Задания для самостоятельной работы курсантов. Т.9.6. Синтаксические средства деловой речи.

Т.9.6. Синтаксические средства деловой речи.

План практического занятия

1. Порядок слов в предложении и его функции.

2. Согласование сказуемого с подлежащим.

3. Употребление предлогов.

4. Отличие предлогов и омонимичных частей речи.

Методические указания по изучению дисциплины (для слушателей)

Синтаксис (от греч. sуntахis – сцепление, соединение) – это раздел науки о языке, изучающий законы организации связной речи, способы соединения слов в процессе коммуникации. Основные единицы синтаксиса – предложение и словосочетание. Но словосочетание не имеет самостоятельного коммуникативного значения (словосочетание является частью предложения) и занимает в синтаксисе подчиненное место.

Синтаксические нормы отражают особенности построения словосочетания и предложения в русском языке. Наибольшие сложности обычно вызывает выбор управляемой формы в словосочетании, согласование подлежащего и сказуемого, использование причастных и деепричастных оборотов, а также построение некоторых типов сложных предложений.

При подготовке к ответу на первый вопрос нужно учитывать, что в русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом.

Особенностью русского языка является то, что в нем по сравнению с другими языками не в такой степени действует закон «порядка слов». Для одних предложений он может быть свободным. В большинстве же случаев порядок слов в русском языке выполняет грамматическую, коммуникативную, стилистическую функции.

Необходимо запомнить, что в деловой документации преобладает прямой порядок следования главных членов предложения (подлежащее + сказуемое); место согласованного определения – перед определяемым словом, а несогласованного – после определяемого слова; место обстоятельства степени – перед прилагательным; место дополнения – после глагола, в порядке «прямое – косвенное» (передать + что + кому); место обстоятельства образа действия (наречий на –о, -е), меры и степени, причины и цели – перед глаголом-сказуемым.

Различаются прямой порядок слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и контекстом, и обратный порядок, являющийся отступлением от обычного порядка и выполняющий чаще всего функцию инверсии, то есть стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных, особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.

При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому (Земля вращается вокруг Солнца), согласованное определение ставится впереди определяемого имени существительного (интересный сюжет), дополнение следует за управляющим словом (вычитать рукопись), при наличии нескольких дополнений, относящихся к одному управляющему слову, прямое дополнение предшествует другим дополнениям (Возьмите рукопись у корректора), обстоятельства, выраженные наречиями на –о, -е, ставятся впереди глагола-сказуемого (Перевод точно отражает содержание оригинала).

При подготовке к ответу на второй вопрос необходимо запомнить, что при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным в Р.п., сказуемое употребляется во мн.ч., если надо подчеркнуть активность каждого субъекта (В тренировке участвовали 22 футболиста), и в ед.ч., если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания (В тренировке участвовало 22 футболиста).

При подлежащем, в состав которого входят неопределенно-личные слова типа несколько, много, согласование сказуемого может быть по форме (т.е. с учетом конечного –о у них, как у слов ср.р.) в ед.ч. (Несколькочеловек не работало) и по смыслу (т.е. с учетом того, что такие слова обозначают множественность) во мн.ч. (Несколько человекне работали).

При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в Им.п. с существительным или местоимением в Т.п., сказуемое всегда стоит во мн.ч. (Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни).

Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в ед.ч. (В платяном шкафу висело и валялось старье).

Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов (Большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против) или имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа (Подавляющее большинство населения голосовало за лидера движения «Реформы – новый курс»).

Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна, если главные члены предложения оторваны друг от друга (Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии), если при препозитивном подлежащем имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе (Большинство учебников, которые школьники положат на парту первого сентября, вышли из печати в первый раз), если при собирательном существительном имеется несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа (Большинство прогрессивных общественных деятелей, писателей, ученых выступили за политику разрядки), если при подлежащем имеются однородные сказуемые (Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам).

При оборотах, образованных сочетанием «именительный падеж плюс предлог с плюс творительный падеж», сказуемое может стоять в форме множественного числа при условии, что в роли подлежащего выступает все сочетание, то есть действие приписывается двум равноправным субъектам (Встали и Воропаев с Корытовым), в форме единственного числа, если подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, обозначая лицо, сопутствующее производителю действия (Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву). Выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого зависит от смысловой соотнесенности действия и его производителя.

Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), то сказуемое имеет форму единственного числа при условии, что оно указывает на совместное действие или общую совокупность предметов, при обозначении меры веса, пространства, времени и т.д., так как в этом случае имеется в виду единое целое, при составных числительных, оканчивающихся на один, при наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т.п.), при существительных со значением неопределенного количества (масса, уйма, бездна, пропасть и т.п.), при подлежащем, выраженном сложным существительным, первую часть которого образует числительное пол- (полчаса, полгода и т.п.), при словах тысяча, миллион, миллиард, если в составе количественно-именного сочетания имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т.д., форму множественного числа, когда сказуемое указывает на раздельное совершение действия или на отдельные предметы, при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения.

