I. Организационный момент. Сообщение темы урока

– Сегодня мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим изученное из истории развития нашей страны от Древней Руси до Российской империи.

Учащиеся класса делятся на три группы (три команды). Выбирается капитан в каждой из них. Учитель проводит конкурсы.

II. Занимательная игра «Великая Русь».

Й конкурс «Древнерусские слова».

Команды получают карточки с заданиями.

Карточка 1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

жанесь дяпь тьокол теврса

(сажень) (пядь) (локоть) (верста)

Карточка 2. Сделайте вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).

Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).

Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

За верно выполненное задание команды получают березовый листок.

Й конкурс «Исторические ошибки».

Каждая команда получает карточки с текстом, в котором допущены исторические ошибки. Учащиеся находят и исправляют ошибки.

1-я команда. В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

2-я команда. Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

3-я команда. В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

Й конкурс «Узнай древнерусский город».

Учитель читает четверостишие по очереди каждой команде, а учащиеся должны узнать город Руси.

1) Здесь к славе предков

Сердцем я приник.

Среди семи холмов

Люблю глядеть на Кремль

в час вечерний.

Б. Жаворонков

2) Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще,

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

С. Наровчатов

3) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

А. С. Пушкин

Ответы: 1) Москва (1147 г.); 2) Новгород (862 г. – Новгород – столица Руси); 3) Санкт-Петербург (1703 г.).

Й конкурс «Шифрограмма».

Каждая команда получает текст шифрограммы.

– Найдите спрятанные слова.

КнанговодяНойляПеруншесзлЕшийнасокдоМовойжю.

– Во что верили наши предки?

– Как называется эта вера? (Язычество.)

Й конкурс «Ребусы».

Каждая команда получает карточку с ребусами. Необходимо прочитать слова.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока - student2.ru

Й конкурс «Где это было?»

– Стрелками соедините то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока - student2.ru

Й конкурс «Кроссворд»

Каждая команда получает кроссворд. Время работы – 5 минут.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока - student2.ru

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород.)

2. Народное собрание. (Вече.)

3. Промежуток времени в 100 лет. (Век.)

4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска.)

5. Обряд принятия христианства. (Крещение.)

6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало.)

7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый.)

Наши рекомендации