Содержательная составляющая урока
Критерии | Уровень (баллы) | Примечание | |||||
Недостаточный | Удовлетворительный | Достато- чный, но есть замечания | Соответствует необходимым профессиональным компетенциям | ||||
Научность материала урока | |||||||
Правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся | |||||||
Соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель | |||||||
Воспитательная направленность урока; | |||||||
Связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения | |||||||
Использование межпредметных связей; | |||||||
Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; | |||||||
Связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; | |||||||
Обоснованность выбранной структуры урока, соответствие построения урока его содержанию и цели; | |||||||
Хронометрирование урока (структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени) и целесообразность распределения времени по структуре урока; | |||||||
Характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, какова степень самостоятельности учащихся); | |||||||
Умение студента развивать навыки и умения учеников на уроке (запоминание и использование материала) | |||||||
Плотность урока, рациональное использование времени | |||||||
Общение студента на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми. | |||||||
Активность класса и отдельных учащихся, как отклик на деятельность студента практиканта | |||||||
Умение заинтересовать учащихся материалом урока; | |||||||
Умение поддерживать дисциплину и организовать работу учащихся; | |||||||
Конспектирование учителем основного материала темы на доске и организация конспекта в тетрадях учеников |
Оцените формы и виды контроля, которые использовал студент на уроке, указав в соответствующем поле вид и формы контроля оценку от 2 до 5 баллов (2 балл низкий уровень – 5 баллов высокий уровень)
Форма контроля | Вид контроля | |||
Текущий | Тематический | Итоговый | ||
Устный | Фронтальный | |||
Индивидуальный | ||||
Письменный | Фронтальный | |||
Индивидуальный |
3. Оценка методической составляющей урока:
В соответствии с тем, какие методы, технологии обучения, и на каком этапе урока их использовал студент, оцените его квалификационный уровень.
Методы и технологии обучения | Уровень (баллы) | Примечание | ||||
Недостаточный | Удовлетворительный | Достато- чный, но есть замечания | Соответствует необходимым профессиональным компетенциям | |||
Словесные методы | ||||||
Практические методы | ||||||
Наглядные методы | ||||||
Объяснительно-иллюстративный | ||||||
Репродуктивный | ||||||
Частично-поисковый | ||||||
Метод проблемного изложения | ||||||
Технология (укажите какую использовал студент[7]….) | ||||||
Соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся | ||||||
Владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке |
4.Реализация студентом итоговой части урока
Критерии | Уровень (баллы) | Примечание | |||||
Недостаточный | Удовлетворительный | Достато- чный, но есть замечания | Соответствует необходимым профессиональным компетенциям | ||||
Подведение итогов урока | |||||||
Организация домашней работы | |||||||
Как студент осуществляет оценку текущей и итоговых результатов учащихся на уроке?Система оценки знаний, ее педагогическая ценность |
5. Итоговая оценка деятельности студента на уроке – установите соответствие уровня квалификационной подготовки студента в соответствии с профессиональными компетенциями выпускника (рефлексия)
Критерии | Уровень (баллы) | Примечание | |||||
Недостаточный | Удовлетворительный | Достато- чный, но есть замечания | Соответствует необходимым профессиональным компетенциям | ||||
| Компетентность в области личностных качеств | ||||||
1.1. | Как вы оцениваете имеющийся квалификационный уровень развития студента | ||||||
1.2. | Успевает ли студент выполнить все запланированное на учебном занятии - уроке? | ||||||
1.3. | Как вы видите перспективы профессионального развития студента? | ||||||
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | |||||||
2.1. | Соответствуют ли цели учебного занятия программным задачам темы и уровню подготовки учащихся? | ||||||
2.2. | Удалось ли студенту реализовать все запланированные этапы работы на уроке и достичь запланированных результатов ? | ||||||
3. | Компетентность в области организации педагогической деятельности | ||||||
3.1. | Насколько удалось студенту реализовать методические разработки и технологии обучения географии на уроке? | ||||||
3.2. | Оцените разнообразие (весь спектр) методических и дидактических приемов педагогической деятельности студента | ||||||
3.3. | Оцените разнообразие методических и дидактических материалов, которые студент использовал для подготовки к уроку? | ||||||
3.4. | Как студент оцениваете текущие и итоговые результаты деятельности учеников на уроке географии | ||||||
3.5. | Насколько эффективно студент использует собственную систему мониторинга образовательных достижений |
Выводы учителя-методиста о педагогической деятельности студента___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации учителя-методиста_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации по оформлению оценочного листа студента
для методистапедагогической практикипо географии
В связи с изменениями требований к организации, проведению и итогам педагогической практики, сотрудниками и методистами кафедры географии и методики обучения географии естественнонаучного факультета ОмГПУ был разработан новый образец оценочного листа, используемого при аттестации педагогической деятельности студента на практике по специальности - учитель географии.
Представленный оценочный лист заполняется при оценке педагогической деятельности студента на конкретном уроке географии:
1. учителем географии, за которым закрепляется студент в конкретной школе;
2. методистом, руководителем педагогической практики из ОмГПУ, который в установленные сроки практики, посещает уроки студента в школе.
