Особенности строения, цикл развития Fasciolahepatica, Dicrocoeliumlanceatum. Пути заражения, меры профилактики и патогенное значение. Систематическое положение. 3 страница

Вопрос

Биоценоз – исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, населяющих биотоп.

Биотоп – однородный участок суши или воды заселенный живыми существами.

Биогеоценоз – сообщество организмов биоценоза и окружающая их неживая природа.

Экосистема – совокупность совместно обитающих организмов разных видов и условий их существования, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Понятие «экосистема» ввел Артур Джорж Тенсли. а термин «биогеоценоз» предложен нашим отечественным ученым Сукачевым. Составные части экосистемы биотоп и биоценоз. Биотические и абиотические компоненты биогеоценоза связаны процессами обмена веществ и энергии, поэтому биогеоценоз функционирует как самовоспроизводящаяся саморегулирующаяся открытая система.

Пищевая цепь. Большое количество потребляемой энергии живые организмы расходуют на процессы жизнедеятельности и только 10 % на построение тела. Хищники (консументы 2 порядка) так же используют на построение своего тела 10 % энергии, т.к. на каждой ступени питания теряется около 90% энергии, то цепи питания не могут быть длинными. Чаще они состоят из 3-5 звеньев. (из 1 т растений 100 кг травоядные животные, 10 кг хищные животные). Таким образом, масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно понижается. Эта закономерность называется правило экологической пирамиды.

Экзаменационный билет №9

Вопрос

Основа клеточной теории – все живое состоит из клеток. Изучение клеток стало возможным после изобретения микроскопа (16 век) Янсон. Впервые клеточное строение у растений (срез пробки) обнаружил Английский физик Роберт Гук. Он же предложил термин клетка. в 1665 г. Голландский ученый Антонио Ван Левенгук впервые описал эритроциты многих позвоночных животных, сперматозоиды. бактерии. В 1831 году немецкий ботаник Н Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток, немецкий зоолог Т.Шванн показал что из клеток состоят и ткани животных. В 1839г Шванн сформулировал основные положения клеточной теории.

1) клетка – это элементарная структурная единица всех живых существ.

2) Клетки растений и животных самостоятельны, гомологичны друг другу по происхождению и структуре.

Шлейден и Шванн ошибочно считали, что главная роль в клетке принадлежит оболочке и новые клетки образуются из межклеточного вещества. Поэтому в дальнейшем в клеточную теорию были внесены дополнения, сделанные другим ученым. В 1827г русский ученый Бэр открыл яйцеклетки млекопитающих и установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки – оплодотворенное яйцо. В 1855 году немецкий врач Роберт Вирхов приходит к выводу, что клетка может возникнуть только из предшествующей клетки путем её деления.

Современные положения клеточной теории:

1) клетка – элементарная живая система, единица строения жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организма.

2) Клетки всех живых организмов схожи по строению и химическому составу.3)Новые клетки возникают только путем деления ранее существовавших клеток. 4)Все клетки одинаковым образом хранят и реализуют наследственную информацию.5)Жизнедеятельность многоклеточного организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Вопрос

Сейчас примерно каждый шестой человек заражен заболеванием, переносчиками которого являются насекомые. Существует два основных механизма передачи болезней от насекомых к человеку. Первый из них — контактный. «Комнатные мухи приносят на лапках множество микроорганизмов, которые, при их большом количестве, могут вызвать заболевание». К примеру, мухи переносят на себе частицы фекалий и, садясь на продукты питания, оставляют на них грязные «следы». Таким образом человек может заразиться серьезными и опасными заболеваниями, например брюшным тифом, дизентерией и даже холерой. Мухи также служат переносчиками трахомы — самой распространенной в мире причины слепоты. Трахома приводит к потере зрения, оставляя рубцы на роговице В мире этим заболеванием страдает около 500 000 000 человек. Тараканы, которые питаются отбросами, распространяют заболевания контактным способом. Заметное повышение заболеваемости астмой в последнее время, особенно среди детей, связано с аллергией на тараканов.

