
- портрет В. Г. Короленко
Использованная литература:
- Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова «Литература в 5 классе»
- И. В. Карасева, В. Н. Пташкина «Литература 5 класс. Поурочные планы»
Оформление доски:
План урока:
- Орг. момент (2 мин.)
- Слово о писателе (6 мин.)
- Аналитическое чтение 1 и 2 глав повести (30 мин.)
- Обобщение (5 мин.)
- Объяснение Д/з (2 мин.)
Ход урока.
- Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебники, тетради, ручки.
Слово о писателе.
- На предыдущем уроке мы говорили о творчестве И. А. Бунина, поэта, писателя, который жил на стыке 19-20 веков.
- Сегодня мы поговорим о творчестве В. Г.Короленко. Он был современником Бунина, т. е. жил с ним в одно время. По-своему писательскому дару он был не таким выдающимся писателем, как И.А.Бунин, но в его творчестве звучало столько сердечности, открытости миру, звучала заботах о людях. И спустя полтора столетия мы все равно читаем его произведения. Вся глубина его произведений заставляет нас сочувствовать его героям.
- Давайте прочитаем эпиграф, который дается у нас в учебнике на странице 11. Напомню, что эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению и сосредоточивающее мысль на его идее. (выражает саму суть, о чем пойдет речь дальше).(Определение эпиграфа записано на доске)
- Итак, перед нами эпиграф А. Платонова, выдающегося писателя, произведения которого вы еще будете читать в этом году.
- Давайте разберемся, о чем же нам здесь говорит Платонов.
- А что значит вера в человека? (т. е. вера в его человеческие качества: доброту, терпимость, дружелюбие)
- А что такое благородство? (высокая нравственность и честность)
- Смотрите, какая высокая оценка нравственности здесь дается.
Чтение статьи учебника с комментариями
- Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире (сейчас он находится на Украине) в семье уездного судьи, известного кристальной честностью, т.е он был очень честным и добрым человеком. (Отец его был человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков, которым он помогал. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию).
Матери своей будущий писатель обязан впечатлительностью, т. е. эмоциональностью и религиозными чувствами. (Религиозные качества – это умения чувствовать другого человека, та терпимость, о которой мы говорили. Наверное, это мать и развивала творческие качества в будущем писателе). Детство прошло в Житомире и Ровно. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, польский и украинские языки, посещали православный и католический храмы, часто затруднялись с ответом на вопрос о национальности. Окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко приехал в Петербург и подал прошение о приеме в Технологический институт. Нужда заставляла перебиваться случайными заработками: рисованием географических карт, раскрашиванием ботанических атласов, корректурой и переводами. (Корректор – это тот, кто правит тексты. И ведь неслучайно здесь сказано, что он перебивался теми заработками, которые у него были, т. е. он был рад любой работе). Материальные трудности вынудили его перебраться в Москву, где он был принят на первый курс лесного отделения Петровской академии. В 1878 году состоялась первая публикация заметки «Драка у Апраксина двора». Современники не раз отмечали уникальность личности Короленко, называя его «нравственным гением», праведником русской литературы.
- Смотрите, снова нам встречается слово нравственный и еще одно праведник – это человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии.
- Сегодня мы с вами прочитаем повесть Короленко, которая связана с детскими воспоминаниями писателя. Здесь мы увидим многие черты, которые принадлежат самому Короленко.
Аналитическое чтение
А) Работа с заголовком
- Итак, повесть наша называется «В дурном обществе»
- О каком обществе мы так говорим? (т. е. о плохом обществе)
- А в чем проявляется это плохое? О каком человеке мы так скажем? (о человеке, который раздражает своим поведением, который не может терпимо относиться по отношению к другим людям)
- О чем же пойдет здесь речь? Давайте посмотрим на эту повесть и подумаем.
Б) Чтение повести
Анализ 1 главы
- Как вы поняли, почему отношения отца и сына испортились после смерти матери? (Потому что отец потерял в жизни самого близкого и родного человека и из-за этого происходит отчуждение в отношениях отца и сына)
- А отец перестал любить своего сына? (да не, конечно, он просто стал жить собственными чувствами и переживаниями0
- Перед нами описание города, которое автор дает в самом начале.
- А какое настроение передает эта пейзажная зарисовка? (Наверное, невеселое. Автор говорит, что главная архитектурное украшение этого города – тюрьма. Таким образом выражается авторская ирония).
- Найдите, пожалуйста, эпитеты, которые бы описывали город? (заплесневевшие пруды, серые заборы, подслеповатые хатки, мост кряхтит, шатается).
- О чем нам говорят эти описания? Какое создается у нас настроение? (создается мрачное настроение)
- Среди этого мы видим ребят, которые ползают среди пыли. Хочется вырваться из этих мест, из этой пыли.
- И вот мы наблюдаем другую обстановку. И что мы видим? (березы, которые шепчутся, ветер, который звенит унылою песней)
- А что значит топями? (т. е. топкие, болотистые места)
- Смотрите, слово замок рождает тайну. И естественно это не может не привлекать мальчика.
- Даровым, т. е. бесплатным.
- Преобразования, т. е. какие-то изменения.
- Будочник, т.е. полицейский
- Сожители, т. е. те, кто с ними жили.
- А как сам рассказчик относится к обездоленным людям?
- Как относится Вася к «хозяевам» замка и тем, кто был изгнан оттуда? На чьей его симпатии? Каму он сочувствует? (Вася сразу становится на сторону слабых и обиженных. Он возмущается жестокостью Януша и его армии «красноносых старцев и безобразных старух».)
- Посмотрите, неслучайно так неодобрительно их называют.