Лекция / Чтение статьи учебника

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие ее жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника.

Зачин.

Историко-культурный контекст времени создания произведения

I. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров

Лекция / Чтение статьи учебника

Древнерусская литература возникла в XI веке и разви‑ валась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киев‑ скую Русь сменило время княжеств Северо‑Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пере‑ жила монголо‑татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царем, Государем Всея Ве‑ ликия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск «колена Рюрикова», на троне воцарилась династия Романо‑ вых. Русь становилась Россией, передавая своей преемни‑ це богатейшие литературные традиции. Термин «древнерусская литература» является услов‑ ным. Начиная c XIII века литература, изучаемая нами, явля‑ ется восточнославянской словесностью Средневековья. Продолжая употреблять термин, исторически закрепив‑ шийся за названным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении. Древнерусская литература делится на несколько перио‑ дов (по Д. С. Лихачеву): • литература Киевской Руси (XI—XIII веков); • литература XIV—XV веков; • литература XVI века; • литература XVII века. В эпоху Киевской Руси происходило становление лите‑ ратурных жанров, закладывались основы всех восточносла‑ вянских литератур — русской, украинской, белорусской. В это время жанры греческой и византийской литературы начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского литературного языка большую роль играет не только живой разговорный язык того време‑ ни, но и еще один язык, близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, — язык старославянский (церковнославянский). Литература следующих двух периодов — это уже лите‑ ратура собственно русского народа. Это время создания традиций, развития новых идей в русской культуре и сло‑ весности, время, которое называют Предвозрождением. XVI век — время развития публицистических жанров литературы. Создается «Домострой» — свод житейских правил и наставлений, отражающий принципы патриар‑ хального быта. «Домострой» требует строгости домашнего уклада. Во время царствования Ивана Грозного создаются «Великие Минеи Четьи» — свод из двенадцати книг, вклю‑ чающих чтение на каждый месяц. Каждая из двенадца‑ ти книг насчитывает от тысячи пятисот до двух тысяч лис‑ тов большого формата. Составление беловых списков длилось около двадцати пяти лет. В книги включены про‑ изведения различных жанров, к созданию, переводу и редактированию которых было привлечено большое коли‑ чество русских писателей, переводчиков, книжников и пе‑ реписчиков. В это же время создается «Лицевой свод», который со‑ держит положение всемирной истории от сотворения мира до XV века. Сохранившиеся десять томов насчитывают око‑ ло десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстрациями). XVII век — эпоха, когда меняется мировоззрение лю‑ дей, старые литературные формы распадаются, возникают новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека — не князя, не святого. Древнерусская литература не похожа на литературу Но‑ вого времени: ее пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной способ изображения жизни и человека, иная система жанров. В эпоху Средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные жанры древнерусского литературного творче‑ ства — летописание, житие, красноречие (которое вклю‑ чает в себя поучение, жанры похвалы и слова), воинские повести, хожения (хождения) и послания. Поэзии, драма‑ тургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI—XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке. Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать все, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились остав‑ лять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов. Главная роль книги в культуре Древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важны‑ ми книгами считались Евангелие, Священное Писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считались исторические произ‑ ведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидакти‑ ческих целей. Их считали «суетными». В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослу‑ жебным. Произведения, помимо литературного значения, имеют еще и практическое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени происходит отделение художествен‑ но‑эстетической функции от бытовой, прикладной. Древнерусская литература — дореалистическая, сред‑ невековая, изучение ее показывает нам, насколько отлича‑ ется наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жителей Древней Руси книга являлась симво‑ лом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапо‑ стольного князя Владимира» рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Евангелие не сгорело в огне. Пораженные язычники поверили в истинность ново‑ го учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Кон‑ стантину после его молитвы как Божественное откровение. Понятия христианство, книга и чудо тесно переплетались между собой. Чудо русского языка в том, что человек даже с неболь‑ шой филологической подготовкой может читать древнерус‑ ские тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринима‑ ются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — все тре‑ бует комментария. Если не вдуматься в смысл произведе‑ ния, современному читателю может показаться, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» забавной сказ‑ кой, и ее богословская проблематика и философская глу‑ бина останутся незамеченными. За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобрете‑ нием книгопечатания к книге стали относиться иначе. Первоначально вся письменная литература была исклю‑ чительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощуще‑ ние авторов и читателей. Это проявляется не только в бого‑ служебных и богословских текстах, но и в описании исто‑ рии, в воинских повестях и светских сюжетах. В представлении православного Средневековья «почи‑ тание книжное» было нравственной заслугой и доброде‑ телью, приближало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духов‑ ную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что имен‑ но так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения со‑ стояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «вьсем сердцьмъ». Читатель оста‑ навливался, повторно перечитывал важные места, внима‑ тельно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чте‑ ния учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир. Книга — микрокосм, в котором «любители душепита‑ тельных словес» наслаждаются вечными истинами и полу‑ чают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не торопясь, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души. До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя ве‑ ра в чудесную силу слова.



Наши рекомендации