Насекомые, которые несут возбудителей, таких, как вирусы, бактерии или паразиты, внутри своего тела, могут заразить человека вторым способом — при укусе или каком-либо другом контакте с ним. Однако таким путем люди заражаются лишь от ограниченного числа видов насекомых. Только представители рода анофелес являются переносчиками малярии — инфекционного заболевания, которое занимает второе место в мире (после туберкулеза) по уровню смертности. По меньшей мере 40 процентам мирового населения угрожает малярия и примерно 40 процентам — лихорадка денге. Во многих местностях человек легко может заразиться обеими этими болезнями. Муха цеце является переносчиком простейших, которые вызывают сонную болезнь, поражающую сотни тысяч людей и заставляющую жителей целых населенных пунктов покидать свои плодородные земли. Распространяя возбудителя онхоцеркоза, мошки лишили зрения 400 000 африканцев. Москиты могут быть переносчиками простейших организмов, вызывающих лейшманиозы — ряд тяжелых, уродующих человека, часто смертельных болезней, которые сегодня поражают миллионы людей разного возраста по всему миру. Через блох, которые практически вездесущи, могут передаваться гельминтозы, энцефалит, туляремия и даже бубонная чума. Вши, клещи, в том числе зудни, могут стать источником заражения различными видами тифа, не считая ряда других заболеваний. Один клещ может нести в себе возбудителей сразу трех видов болезней и заразить всеми ими человека всего через один укус. Стоячая вода становится идеальной средой для размножения комаров. Вследствие потепления также ускоряется цикл их размножения и продлевается период, в течение которого их численность особенно велика. К тому же в теплом климате комары более активны. Потепление приводит и к повышению температуры в пищеварительном тракте комаров, ускоряя размножение болезнетворных микроорганизмов и таким образом повышая вероятность того, что заражение произойдет после первого же укуса. В передаче некоторых болезней насекомые являются лишь одним из промежуточных звеньев. Переносчиком заболеваний могут служить животные или птицы, у которых на теле обитают насекомые-паразиты или в крови есть микробы. Если такие животные-хозяева остаются в живых, они становятся носителями возбудителя инфекции.

Механизм передачи возбудителей переносчиками включает три фазы: получение возбудителя; перенос возбудителя переносчиком от зараженного человека или животного здоровому; внедрение возбудителя переносчиком в организм человека (животного). Первая фаза протекает во время кровососания кровососущих переносчиков на зараженных людях или животных, реже при соприкосновении переносчиков с пораженными участками кожи людей (животных), а также с некоторыми элементами окружающей среды, загрязненными фекалиями, мочой, мокротой больных или носителей.

Внедрение возбудителей в организм здорового человека (животного) происходит либо в момент кровососания, когда они вводятся с помощью ротового аппарата переносчика, либо впрыскиваются с его слюной. Такой способ внедрения называется инокуляцией. В другом случае переносчик при контакте с человеком (животным) загрязняет его кожу, слизистые оболочки, раны своими экскрементами или тканевой жидкостью (например, при раздавливании переносчика), в которых содержатся возбудители, либо переносит их с поверхности тела, лапок, хоботка, загрязненных субстратами, содержащими возбудителей, на пищевые продукты и предметы обихода (например, при передаче возбудителей кишечных инфекций). Этот способ переноса называется контаминацией.

Ряд переносчиков участвует в сохранении возбудителей как вида путем передачи их своему потомству (трансовариальная и трансфазовая передача). Трансовариальная передача — способность самок переносчика передавать полученных возбудителей болезней потомству: они откладывают зараженные яйца, из которых развиваются последующие фазы (личинки, куколки или нимфы и имаго), сохраняющие возбудителей. Трансфазовая передача — способность переносчика сохранять возбудителя болезней при линьке во время превращения одной фазы в последующую. Например, зараженная личинка клеща превращается в зараженную нимфу, а последняя — в зараженную взрослую особь.

Вопрос

Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определённого признака или свойства.

