Содержательная составляющая урока

  Критерии Уровень (баллы) Примечание
Недостаточный Удовлетворительный Достато- чный, но есть замечания Соответствует необходимым профессиональным компетенциям  
 
Научность материала урока            
Правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся            
Соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель            
Воспитательная направленность урока;            
Связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения            
Использование межпредметных связей;            
Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;            
Связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;            
Обоснованность выбранной структуры урока, соответствие построения урока его содержанию и цели;            
Хронометрирование урока (структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени) и целесообразность распределения времени по структуре урока;            
Характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, какова степень самостоятельности учащихся);            
Умение студента развивать навыки и умения учеников на уроке (запоминание и использование материала)            
Плотность урока, рациональное использование времени            
Общение студента на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.            
Активность класса и отдельных учащихся, как отклик на деятельность студента практиканта            
Умение заинтересовать учащихся материалом урока;            
Умение поддерживать дисциплину и организовать работу учащихся;            
Конспектирование учителем основного материала темы на доске и организация конспекта в тетрадях учеников            

Оцените формы и виды контроля, которые использовал студент на уроке, указав в соответствующем поле вид и формы контроля оценку от 2 до 5 баллов (2 балл низкий уровень – 5 баллов высокий уровень)



Форма контроля Вид контроля
Текущий Тематический Итоговый
Устный Фронтальный      
Индивидуальный      
Письменный Фронтальный      
Индивидуальный      

3. Оценка методической составляющей урока:

В соответствии с тем, какие методы, технологии обучения, и на каком этапе урока их использовал студент, оцените его квалификационный уровень.

Методы и технологии обучения Уровень (баллы) Примечание
Недостаточный Удовлетворительный Достато- чный, но есть замечания Соответствует необходимым профессиональным компетенциям  
 
Словесные методы            
Практические методы            
Наглядные методы            
Объяснительно-иллюстративный            
Репродуктивный            
Частично-поисковый            
Метод проблемного изложения            
Технология (укажите какую использовал студент[7]….)                
Соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся            
Владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке            

4.Реализация студентом итоговой части урока

  Критерии Уровень (баллы) Примечание
Недостаточный Удовлетворительный Достато- чный, но есть замечания Соответствует необходимым профессиональным компетенциям  
 
Подведение итогов урока            
Организация домашней работы            
Как студент осуществляет оценку текущей и итоговых результатов учащихся на уроке?Система оценки знаний, ее педагогическая ценность            

5. Итоговая оценка деятельности студента на уроке – установите соответствие уровня квалификационной подготовки студента в соответствии с профессиональными компетенциями выпускника (рефлексия)



  Критерии Уровень (баллы) Примечание
Недостаточный Удовлетворительный Достато- чный, но есть замечания Соответствует необходимым профессиональным компетенциям  
 
Компетентность в области личностных качеств
1.1. Как вы оцениваете имеющийся квалификационный уровень развития студента            
1.2. Успевает ли студент выполнить все запланированное на учебном занятии - уроке?            
1.3. Как вы видите перспективы профессионального развития студента?            
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Соответствуют ли цели учебного занятия программным задачам темы и уровню подготовки учащихся?            
2.2. Удалось ли студенту реализовать все запланированные этапы работы на уроке и достичь запланированных результатов ?            
3. Компетентность в области организации педагогической деятельности
3.1. Насколько удалось студенту реализовать методические разработки и технологии обучения географии на уроке?            
3.2. Оцените разнообразие (весь спектр) методических и дидактических приемов педагогической деятельности студента            
3.3. Оцените разнообразие методических и дидактических материалов, которые студент использовал для подготовки к уроку?            
3.4. Как студент оцениваете текущие и итоговые результаты деятельности учеников на уроке географии            
3.5. Насколько эффективно студент использует собственную систему мониторинга образовательных достижений            

Выводы учителя-методиста о педагогической деятельности студента___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации учителя-методиста_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации по оформлению оценочного листа студента

для методистапедагогической практикипо географии

В связи с изменениями требований к организации, проведению и итогам педагогической практики, сотрудниками и методистами кафедры географии и методики обучения географии естественнонаучного факультета ОмГПУ был разработан новый образец оценочного листа, используемого при аттестации педагогической деятельности студента на практике по специальности - учитель географии.

Представленный оценочный лист заполняется при оценке педагогической деятельности студента на конкретном уроке географии:

1. учителем географии, за которым закрепляется студент в конкретной школе;

2. методистом, руководителем педагогической практики из ОмГПУ, который в установленные сроки практики, посещает уроки студента в школе.

Рекомендуем заполнять оценочный лист студента, со 2-ой или 3-ей недели с начала педагогической практики, после адаптации и знакомства студента с учениками.

В отчете студент представляет2 оценочных листа по двум зачетным урокам географии, заполняет оценочный лист учитель географии, за которым закрепляется студент в конкретной школе.

Пояснения для методиста к заполнению оценочного листа студента

Обращаем ваше внимание, что в пояснениях представлены только ориентиры для определения оценки уровня квалификационной компетентности (знаний и умений) студента. Методист, учитель географии может самостоятельно определять, исходя из конкретной ситуации и педагогического опыта варианты оценивания, делая особые пометки в графе примечание представленных в таблицах.

