Задания для самостоятельной работы курсантов
Упражнение 1.Исправьте ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.
А.1.Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 2. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. 3. Лёня рос круглой сиротой. 4. Инженера везде требуются 5. Я напою тебя отличным кофем. 6. Он был способный выполнить самую трудную задачу. 7. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 8. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 9. Обои девочки были очень хорошенькие. 10. Едьте быстрее – время позднее.
Б. 1. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 2. Катя научила меня танцевать старинный танго. 3. На Кавказе много глубоких ущельев. 4. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. 5. Аргументы Шмелёва менее весомее. 6. У ней совсем не было времени. 7. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 8. На обеих коленях были царапины. 9. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. 10. На столе стоит букет цветущихся астр.
В.1.Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 2. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 3. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. 4. Наш интерес к медицине вполне понятный. 5. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 6. Ейное предложение было неуместно. 7. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу 8. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 9. Среди двадцать одного курсантов группы четыре были отличниками. 10. Он жаждает бурь и приключений.
Упражнение 2.Определите части речи слов, выделенных в предложении.
А.Песчаные косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем, как холсты, что раскладывают по берегам казачки (К. Г. Паустовский).
Б. В течение дня воздушная разведка подтвердила сведения, принесённые пришедшим из окружения раненымлейтенантом (В. С. Гроссман).
В.Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (И. Гончаров).
Упражнение 3.Отметьте формы, находящие за пределами норм литературного языка.
Сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать; исчез – исчезнул, поник – поникнул, привык – привыкнул, угас – угаснул.
Упражнение 4.Определите род данных существительных.
Рояль, фамилия, бра, картофель, тюль, молодежь, кафе, рельс, какаду, шимпанзе, шоссе, метро, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.
Упражнение 5.Запишите каждое слово в именительном падеже единственного числа.
Клавиши, рельсы, простыни, туфли, жирафы, ставни.
Упражнение 6.Поставьте данные существительные в родительном падеже множественного числа.
Апельсины, ботинки, гектары, граммы, килограммы, комментаторы, мандарины, носки, партизаны, плечи, помидоры, рельсы, сапоги, солдаты, туфли, чулки, яблоки.
Упражнение 7.Прочтите предложения, обратите внимание на правильное произношение числительных.
1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 000 тонн зерна. 2. Более 2 500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 сантиметрам. 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.
Упражнение 8.Перепишите морфологические варианты, укажите просторечные и разговорные.
Рельса – рельс, цехи – цеха, токари – токаря, лежебока – лежебок, непоседа – непосед, фискала – фискал, подхалима – подхалим, постель – постеля, ставень – ставня, инструкторы – инструктора, идиом – идиома, лекторы – лектора, туфля – туфель.
Упражнение 9.Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже существительных. Составьте с ними предложения.
Зубы – зубья, колени – колена, корни – коренья, мехи – меха, образы – образа, поясы – пояса, пропуски – пропуска, соболи – соболя, тоны – тона, хлебы – хлеба, цветы – цвета.
Упражнение 10.Раскройте скобки. Сумейте отличить наречия от существительных и местоимений. Объясните правописание.
Лиш…, (в) праве, (по) месячно, (на) равне, (в) замен. При заключении брака супруги (по) своему желанию избирают фамилию одного из супругов. Имущество, нажитое супругами (во) время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги обязаны материально поддерживать (друг) друга. Желающие вступить в брак подают об этом заявление в один из органов записи актов гражданского состояния (по) своему выбору.