Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА)
ОЗЁРСК-2009
Авторы-составители:
Аверина М.А., к.фил.н., зав. кафедрой лингвистики филиала ЮУрГУ в г. Озёрске, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Великанова Е.В., к.фил.н., зам.директора по научно-методической работе МОУ «СОШ 21»
Горохова Л.Б., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Заярная И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Пушкина И.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Трофимова В.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Туранина С.К., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Рецензенты:
Сковородина Т.С.., к.ф.н., ст. преподаватель кафедры лингвистики ОФ ЮУрГУ
Свиридова А.В., д.ф.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЧГПУ
Анализ исходного текста: дидактический материал по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку. Реализация национально-регионального компонента / Учебно-методические рекомендации. Сост. Аверина М.А., Великанова Е.В., Горохова Л.Б., Заярная И.А., Пушкина И.Л., Трофимова В.Н., Туранина С.К., – Озёрск: Издательство ОФ ЮУрГУ, 2009. - 34 с.
Методические рекомендации ставят своей целью содействовать систематизации знаний по русскому языку учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы, совершенствовать навык филологического анализа текста с опорой на знания по основным разделам школьного курса.
Данное пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей. Учителю пособие поможет разработать стратегию подготовки учащихся к экзамену, используя национально-региональный компонент. Учащимся - оценить уровень их подготовки. Все тестовые задания содержат эталоны ответа.
Предисловие
Перед вами сборник дидактических материалов, разработанных на основе национально-регионального компонента и предназначенных для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку.
По полноте охвата курса содержание дидактических материалов соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В них включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.
В новую форму экзаменационной работы по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.
Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).
Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.
Представленные в пособии дидактические материалы помогут проверить знания учащихся по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного. Тестовые задания по основным разделам школьного курса - проверить умение анализировать то или иное языковое явление.
Варианты представленных в пособии дидактических материалов равноценны по трудности, одинаковы по структуре, отражают национально-региональный компонент, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Желаем удачи, терпения и хороших результатов!
Анализ исходного текста
Анализ исходного текста включает задания с выбором ответа (А1—А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1—В14).К каждому заданию с выбором ответа (А1—А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям В1—В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словамиили цифрами,разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Вариант 1
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
(1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку, сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.
(4) Золотой Волос ответила, что такового не понадобится, так как во владении её отца находится много золота. (5) Только добром он дочку не отдаст. (6) Единственный выход — бежать.
(7) Заинтригованный всем сказанным и необычной внешностью собеседницы, парень согласился. (8) Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров. (9) Подхватил Айлып на руки свою ненаглядную, обмотался её косами, чтоб легче было передвигаться, и пустились они в путь. (10) По дороге выяснилось, что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле, в том числе и волосы дочери. (11) Поэтому чем дальше молодые уйдут, тем больше шансов на счастье. (12) На одном из привалов почувствовала девушка, что настигает её власть отца. (13) Спасая любимого, Золотой Волос остригла косу. (14) Айлып выбрался из образовавшейся ямы, а невеста пропала. (15) Поначалу он стал её разыскивать. (16) Но появившаяся в лесу лисица посоветовала не торопиться. (17) Оказалось, что нужно выждать три года, чтобы встретиться с Золотым Волосом.
(18) Последовала вынужденная разлука. (19) Вновь попытался влюблённый юноша освободить невесту из-под власти отца. (20)И снова безуспешно. (21) Тогда помог советом филин. (22) Он рассказал о камне, который стоит посреди Иткуля. (23) Тому, кто придёт к нему с золотом, откроется потайной ход под озеро, только обратного пути не будет.
(24) На этот раз влюблённым всё же удалось осуществить свои планы. (25) И стали они жить под водой. (26) Обзавелись хозяйством. (27)Золотой Волос выходит иногда посидеть на камень, а коса по нему вьётся драгоценной змеёй.
(28) Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. (29) Она расположена рядом с юго-западным берегом. (30) В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара. (31) Проходя по прибрежной полосе и рассматривая таинственный камень, можно наблюдать необыкновенное природное явление: у его подножия волны то пенятся, то скучиваются, образуя вокруг полосу, имеющую удивительное сходство с длинной косой. (32) А при свете солнечных лучей она кажется золотой.
( По П.П. Бажову)
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматической судьбе героев.
2) Автор повествует об уголках природы, овеянных старинными легендами.
3) Автор выступает за сохранение природы в её первозданном виде.
4) Автор рассказывает о мистической гигантской змее.
А 2 Какое из названий, приведённых ниже, является названием сказа?
1) «Уральская златовласка»
2) «Золотой волос»
3) «Шайтан-камень»
4) «Озеро Иткуль»
А 3 Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 13-17?
1) Она решила испытать любимого, проведя его через трудности.
2) Она неблагодарная дочь.
3) Она готова на самопожертвование ради любимого человека.
4) Она может бросить человека в трудную минуту.
А 4 Укажите синоним к слову «земля» в 10 предложении.
1) Планета
2) Суша
3) Государство, страна
4) Почва, верхний слой коры нашей планеты
А 5 Укажите номер варианта предложения, в котором НЕТ многозначных слов.
1) 4.
2) 6.
3)13.
4) 15.
А6 Укажите, какое средство речевой выразительности использовано в 28 предложении.
1) Метафора
2) Эпитет
3) Олицетворение
4)Сравнительный оборот
А 7В каких предложениях есть синонимы?
1) 4 и 5.
2) 4 и 6.
3)4 и 10.
4) 4 и 11.
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В 1 Определите часть речи слова НЕНАГЛЯДНУЮ в 9 предложении.
В 2 Из предложений 1-4 выпишите краткое причастие.
В 3 Из предложений 18-24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В 4 Из предложений 28-31 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо»
В 5 Объясните постановку тире в предложении
«Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.»
1) Обобщающее слово стоит после однородных членов
2) Тире между подлежащим и сказуемым
3). Слова автора стоят после прямой речи
4) Тире в бессоюзном сложном предложении
В 6 Среди предложений 2-5 найти сложноподчиненное предложение с параллельным неоднородным подчинением.
В 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве
«По дороге выяснилось(1) что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле(2) в том числе и волосы дочери. Поэтому чем дальше молодые уйдут(3) тем больше шансов на счастье. На одном из привалов почувствовала девушка(4) что настигает её власть отца. Спасая любимого(5) Золотой Волос остригла косу. Айлып выбрался из образовавшейся ямы(6) а невеста пропала».
В 8 Из приведённого ниже предложения выписать частицу.
«Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров»..
В 9 Из предложений 28-30 выпишите словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ.
« Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. Она расположена рядом с юго-западным берегом. В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара».
В 10 Из 6-го предложения выпишите грамматическую основу.
« Единственный выход — бежать»
В 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9-ом
В 12 Объясните постановку двоеточия в предложении 30.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Прямая речь стоит после слов автора.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой.
В 13 Среди предложений 1-3 найти предложение с однородными обособленными определениями.
«1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку,сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.»
В 14 Среди предложений 28-32 найти предложение с обособленными однородными обстоятельствами.
Вариант 2