Систематическое положение объекта. Цель работы: ознакомиться с особенностями внешнего строения миноги; обратить внимание на особенности внутреннего строения и строения скелета
Тип………………………………………………………
Подтип…………………………………………………..
Класс…………………………………………….............
Представитель………………………………………….
Цель работы: ознакомиться с особенностями внешнего строения миноги; обратить внимание на особенности внутреннего строения и строения скелета. На рисунках рабочей тетради цифрами обозначить соответствующие органы.
Рис. 1. Внешний вид речной миноги:
1 – присасывательная воронка; 2 – кожные лепестки; 3 – глаз; 4 – ноздри; 5 – теменной орган; 6 – боковая линия; 7 – наружные жаберные отверстия; 8 – спинные плавники; 9 – хвостовой плавник; 10 – анальное отверстие; 11 – мочеполовой сосочек
Рис. 2. Жаберный аппарат миноги:
1 – дыхательная трубка; 2 – наружные жаберные отверстия; 3 – жаберный мешок; 4 – межжаберная перегородка; 5 – внутреннее жаберное отверстие; 6 – кожные лепестки; 7 – ротовое отверстие; 8 – язык; 9 – внутренние губные «зубы»; 10 – роговые пластинки с «зубами»; 11 – «зубы» языка
Рис. 3. Схема кровеносной системы миноги:
1 – венозная пазуха; 2 – предсердие; 3 – желудочек; 4 – луковица аорты; 5 – брюшная аорта; 6 – приносящие жаберные артерии; 7 – выносящие жаберные артерии; 8 – спинная аорта; 9 – сонные артерии; 10 – хвостовая вена; 11 – задние кардинальные вены; 12 – передние кардинальные вены; 13 – нижняя яремная вена; 14 – подкишечная вена; 15 – воротная вена печени; 16 – печеночная вена
Рис. 4. Продольный разрез речной миноги:
1 – хорда; 2 – соединительно-тканная оболочка хорды; 3 – хрящи ротовой воронки; 4 – околосердечный хрящ; 5 – мускулатура языка; 6 – головной мозг; 7 – спинной мозг; 8 – спинная мускулатура; 9 – обонятельная мускулатура; 10 – ноздря; 11 – ротовая полость; 12 – глотка; 13 – пищевод; 14 – кишка; 15 – анальное отверстие; 16 – печень; 17 – жаберные мешки; 18 – дыхательная трубка; 19 – внутренние отверстия жаберных мешков; 20 – предсердие; 21 – желудочек; 22 – венозная пазуха; 23 – почка; 24 – мочеточник; 25 – мочеполовой синус; 26 – половая железа; 27 – мочеполовое отверстие; 28 – половая пора
Рис. 5. поперечный разрез миноги в области жаберного аппарата:
1 – жаберный мешок; 2 – дыхательная трубка; 3 – пищевод; 4 – мускулатура языка; 5 – хорда с окружающей ее и спинной мозг соединительно-тканной оболочкой; 6 – спинной мозг; 7 – передние кардинальные вены; 8 – спинная аорта; 9 – брюшная аорта; 10 – нижняя яремная вена; 11 – спинная мускулатура; 12 – брюшная мускулатура; 13 – венозные пазухи
Рис. 6. Мозг миноги. А – вид сверху; Б – вид сбоку:
1 – передний мозг; 2 – обонятельные доли; 3 – обонятельный нерв; 4 – промежуточный мозг; 5 и 6 – правые и левые габенулярные ганглии; 7 – пинеальный орган (эпифиз); 8 – зрительный нерв; 9 – воронка; 10 – зрительные доли; 11 – отверстие в крыше среднего мозга; 12 – дно среднего мозга; 13 – глазодвигательный нерв; 14 – тройничный нерв; 15 – лицевой нерв; 16 – слуховой нерв; 17 – продолговатый мозг; 18 – ромбовидная ямка; 19 – зачаточный мозжечок
|
Рис. 7. Скелет миноги. А – вид сверху; Б – вид сбоку:
|
Заполняя таблицу, охарактеризуйте признаки морфофункциональной организации класса. Объясните их филогенетический смысл и адаптивное значение.