Уровень квалификационной компетентности (знаний и умений), педагогические, методологические и др. аспекты урока, который проводит студент практикант, оцениваются по 5 пунктам:

Организация урока

Реализация студентом мобилизующего начала урока

  Критерии Пояснения к критериям оценки
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку, адекватность выбора способов поведения в конкретной ситуации · Обратил студент внимание на готовность класса к уроку или проигнорировал данный факт. Проверил, все ли готовы? · Как оперативно организовал подготовку отставших, недисциплинированных учеников. · Сделал корректное замечание, помог организовать рабочее место, сделал запись в дневник для особо недисциплинированных учеников и т.п. · Похвалил тех, кто вовремя приготовился к уроку · Как много или достаточно от общего времени урока потрачено на подготовку класса. · Здесь можно оценить умение студента использовать дисциплинарные приемы и методы воздействия на класс и конкретного ученика!!!!!! и т.д.
Подготовка классной доски и средств обучения к уроку (указана дата, тема урока, домашнее задание, карта к теме урока, презентация и т.д.)  
Компетентность студента в области постановки целей и задач педагогической деятельности на уроке
  • Названа ли студентом тема урока?
  • Обратил ли внимание студент учащихся на цели урока (Даны или не даны)?
  • Организовал работу учащихся описав кратко ход урока?
и т.д.  
Как студент использовал способы мотивации обучающихся (воспитанников)?
  • Характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся скрытое, открытое, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся;
  • Были предложены интересные виды и формы учебной деятельности (игра, кроссворды и т.п.)
  • Был озвучен интересный проблемный материал, вопрос, информация по теме урока и т.п.
  • Предложена или запланирована самостоятельная работа, творческая работа в конце урока или дома по результатам изучения новой темы и т.п.

Использование студентом средств обучения географии на уроке

В таблице необходимо оценить знания и умения студента организовать деятельность с теми средствами обучения, которые он использовал на конкретном уроке. Если студент использовал сочетание нескольких видов средств, оцените уровень квалификационной компетентности (знаний и умений) студента всех используемых средств обучения по соответствующим критериям.

В данном разделе оцениваются в совокупности знания и умения студента организовать работу со средствами обучения географии в рамках конкретной темы, хода урока, используемых методических форм, приемов образовательной деятельности:

а) адекватность использованных средств основной цели урока;

в) правомерность использования средств на данном этапе урока: на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки);

г) эффективность использования средств в данном классе;

д) грамотное использование и сочетание различных средств.

2. Содержательная составляющая урока –важный компонент оценки квалификации студента – критерии указаны с пояснениями в таблицы. Главным положительным аспектом предлагаемых критериев оценки является общая ориентировка, к которой учитель и проверяющий прибегают в соответствии с имеющимися у них уровнями педагогической и методологической культуры. Таким образом, педагогический аспект урока традиционно рассматривается через призму сочетания представленных в таблице позиций оценочного листа, которые характеризуют уровень педагогической и методологической подготовки студента:

· управление процессом учения, цели, средства, методы, содержание обучения;

· организационные, коммуникативные, экспрессивные практические действия учителя;

· методические умения учителя, виды обратной связи;

· соблюдение основных дидактических принципов;

· целесообразность выбора определенной формы урока, его этапов, продиктованность обучающих действий и т.д.

Оценивая формы и виды контроля, которые использовал студент на уроке, можно указать все проводимые на одном уроке системы контроля, их эффективность и целесообразность проведения в рамках конкретной темы, на определенном этапе урока и т.д.

3. Оценка методической составляющей урока проверяющим, выставление баллов по разным критериям дает следующую информацию:

· О правильности и обоснованности постановки учебных и воспитательных целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся.

· Соответствии структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

· Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний, выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

· Организация самостоятельной работы учащихся.

· Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие методов и приемов, применяемых учителем.

· Эмоциональность подачи материала. Уровень методической вооруженности и педагогической техники учителя.

· Интерес к уроку. Внимание и прилежание. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

· Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.

4.Реализация студентом итоговой части урока

Оценивается умение студента организовать работу учащихся по окончании урока, подвести итоги, уложиться по времени – реализовать все элементы урока до звонка

5. Итоговая оценка деятельности студента на уроке производится посредством самоанализа, сделанного студентом-практикантом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим.

В выводе учитель или методист дают аргументированную характеристику достоинств и недостатков урока, проведенного студентом. Проводят диагностику причин и тенденций в их развитии. Отмечают элементы творчества студента, заслуживающие внедрение в практику работы. Описывают индивидуальные особенности учителя: характер и степень педагогического мастерства, общего кругозора и педагогической эрудиции. Стиль беседы студента практиканта с участниками общения. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора.

В рекомендациях студенту дают советы по самообразованию на основании выводов и предложений, сделанных в предыдущем разделе. Можно предложить пути по устранению недостатков в работе. Заключительное слово учителя и методиста относительно дальнейшей профессиональной деятельности студента.

Наши рекомендации