При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным во множественном числе и родитель­ном падеже, сказуемое обычно ставится во мн. ч., если речь идет о предметах одушевлённых, в ед. ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн. ч. При составном числительном, оканчивающем­ся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед. ч. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде. При существительных лет, месяцев, дней, ча­сов сказуемое обычно ставится в ед. ч. При словах много, мало, немного, немало, сколь­ко сказуемое обычно ставится в ед. ч.

При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, ска­зуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Отцы и дети» написаны И. С. Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование; следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написан И. С. Тургеневым.

При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположе­но) между шестым и седьмым вагонами; кафе-столовая отремонтирована.

При подготовке к ответу на третий вопрос следует иметь в виду, что при выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними: в подтверждение – для подтверждения (первое сочетание свойственно официально-деловому стилю, второе – нейтральному), за подписью и печатью – с подписью и печатью (первый вариант присущ официально-деловому стилю), стрелять в противника – стрелять по противнику (в первом сочетании указывается направление действия на объект, во втором – распределение действия на ряд лиц), использовать на местные нужды – использовать для местных нужд, меры к осуществлению – меры для осуществления (в первой паре предлог на, во второй предлог для вносят больший оттенок целенаправленности).

Канцелярский характер придает высказыванию широко распространенное в настоящее время употребление предлога по вместо других предлогов.

Синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением: разговоры о поездке – про поездку – насчет поездки – относительно поездки – касательно поездки.

Синонимичны многие предлоги, выражающие пространственные отношения: у дома – при доме – около дома – возле дома – подле дома – вблизи дома.

Синонимичны в ряде конструкций предлоги в – на и их антонимы из – с: работать в огороде – работать на огороде, ехать в поезде – ехать на поезде. Между вариантными конструкциями обычно имеются смысловые или стилистические различия. Употребление предлога в в пространственном значении связано с представлением об ограниченном пространстве, при отсутствии этого значения употребляется предлог на: машины стояли во дворе (окруженное забором или домами пространство) – дети играли на дворе (вне дома). С административно-географическими наименованиями употребляется предлог в: в городе, в районе, в республике, в Сибири, в Белоруссии. С названиями горных областей употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без точно очерченных границ). Употребление предлогов в – на при названии гор во множественном числе придает сочетаниям разное значение: в Альпах, в Апеннинах, в Пиренеях и т.д. значит «в горах, среди гор», на Балканах, на Карпатах – на поверхности гор. При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилась такое употребление: в театре, в кино, в цирке (имеется в виду помещение) – на концерте, на спектакле (имеется в виду исполнение, представление). При названиях учебных заведений употребляется предлог в: в университете, в институте, в техникуме, в школе, при названиях частей учебного заведения – предлог на: на филологическом факультете, на втором курсе. При названии средств передвижения обычно употребляется предлог на: на пароходе, на катере, на поезде, на трамвае, на автобусе, на метро, на самолете и т.д.

Синонимичны некоторые предлоги, выражающие временные отношения: в последнее время – за последнее время, в праздники – по праздникам.

Синонимичны многие предлоги, выражающие причинные отношения: благодаря, ввиду, вследствие, в связи с, в силу, из-за, по причине и др. При их употреблении учитываются присущие им смысловые оттенки.

Синонимичны предлоги по и о при некоторых глаголах, выражающих душевные переживания: скучать о доме – скучать по дому, тосковать о счастливом детстве – тосковать по родине. Предлог по в указанных конструкциях сочетается с двумя падежами: дательным и предложным. Дательный падеж употребляется при именах существительных, предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа: тоскуют по нас, скучаем по вас.

Без заметного различия употребляются в качестве синонимов отыменные предлоги (предложные сочетания): в сравнении с – по сравнении с, в отношении к – по отношению к и др.

Необходимо иметь в виду, что употребление предлога пос местоимениями мы, вы представляет сложность, поскольку нормативными являются устаревшие конструкции по нас, по вас (т.е. сочетание предлога по с местоимениями в форме П.п.).

Не всегда учитывается различие в смысловых оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильнее сказать – из-за болезни.

Особого внимания требуют предлоги в, на. Если названия горных областей имеют форму ед.ч., то используется предлог на, если форму мн.ч. – предлог в (На Кавказе, на Эльбрусе, на Памире, в Альпах, в Гималаях). Кроме того, предлоги в, на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из, с (Поехал в Ставрополь – вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ – приехал с Кавказа).

Ошибочным является употребление предлога с в конструкциях пришел со школы, приехал с района; поскольку этим конструкциям антонимичны конструкции пошел в школу, поехал в район, то норма требует употребления предлога из, а не с (пришел из школы, приехал из района).