Свойства гена

1.дискретность — несмешиваемость генов;

2.стабильность — способность сохранять структуру;

3.лабильность — способность многократно мутировать; 4.множественный аллелизм — многие гены существуют в популяции во множестве молекулярных форм;

5.аллельность — в генотипе диплоидных организмов только две формы гена;

6.специфичность — каждый ген кодирует свой признак; 7.плейотропия — множественный эффект гена;

8.экспрессивность — степень выраженности гена в признаке;

9пенетрантность — частота проявления гена в фенотипе;

10.амплификация — увеличение количества копий гена.

Функционально-генетическая классификация генов.

1. Структурные – гены, контролирующие развитие конкретных признаков

1 кодирующие аминокислотные последовательности структурных и ферментативных структур.

2 Кодирующие аминокислотные последовательности белков, функционирующих во всех клетках

3 кодирующие последовательность нуклеотидов в молекулах р-РНК и т-РНК

2. Модуляторы – гены, смещающие в ту или иную сторону процесс развития признака или другие генетические явления (частота мутирования структурных генов)

· ингибиторы или супрессоры

· интенсификаторы (гены-мутаторы, повышающие частоту мутаций у соответствующей особи)

· модификаторы (комплиментарные гены)

3. Регуляторы – гены, кодирующие активность структурных генов, контролирующие время включения различных локусов в процессе индивидуального развития в зависимости от типа клеток многоклеточного организма, а так же от состояния среды.

Признаки, которые наследуются по законам Менделя, получили название менделирующих признаков. Практическая ценность законов заключается в том, что по фенотипу организма можно предположить его генотип, а зная генотип организма, можно определить вероятность появления признака у потомства. Особенности менделирующих признаков: 1. Контролируются одной парой аллельных генов. 2. Форма взаимодействия аллельных генов – полное доминирование.

Экзаменационный билет №10

Вопрос

Мейоз – особый способ деления клеток, в результате которого происходит редукция (уменьшение) числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное. Мейоз открыт немецким. ученым В.Флемингом у животных (1882 г.).

Мейоз состоит из двух последовательных делений, в процессе которых удвоение количества ДНК происходит только 1 раз – в интерфазе, предшествующей 1 делению мейоза (4с 2п). Отличительной особенностью 1 деления мейоза является сложная и продолжительная по времени профаза 1, в которой выделяют следующие стадии:

Профаза 1

Лептотена – начинают конденсироваться хромосомы, имеют вид тонких длинных нитей.

Зиготена – попарное соединение гомологичных хромосом за счёт взаимодействия комплементарных участков ДНК – конъюгация. Пары конъюгирующих хромосом называются бивалентами. Число бивалентов соответствует гаплоидному набору хромосом (23).

Пахитена – в результате усиливающей спирализации хромосомы, происходит тесное взаимное закручивание их в составе каждого бивалента. Хорошо видна её двухроматидная структура. В пахитене происходит кроссинговер – взаимный обмен генетическим материалом между гомологичными хромосомами.

Диплотена – начинается процесс расхождения и отталкивания гомологичных хромосом, но они остаются соединенными в некоторых местах, т.е. там где произошел кроссинговер, мостиками – хиазмами.

При образовании овоцита ( в овогенезе) появляется ещё одна стадия –диктиотена. На этой стадии образуются копии генов, идёт активный синтез р-РНК, происходит «разрыхление» хромосом, они приобретают вид «ламповых щеток». В таком состоянии хромосомы остаются до полового созревания женского организма, когда под воздействием гормона происходит завершение мейоза.

Диакинез – происходит дальнейшая спирализация и ещё большее отталкивание хромосом, исчезают ядерная оболочка, ядрышко, образуется веретено деления – 2п 4с.

Метафаза 1.-происходит выстраивание бивалентов по экватору, они образуют экваториальную пластинку -2п 4с.

Анафаза 1.-К полюсам расходятся гомологичные хромосомы, а не хроматиды, как при митозе, причём расхождение носит случайный характер.- 2п. 4с

Телофаза 1-Происходит деление цитоплазмы и образование двух клеток – п 2с.