Рекомендуем заполнять оценочный лист студента, со 2-ой или 3-ей недели с начала педагогической практики, после адаптации и знакомства студента с учениками.
В отчете студент представляет2 оценочных листа по двум зачетным урокам географии, заполняет оценочный лист учитель географии, за которым закрепляется студент в конкретной школе.
Пояснения для методиста к заполнению оценочного листа студента
Обращаем ваше внимание, что в пояснениях представлены только ориентиры для определения оценки уровня квалификационной компетентности (знаний и умений) студента. Методист, учитель географии может самостоятельно определять, исходя из конкретной ситуации и педагогического опыта варианты оценивания, делая особые пометки в графе примечание представленных в таблицах.
Уровень квалификационной компетентности (знаний и умений), педагогические, методологические и др. аспекты урока, который проводит студент практикант, оцениваются по 5 пунктам:
Организация урока
Реализация студентом мобилизующего начала урока
Критерии | Пояснения к критериям оценки | |
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку, адекватность выбора способов поведения в конкретной ситуации | · Обратил студент внимание на готовность класса к уроку или проигнорировал данный факт. Проверил, все ли готовы? · Как оперативно организовал подготовку отставших, недисциплинированных учеников. · Сделал корректное замечание, помог организовать рабочее место, сделал запись в дневник для особо недисциплинированных учеников и т.п. · Похвалил тех, кто вовремя приготовился к уроку · Как много или достаточно от общего времени урока потрачено на подготовку класса. · Здесь можно оценить умение студента использовать дисциплинарные приемы и методы воздействия на класс и конкретного ученика!!!!!! и т.д. | |
Подготовка классной доски и средств обучения к уроку (указана дата, тема урока, домашнее задание, карта к теме урока, презентация и т.д.) | ||
Компетентность студента в области постановки целей и задач педагогической деятельности на уроке |
| |
Как студент использовал способы мотивации обучающихся (воспитанников)? |
|
Использование студентом средств обучения географии на уроке
В таблице необходимо оценить знания и умения студента организовать деятельность с теми средствами обучения, которые он использовал на конкретном уроке. Если студент использовал сочетание нескольких видов средств, оцените уровень квалификационной компетентности (знаний и умений) студента всех используемых средств обучения по соответствующим критериям.
В данном разделе оцениваются в совокупности знания и умения студента организовать работу со средствами обучения географии в рамках конкретной темы, хода урока, используемых методических форм, приемов образовательной деятельности:
а) адекватность использованных средств основной цели урока;
в) правомерность использования средств на данном этапе урока: на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки);
г) эффективность использования средств в данном классе;
д) грамотное использование и сочетание различных средств.
2. Содержательная составляющая урока –важный компонент оценки квалификации студента – критерии указаны с пояснениями в таблицы. Главным положительным аспектом предлагаемых критериев оценки является общая ориентировка, к которой учитель и проверяющий прибегают в соответствии с имеющимися у них уровнями педагогической и методологической культуры. Таким образом, педагогический аспект урока традиционно рассматривается через призму сочетания представленных в таблице позиций оценочного листа, которые характеризуют уровень педагогической и методологической подготовки студента:
· управление процессом учения, цели, средства, методы, содержание обучения;
· организационные, коммуникативные, экспрессивные практические действия учителя;
· методические умения учителя, виды обратной связи;
· соблюдение основных дидактических принципов;
· целесообразность выбора определенной формы урока, его этапов, продиктованность обучающих действий и т.д.
Оценивая формы и виды контроля, которые использовал студент на уроке, можно указать все проводимые на одном уроке системы контроля, их эффективность и целесообразность проведения в рамках конкретной темы, на определенном этапе урока и т.д.
3. Оценка методической составляющей урока проверяющим, выставление баллов по разным критериям дает следующую информацию:
· О правильности и обоснованности постановки учебных и воспитательных целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся.
· Соответствии структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.
· Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний, выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.
· Организация самостоятельной работы учащихся.
· Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие методов и приемов, применяемых учителем.
· Эмоциональность подачи материала. Уровень методической вооруженности и педагогической техники учителя.
· Интерес к уроку. Внимание и прилежание. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.
· Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.
4.Реализация студентом итоговой части урока
Оценивается умение студента организовать работу учащихся по окончании урока, подвести итоги, уложиться по времени – реализовать все элементы урока до звонка
5. Итоговая оценка деятельности студента на уроке производится посредством самоанализа, сделанного студентом-практикантом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим.
В выводе учитель или методист дают аргументированную характеристику достоинств и недостатков урока, проведенного студентом. Проводят диагностику причин и тенденций в их развитии. Отмечают элементы творчества студента, заслуживающие внедрение в практику работы. Описывают индивидуальные особенности учителя: характер и степень педагогического мастерства, общего кругозора и педагогической эрудиции. Стиль беседы студента практиканта с участниками общения. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора.
В рекомендациях студенту дают советы по самообразованию на основании выводов и предложений, сделанных в предыдущем разделе. Можно предложить пути по устранению недостатков в работе. Заключительное слово учителя и методиста относительно дальнейшей профессиональной деятельности студента.