При подготовке к четвертому вопросу рассмотрите таблицу:

Предлоги Омонимичные части речи
В_течение как долго? В_продолжение сколько? Предлог в значении «отрезок времени» Учить в течение месяца. В течении реки повороты. (Сущ. в предложном падеже.)
Вследствие = из-за Отсутствовать вследствие болезни Ошибка в_следствии по делу о краже. (Сущ. в предложном падеже.)
Насчет = о Договориться насчет поездки Деньги переведены на_счет (сущ.) школы
Ввиду = из-за Авария ввиду гололеда Иметь в_виду (устойчив. словосочетание); показались в виду (сущ.) города
Вроде-наподобие Укрытие вроде шалаша В_роде этом были и знаменитости Указал на_подобие явлений
Несмотря на = хотя, вопреки. Работали, несмотря на дождь Шел, не_смотря под ноги. (деепричастие.)
Навстречу = к Плыть навстречу волнам Пришли на_встречу с поэтом
Помните:предлог можно всегда заменить синонимичным предлогом Помните: между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово: В (бурное) течение реки. На (интересную) встречу. Ошибка в (этом) следствии. Перевести на банковский счет

Упражнение 1.Выпишите номера предложений с производным предлогом. 1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

Задания для самостоятельной работы курсантов

Упражнение 2. Раскройте скобки.

(В) течени.. года, (в) следстви.. этого, (не) смотря на дождь, (на) протяжени.. суток, узнал (в) последстви.., (не) взирая на это, (по) прошестви.. месяца, (в) продолжени.. дороги, (на) подоби.. шара, (в) связи с этим, (в) отличи., от других, сказать (в) заключени.., (в) след ему, (в) отношени.. этого, (по) мере возможности, (в) место друга, (по) истечени.. срока, (на) встречу родителям, (по) причине аварии, (в) меру сил, (на) перекор судьбе, (в) последстви.. понял, (за) счет знаний, (на) счет этого, иметь (в) виду, (в) виду обстоятельств, (в) виде прямоугольника, (по) середине реки, (в) середине реки, (на) кануне праздника, (в) течени.. недели, (в) связи с этими событиями, (в) последстви.. выяснилось, (не) смотря на всё это, (в) связи с изложенным, (в) заключени.. призвал, (в) продолжени.. семестра, (в) следстви.. дождя.

Упражнение 3.Образуйте конструкции с предлогом в или на.

Торжок, Москва, Словакия, Молдавия, Украина, Сахалин, Филиппины, Ирландия, Республика Куба, Корсика, Красная площадь, Малахов курган, Люберцы, Карпаты, Алтай, Памир, зал, библиотека, цирк, амфитеатр, ложа, концерт, спектакль, выставка, сектор, колледж, лицей, село.

Задания для самостоятельной работы курсантов

Упражнение 1.Употребите сказуемые в нужной форме. Объясните.

1. Ряд членов Госдумы ... поимённого голосования. – Ряд известных артистов, спортсменов, общественных деятелей ... публичного осуждения провокации (потребовал, потребовали). 2. Большинство присутствующих на митинге ... в поддержку ораторов. – Большинство присутствующих на митинге, организованном кандидатом в депутаты, ... в поддержку его предвыборной программы (выступило, выступили). 3. ... несколько часов. – Несколько часов ... незаметно (про­шло, прошли). 4. В забастовке ... около тысячи человек. – Около миллиона ... в выборах местных органов власти (приняло участие, приняли участие). 5. По контракту заводу ... более ста машин. – Более тысячи голов скота ... на мясокомбинат за один день (поставлено, поставлены).

Упражнение 2. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Упражнение 3.Отредактируйте предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма. 2. В центральном универмаге продаются много товаров. 3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт. 4. В шкафу лежат много интересных книг. 5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения. 6. Детство и юность её прошло в купеческой семье. 7. В деревне послышались топот и крики. 8.Большинство дверей было низко для его роста. 9. В кружке занимается пять учеников. 10. Большинство названных книг изданы недавно.

Упражнение 4.Образуйте словосочетания с данными предлогами.

1. Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, план).

2. Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет).

3. Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты).

4. Благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость, друзья, товарищи).

Упражнение 5.Употребления каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащее которых выражено словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор формы множественного или единственного числа? Какие факторы влияют на предпочтение той или иной формы?

1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло. 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции. 3. Приехало множество народу. 4. Большинство писем доставлено днем. 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны. 6. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы. 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете.

Упражнение 6.Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большее внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 8. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 9. Уже появилась рецензия о новом фильме.

Упражнение 7.Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. Мы обращаемся к нашим политическим оппонентам ввести диалог. 5. Пенсионерам трудно оплатить квартиру. 6. Многие люди сейчас нуждаются – разве в этом мы не можем не согласиться. 7. Мы доводим закон от начала до конца. 8. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 9. Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересные выводы. 10. Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена. 11. Мы надеемся о том, что мирные переговоры завершатся успешно. 12. Он осужден к пяти годам заключения. 13. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 14. Первые переводы Джерома в России появились вскоре после выхода их на его родине.

Наши рекомендации