Интерфаза11-Очень не продолжительна и редупликации ДНК не происходит.

Профаза 11 центриоли расх.к полюсам клетки,к центромерам хромосом расходятся нити веретена деления

метафаза 11 хромосомы на экваторе клетки,центромеры в 1 плоскости

Анафаза 11К полюсам расходятся хроматиды, из которых состоят хромосомы- 2п 2с. Причём, хроматиды могут быть различны по генетическим свойствам вследствие произошедшего кроссинговера.

Телофаза11Происходит образование двух дочерних гаплоидных клеток 1п 1с

Значение мейоза

1.Редукция числа хромосом и количества ДНК в ядре половых клеток.

2.Перекомбинация генетического материала в результате кроссинговера приводит к генетической изменчивости будущего потомства. Перекомбинация – источник комбинативной изменчивости организма, дающий материал для отбора, который действует в ходе эволюции.

Вопрос

Кольчатые черви. Размеры кольчецов колеблются от долей миллиметра до 2.5 м. Свободноживущие формы. Тело, три части : голова, туловище, состоящее из колец, и анальная лопасть. Голова кольчецов снабжена различными органами чувств. У многих кольчецов хорошо развиты глаза. Некоторые имеют особо острое зрение, и их хрусталик способен к аккомодации. Глаза могут быть расположены не только на голове, но и на щупальцах, на теле и на хвосте. У кольчецов развиты и вкусовые ощущения. На голове и щупальцах многих из них есть особенные обонятельные клетки и ресничные ямки, которые воспринимают различные запахи и действие многих химических раздражителей. Хорошо развиты у кольчецов органы слуха, устроенные по типу локаторов. Тело кольчецов состоит из колец, или сегментов. Число колец может достигать несколько сотен. Другие кольчецы состоят всего из нескольких сегментов. Каждый сегмент до некоторой степени представляет самостоятельную единицу целого организма. Каждый сегмент включает части жизненно важных систем органов. Органы движения (параподии) располагаются по бокам каждого сегмента. Есть они у первичных кольчецов и многощетинковых червей. У малощетинковых остаются только щетинки. Примитивная пиявка акантобделла имеет щетинки. Остальные пиявки обходятся в движении без параподий и щетинок. У эхиурид параподий нет, а щетинки есть только на заднем конце тела. Параподии, узлы нервной системы, органы выделения, половые железы и, у некоторых полихет, парные карманы кишечника планомерно повторяются в каждом сегменте. Удлинение тела вызвало необходимость многократного повторения сначала органов движения с их мускулатурой и нервной системой, а затем и внутренних органов. Целом находится между кишечником и стенкой тела. Полость тела выстлана целотелием. По средней линии тела проходит мезентерий. Полостная жидкость служит хорошим «гидравлическим скелетом». Движением полостной жидкости могут переноситься внутри тела кольчецов различные питательные продукты, выделения желез внутренней секреции, а также кислород и углекислый газ, участвующие в процессе дыхания.

Внутренние перегородки защищают организм при тяжелых ранениях и разрывах стенки тела. Кроме дыхательной и защитной роли, вторичная полость выполняет роль вместилища для половых продуктов, которые вызревают там, прежде чем выводятся наружу. Кольчецы, за немногими исключениями, имеют кровеносную систему, сердца нет. Стенки крупных сосудов сами сокращаются и проталкивают кровь через тончайшие капилляры. У пиявок функции кровеносной системы и вторичной полости настолько совпадают, что эти две системы совмещаются в единую сеть лакун, по которым течет кровь. У некоторых развиваются жабры. Рот ведет в глотку. У некоторых кольчецов в глотке располагаются сильные роговые челюсти и зубчики, помогающие крепче схватить живую добычу. У многих хищных кольчецов глотка служит мощным орудием нападения и защиты. За глоткой следует пищевод. Этот отдел часто снабжен мышечной стенкой. Перистальтические движения мышц медленно проталкивают пищу в следующие отделы. В стенке пищевода располагаются железы, фермент которых служит для первичной переработки пищи. За пищеводом следует средняя кишка. В отдельных случаях бывают развиты зоб и желудок. Стенка средней кишки образована эпителием, очень богатым железистыми клетками, которые вырабатывают пищеварительный фермент. Другие клетки средней кишки всасывают переваренную пищу. У одних кольчецев средняя кишка в виде прямой трубки, у других она изогнута петлями, третьи имеют с боков кишечника метамерные выросты. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием.

