Занесите результаты в прилагаемую таблицу. Выводы

Состояние испытуемого Артериальное давление Пульс
Макс. Мин. Пуль-совое Сред. Частота Наполение
Относительный покой            
Тотчас после нагрузки            
После нагрузки 30 мин            
1 мин
3 мин
И т.д.
                     

Работа № 15 ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

Спирометрия

Цель работы: методом спирометрии определить жизнен­ную емкость легких и объемы, ее составляющие.

Для работы необходимы: спирометр, зажим для носа, спирт, вата.

Опыт № 1. Определение величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в положении стоя.

Ход работы.Подготовив к работе спирометр, сделать максимально воз­можный вдох и наложить зажим на нос. Взяв в рот предвари­тельно обработанный спиртом мундштук спирометра, произвести в него максимальный выдох. Пользуясь шкалой спирометра, оп­ределить величину ЖЕЛ. Опыт повторить трижды, записав максимальное значение ЖЕЛ. У мужчин ДЕЛ в среднем колеблет­ся от 3500-5000 мл, у женщин 2500-4000 мл (на 15% меньше). Сделать результаты. Выводы.

Опыт № 2. Определение составных частей ЖЕЛ: дыха­тельного объема, резервного объема вдоха, резервного объема выдоха.

а) Для определения дыхательного объема после обычного спокойного вдоха делают спокойный выдох в спирометр. Отме­чают показания прибора. Величина ДО у взрослых 400 — 500 мл.

б) Для определения резервного объема вдоха спирометр максимально наполняют воздухом. После обычного вдоха, за­держав дыхание и зажав нос, делают максимально возможный вдох через мундштук из спирометра. По разнице показаний спи­рометра между исходным объемом и оставшимся определяют резервный объем вдоха (средние величины 1500 — 2000 мл).

в) Для определения резервного объема выдоха после обыч­ного выдоха в атмосферу делают максимально возможный вы­дох, в спирометр (средняя величина — 1500 — 2000 мл). Все исследования повторяют трижды.

Зарисуйте схему спи­рометра, запишите результаты, сравните с нормой, сделайте вы­воды по полученным результатам.

Опыт № 3

Расчёт должной жизненной ёмкости лёгких (ДЖЕЛ) и жизненного показателя

Цель работы: рассчитать ДЖЕЛ и жизненный показа­тель.

Для работы необходимы: таблицы, цифровые дан­ные о весе тела и ЖЕЛ испытуемого.

Ход работы: Расчет ДЖЕЛ проводится по формуле Антони ДЖЕЛ = ДОО • 2,6 (у мужчин) и ДЖЕЛ — ДОО • 2,2 (у женщин), где ДОО — должный основной обмен, а 2,6 и 2,2 - эмпирический коэффициент. В норме ЖЕЛ не должна отличать­ся от ДЖЕЛ менее чем на 30% (±15%). Для определения жиз­ненного показателя необходимо величину жизненной емкости легких разделить на вес тела испытуемого. В норме он долженбыть не менее 60. Жизненный показатель = ЖЕЛ/ вес тела. В выводах отметить соответствие полученных данных нормам.

Опыт № 4

Перкуссия и аускультация лёгких

Цель работы: овладеть методикой перкуссии и аускультации легких и с их помощью исследовать состояние легких.

Для работы необходимо: стетоскоп или фонендоскоп.

Ход работы: исследование выполняется на студентах.

1. Перкуссия. Под перкуссией подразумевают определение состояния и границ внутренних органов, в том числе и легких, при помощи выстукивания. Перкуссию проводят постукивани­ем указательным или средним пальцем правой руки по одному: из пальцев (чаще среднему) левой руки, расположенному в межреберье параллельно ребрам. Выстукивать следует в сим­метричных местах, сравнивая звук. Качество его зависит от на­личия под перкутируемым местом воздуха. Над легкими звук должен быть ясным и тупой над органами, не содержащими воздуха. Пользуясь описанной методикой, студенты должны научиться отличать «легочные» звуки от звуков других органов («ясный» от «тупого»); определять верхнюю и нижнюю границы легких, подвижность легочного края. Верхняя граница— спереди на 3—4 см выше ключицы, сзади —на уровне 6—7 шейного позвонка. Нижняя граница справа: по окологрудинной линии - верхний край 6-го ребра, по среднеключичной линии - нижний край 6-го ребра, по передней подмышечной линии - 7-е ребро, по средней подмышечной линии — 8-е ребро, по задней подмы­шечной линии — 9 ребро, по лопаточной линии - нижний край 10-го ребра, по околопозвоночной линии - 11-е ребро. Нижняя граница слева сзади та же, что и справа, а спереди по около­грудинной линии - 4-е ребро.

2. Аускультация. При выслушивании легких в норме необ­ходимо дифференцировать шумы, называемые везикулярным и бронхиальным дыханием. Везикулярное дыхание выслушивает­ся только на вдохе в норме и напоминает звук «ф». Его проис­хождение связано с раскрыванием альвеол во время вдоха и поступанием в них воздуха. Бронхиальное дыхание выслушива­ется во время вдоха и выдоха в виде звука «х» при дыхании открытым ртом и зависит от движения воздуха но крупным воз­духоносным путям. Бронхиальное дыхание у взрослых выслушивается в области, яремной ямки, а у детей также и сзади между лопатками на уровне 4-го грудного позвонка. Везикуляр­ное дыхание — на всей поверхности проекции легких на груд­ную стенку. Аускультация проводится стетофонендоскопом или ухом, приложенным к грудной клетке, на симметричных местах при постоянном сравнении.

Записать границы легких, отметить изменение их при вдохе и выдохе, описать ха­рактер и места выслушивания бронхиального и везикулярного дыхания.

Работа № 16

Наши рекомендации