Тема: Особенности внешнего и внутреннего строения костной рыбы в связи с приспособлением к водному образу жизни.

Оборудование: влажные препараты, виртуальные изображения рыб и их строения, руководство к практикуму, учебники зоологии.

Цель занятия: на примере окуня выяснить характерные особенности рыб, как первично-водных животных.

Систематика:

ТИП ПОДТИП КЛАСС ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые Позвоночные Костные рыбы обыкновенный окунь

Ход работы:

1. Используя все пособия, изучить строение рыбы, отметить в нем приспособления к жизни в воде.

2. Зарисовать в тетрадях схемы систем органов рыбы.

3. Рассмотреть и нарисовать изображения 5 видов рыб, кратко описать с их образом жизни.

Анализ изученного материала: (ответить письменно)

1. Признаки позвоночных животных характерные для рыб.

2. Какие признаки класса костных рыб имеются у окуня?

3. Перечислить приспособления окуня к водному образу жизни.

Домашнее задание: начертить таблицу "Характерные особенности

строения различных классов позвоночных", заполнить столбец "Рыбы".

Таблица

Системы органов Рыбы Амфибии Рептилии Птицы Звери
Покровы тела Нервная Кровеносная Мышечная Особенности размножения            

Использование материала в школе: в темах "Как животные зимуют?", "Как кто весну встречает?", "Растения и животные водоемов"(3 кл).

В тетрадь по фауне НСО внести: нельма, пелядь, хариус, щука, язь, лещ, чебак, карась, пескарь, щиповка, окунь, ерш, осетр.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 10

Тема: Многообразие и строение амфибий

Оборудование: влажные препараты, виртуальные изображения амфибий и их строения, руководство к практикуму, учебники зоологии.

Цель занятия: на примере лягушки изучить характерные черты строения амфибий.

Систематика:

ТИП ПОДТИП КЛАСС ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые Позвоночные Амфибии остромордая лягушка

Ход работы:

1. Изучить особенности внешнего строения лягушки с помощью учебника и таблиц. Нарисовать и подписать отделы ее тела.

2. Изучить внутреннее строение лягушки с помощью таблиц и практикума. Нарисовать и подписать схемы систем ее органов (кровеносная система, головной мозг).

3. Изучить и изобразить в тетради схему развития земноводных от икринки до взрослой особи. Снабдить схему комментарием.

Анализ изученного материала: (ответить письменно)

1. Какие адаптации имеет животное для жизни в воде?

2. Каковы приспособления их к существованию на суше?

3. Какие отличия появились у них в сравнении с рыбами?

Домашнее задание: Заполнить в таблице "Характерные особенности систем органов различных классов позвоночных животных" раздел "Амфибии".

Использование изученного материала в школе: в темах "Дикие животные летом и осенью", "Как разные животные зимуют", "Кто как весну встречает?"(2 кл),"Животные лесов, лугов, водоемов"(3 кл); в беседах с родителями об охране природы.

В тетрадь по фауне НСО внести: остромордую лягушку, серую жабу, обыкновенного тритона и сибирского углозуба.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 11

Тема: Рептилии – первые наземные хордовые

Оборудование: влажные препараты, скелеты, виртуальные таблицы строения рептилий, учебник для практических занятий по зоологии.

Цель занятия: на примере ящерицы ознакомиться с особенностями строения пресмыкающихся.

Систематика:

ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые Позвоночные Рептилии Чешуйчатые прыткая ящерица

Ход работы:

1. С помощью таблиц и учебника ознакомиться с внешним строением ящерицы, нарисовать ее и подписать части тела.

2. Изучить внутреннее строение ящерицы, нарисовать схемы систем органов (кровеносная система, головной мозг).

Анализ изученного материала: заполнить таблицу "Сравнительная характеристика рептилий"

Таблица

Особенности разных отрядов рептилий.

Признаки Змеи Ящерицы Черепахи Крокодилы
Форма тела        
Конечности        
Покровы        
Размножение        
Питание        
Среда обитания        

Домашнее задание: а) занести в сводную таблицу данные о рептилиях, б) описать роль пресмыкающихся в жизни человека.

Использование материала в школе: в темах - "Дикие животные летом и осенью", "Как животные зимуют?", "Кто и как весну встречает?"(2 кл); "Животные лугов, лесов и водоемов"(3 кл).

В тетрадь по фауне внести: ящерицы: прыткая и живородящая, змеи: обыкновенная гадюка и обыкновенный уж.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 12

Наши рекомендации