Специальные органы - метанифридии – служат для выделения наружу половых клеток – сперматозоидов и яйцеклеток. Метанефридии начинаются воронкой в полости тела; от воронки идет извитой канал, который в следующем сегменте открывается наружу. В каждом сегменте располагаются два метанефридия.

КЛАСС ПЕРВИЧНЫЕ КОЛЬЧЕЦЫ (ARCHIANNELIDA), КЛАСС ПИЯВКИ (HIRUDINEA), КЛАСС МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ КОЛЬЧЕЦЫ (POLYCHAETA), КЛАСС ОЛИГОХЕТЫ, ИЛИ МАЛОЩЕТИНКОВЫЕ КОЛЬЧЕЦЫ (OLIGOCHAETA).

Медицинских пиявок применяют при гипертонической болезни (повышенное артериальное давление), для снижения свертывания крови, рассасывания тромбов. Для этого пиявок отлавливают или специально разводят. Получают вещество гирудин, которое используют в медицине, парфюмерной промышленности. В определенных условиях дождевые черви играют отрицательную роль, так как являются промежуточными хозяевами для нескольких видов паразитических червей, вызывающих заболевания сельскохозяйственных животных заболевания сельскохозяйственных животных. Так ими распространяется тяжелое заболевание свиней – метастронгилез, от которого особенно страдает молодняк, или легочно-глистная болезнь, а также ряд глистных заболеваний кур и других птиц.

Вопрос

ди- и полигибридное скрещивание.

Третье правило или третий закон Менделя формулируется следующим образом: при скрещивании гомозиготных особей отличающихся двумя (или более) парами альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое наследование и комбинирование признаков, если гены, определяющие их, расположены в различных гомологичных хромосомах.

А – ген желтого цвета,а – ген зеленого цвета,В – ген гладкой формы,в – ген морщинистой формы

Р ♀ААВВ х ♂аавв

ж. гл. з. морщ.

G (АВ) (ав)

F1 АаВв – желтые гладкие

Р ♀ АаВв х ♂АаВв

9 частей – желтых гладких,3 части – желтых морщинистых,3 части – зеленых гладких,1 часть – зеленых морщинистых

Экзаменационный билет №11

Кошачий сосальщик.

Надцарство эукариоты, царство животные, подцарство многоклеточные, тип плоские черви, класс сосальщики, род описторхоз, вид Opistorchis felineus. Каналы кишечника не разветвленные, заканчиваются не доходя до заднего конца тела. Матка в средней части тела, кзади матка и семяприемник. В задней четверти 2 лопастных семенника, между которыми канал выделительной системы. Желточники между каналами кишечника и краем тела. Окончательный хозяин – человек, кошка, собака, лисица, песец. промежут – пресноводный моллюск бетиниа, рыбы семейства карповых.

Цикл развития: желчные протоки окончательного хозяина – яйца в кишечник – с фекалиями наружу – вода – моллюск заглатывает – мирацидий – спороцисты – редии – церкарии – рыба – в мышцах в метацеркарий - пищеварительный тракт человека- печень и желчный пузырь – марита.

Пути заражения: употребление в пищу плохо проваренной или прожаренной рыбы.

Патогенное действие: оказывают токсическое действие на организм, вызывает задержку тока желчи и сока поджелудочной железы, приводит к развитию цирроза в пораженных органах, возможен смертельный исход.

Меры профилактики: личная – не употреблять в пищу сырую, вяленую или малосоленую рыбу, перед употреблением проводить термическую обработку рыбы, общественная – соблюдение определенных правил посола рыбы, помещение рыбы в холодильные камеры, охрана воды от заражения фекалиями, санитарно-просветительская работа.

