Действующих программ и учебников.
Третьи вопросы направлены на проверку сформированности практи&
ческих умений – составлять комплексные или сравнительные характеристи&
ки, выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенно&
сти территорий на основе использования различных источников географи&
Ческой информации и пр.
В целом вопросы комплекта билетов позволяют проверить усвоение
Наиболее важных элементов содержания географического образования
Основной школы и умения практического применения знаний.
При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся должны иметь
Возможность пользоваться школьными атласами. Также у учащихся должны
Быть другие необходимые статистические, картографические и прочие
Источники географической информации.
Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30
Минут.
Комплект экзаменационных билетов носит примерный характер и мо&
Жет быть переработан при разработке экзаменационных билетов на уровне
общеобразовательного учреждения. Общее количество билетов, разрабо&
Танных на уровне общеобразовательного учреждения, должно быть не менее
И не более 30. В предлагаемый материал возможно внести изменения,
исходя из особенностей выбранной учителями конкретной школы програм&
мы по географии: частично заменить вопросы, в том числе практические
Задания, заранее выбрать страны (регионы) в зависимости от имеющихся
у учителей материалов (статистических данных, картографических иллюст&
Раций и т.п.). Однако важно, чтобы в разработанных билетах проверялось
содержание всех школьных курсов географии (6–9 классы), всех содержа&
Тельных линий стандарта 2004 г. Вероятен подход, при котором некоторые
Землеведческие знания и знания по природопользованию проверяются на
примере географии России, но в этом случае вопрос должен быть сфор&
Мулирован соответствующим образом. Обязательно в проверку должно быть
включено содержание линии стандарта «Материки, океаны, народы, стра&
ны». Также следует учитывать, что на экзамене должно проверяться умение
Работать с разными источниками географической информации, поэтому
необходимы вопросы, требующие анализа разнообразных карт, статисти&
Ческих материалов (в том числе таблиц, диаграмм и пр.).
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая отметка
3Bilet(86).pmd 154 19.03.2007, 14:50
География, IX
Февраль, 2007.155
Выставляется исходя из отметок, полученных за ответ на каждый из трех
Вопросов билета. При оценивании ответов и выставлении отметки можно
Руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят
Рекомендательный характер.
За теоретический вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные
Знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание
взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допу&
стив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую тер&
Минологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет
Основные знания по данному вопросу, представления о причинно_след_
Ственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в
Котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют
Неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая
Терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фраг&
ментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их кон&
кретными примерами, имеет общие представления о географических про&