Легочный сосальщик

Систематика:Надцарство эукариоты, царство животные, подцарство многоклеточные, тип плоские черви, класс сосальщики, род парагонимоз, вид Paragonimus Ringeri.

Красно-коричневая окраска, размеры 7,5-12*4,6 мм. Ротовая присоска расположена терминально, брюшная на середине брюшной стороны. Кишечник широкий неразветвленный, по ходу образуют многочисленные изгибы. По бокам от брюшной полости лежат яичник и матка. Желточники в боковых частях. Кзади от матки 2 лопастных семенника. Половое отверстие сзади брюшной присоски.

Цикл развития: окончательные хозяева – человек, собака, кошка, тигр, леопард, свинья. Промежуточный – пресноводный моллюск мелания; пресноводные раки, крабы. Яйцо с фекалиями, либо выделившиеся из мокроты – вода – мирацидий – моллюск – спороцисты – редии – церкарии – реечный крабы, раки – метацеркарии.

Пути заражения: при употреблении в пищу сырых и плохо проваренных раков и крабов. Патогенное действие: В тканях легких вызывают воспаление, кровоизлияние, позднее образование кистозных полостей. Появляется лихорадка, кашель с мокротой и примесью крови, что может стимулировать туберкулез. Яйца с током крови могут заносится в различные органы, особенно опасно попадание в головной мозг. Меры профилактики: личная – не употреблять в пищу сырые или плохо термически обработанные раки и крабы, общественная – санитарно- просветительская работа, охрана водоемов от загрязнения фекалиями.

Вопрос

Существуют два этапа в эволюции клетки:

1.Химический.

2.Биологический.

Химический этап начался около 4,5 млрд лет назад. Под действием ультрафиолетового излучения, радиации, грозовых разрядов (источники энергии) происходило образование сначала простых химических соединений – мономеров, а затем более сложных – полимеров и их комплексов (углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот).

Биологический этап образования клеток начинается с появления пробионтов – обособленных сложных систем, способных к самовоспроизведению, саморегуляции и естественному отбору. Пробионты появились 3-3,8 млрд. лет назад. От пробионтов произошли первые прокариотические клетки – бактерии. Эукариотические клетки произошли от прокариот (1-1,4 млрд. лет назад) двумя путями:

1)Путем симбиоза нескольких прокариотических клеток – это симбиотическая гипотеза;

2)Путем инвагинации клеточной мембраны. Суть инвагинационной гипотезы заключается в том, что прокариотическая клетка содержала несколько геномов, прикрепленных к клеточной оболочке. Затем происходила инвагинация – впячивание, отшнуровка клеточной мембраны, и эти геномы превращались в митохондрии, хлоропласты, ядро.

Строение прокариотической клетки.

Нет оформленного ядра, митохондрий, пластид. В центре цитоплазмы – нуклеоид, содержащий 1 хромосому с молекулой ДНК, мембраной от цитоплазмы не отделен. Внутри клетки мембранные структуры разного назначения: одни выполняют функции ЭС, другие – митохондрий, аппарата Гольджи, имеются рибосомы. Цитоплазма покрыта наружной мембраной и плотной клеточной стенкой. Иногда клетка погружена в полужидкую коллоидную капсулу.

Согласно первой гипотезе, все клеточные органоиды ведут свое происхождение от плазма-леммы: они образовались путем впячивания отдельных участков и последующей дифференциации и специализации. Л. Моргулис предложила СЭТ-теорию — теорию серии эндосимбиогенезов (сериальная эндосимбиогенетическая теория). Согласно СЭТ-теории, становление клетки эукариот происходило в несколько этапов на основе симбиоза (мутуализма).

В результате адаптивной радиации прокариот - их экологической дифференцировки — возникло колоссальное разнообразие этих организмов. Появились бактерии хемосинтетики, фотосинтетики, аэробы (грам-отрицательные бактерии, имеющие цикл Кребса), анаэробы.

Доказательства в пользу СЭТ-гипотезы: наличие у митохондрий и пластид двойной оболочки (собственной и ва-куолярной), наличие собственной кольцевой - прокариотической ДНК, наличие мелких прокариотических рибосом, независимый от ядра ритм размножения митохондрий и пластид.

Вопрос

Неаллельное взаимодействие генов. Неаллельные гены – гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом или в разных парах хромосом. Различают 3 вида неаллельных генов:

1. комплиментарность ( 2 доминантных неаллельных гена при совместном присутствии в генотипе определяют новый признак)

1 9:3:3:1 каждый доминантный ген в отдельности имеет свое фенотипическое проявление, а при совместном присутствии появляется признак новообразования. Рецессивные гены имеют одинаковое фенотипическое проявление. (наследование формы гребня)

2 9:6:1 оба доминантных неаллельных гена, также как и оба рецессивных имеют сходное фенотипическое проявление. При их совместном присутствии появляется признак новообразования. (форма плода у тыквы)

3 9:3:4 когда 1 из доминантных неаллельных генов имеет фенотипическое проявление, другой не имеет. а при совместном присутствии появляется признак новообразования. ( наследование окраски шерсти у грызунов)

4 9:7 когда каждый доминантный ген в отдельности имеет тоже фенотипическое проявление, что и рецессивный ген. (наследование и развития слуха и глухоты).

2. Эпистаз – это вид взаимодействия неаллельных генов при котором аллели одного гена подавляют проявление аллелей другого гена. В зависимости от того, какие аллели оказывают подавляющее действие развличают 2 разновидности эпистаза:

1 Доминантный эпистаз – эпистатируют доминантные гены (А>В)

а) 12:3:1 Имеет место когда фенотипическое проявление одного доминантного гена отличается от другого, а рецессивные гены имеют одинаковое фенотипическое проявление. (окраска шерсти лошадей)

б)13:3 имеют место, если аллели одного доминантного гена эпистатируются аллелями другого доминантного гена – ингибиторами (оперение у кур).

2 Рецессивный эпистаз.

а) 9:3:4 окраска луковиц репчатого лука

б)9:7 характерно для комплиментарного взаимодействия. Частный случай.

3. Полимерия. Полимерными называются неналлельные гены проявляющиеся сходным образом. При решении задач такие гены обозначаются одной буквой с разными подстрочными индексами:а)Некумулятивная 15:1 (качественная полимерия)- это тип наследования. при котором степень фенотипического проявления признака не зависит от присутствующих в генотипе доминантных аллелей.

б)Кумулятивная (количественная) 1:4:6:4:1 – это вид полимерии при котором степень выраженности признака зависит от количества доз доминантного гена: чем больше доминантных аллелей присутствуют в генотипе, тем в большей степени выражен признак. По данному типу наследуется рост, масса тела, высота растения, яйценоскость, молочность. содержание питательных веществ, цвет волос и кожи.

Экзаменационный билет №12

Вопрос

Митоз – это основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала. Это непрерывный процесс, который состоит из 4 фаз: 1) профаза 2) метафаза 3) анафаза 4) телофаза

перед митозом происходит подготовка клетки к делению или интерфаза. Митотический цикл – период подготовки клетки к митозу и собственно митоз.

Интерфаза. Состоит из 3 периодов: пресинтетический (G1), синтетический (S), постсинтетический (G2).

Пресинтетический.

n=количество хромосом, с = количество ДНК.

2n 2с – диплоидный набор хромосом, двойная цепь ДНК. Рост клетки, активизация процессов биологического синтеза.

Синтетический. 2n 4c – период репликации ДНК

Постсинтетический. 2n 4c – подготовка клетки к митозу, синтез и накопление белков и энергии, увеличение количества органоидов, удвоение центриолей.

Профаза.

2n 4c – разрушение (демонтаж) ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам. Формирование нитей веретена деления, «исчезновение ядрышек», конденсация двухроматидных хромосом.

Метафаза.

2n 4c – выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки. Прикрепление нитей к веретенам деления одним концом к центриолям другим к центромерам хромосом.

Анафаза.

4n 4c – деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки.