Физиология пищеварения

Пищеварение в ротовой полости

Цель работы: определить вкусовую чувствительность разных участков языка у человека; проверить наличие способ­ности, к восприятию запаха у человека; провести анализ неко­торых физиологических функций слюны человека.

Для работы необходимы: сухарный порошок, хлеб, сахарный порошок, ломтик лука, вода с примесью уксуса; рас­творы: а) солянокислого хинина 1%; б) хлористого натрия 0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%; в) раствор сахара 1%; г) 1% лимонная кислота; стерильная вата, деревянные палочки, чистая глазная пипетка, набор веществ с различным запахом.

Опыт № 1. Определить локализацию вкусовой чувстви­тельности языка.

Ход работы. Прикасаться к разным зонам языка: на спинке, корне, краях языка, кончиком ватного тампона, смоченного в одном из следующих растворов: а) 1% солянокислого хинина б) 1% раствора сахара, в) 1% хлористого натрия, г) 1% ли­монной кислоты. Описать, зарисовать схему распределения на поверхности языка точек, воспринимающих те или другие вкусовые раздражения. Записать результаты наблюдения.

Опыт № 2. Определить порог чувствительности для раствора хлористого натрия.

Ход работы. С этой целью испытуемому на кончик языка (но не прикасаясь к языку) наносят из пипетки каплю раствора и предлагают сделать глоток. Испытуемый должен оп­ределить вкус раствора. Опыт начинают с минимальной концен­трации и продолжают увеличивать концентрацию до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус наносимого раствора. Найденную концентрацию принимают за порог данной вкусовой чувствительности. Вывод.

Опыт № 3. Нюхать при закрытых глазах различные паху­чие вещества и определить их характер по запаху. Отметить роль нюхательных движений. Вывод.

Опыт № 4. Значение слюны для апробации пищи.

Ход работы. Осушить поверхность языка марлевым тампоном; на сухую поверхность его положить поочередно сахар-порошок, соль-по­рошок. После действия каждого из указанных раздражителей прополоскать ротовую полость водой. Отметить возможность возникновения вкусовых ощущений. Вывод.

Опыт № 5. Связь вкусовых и обонятельных ощущений для апробации пищи.

Ход работы. 1.При закрытом носе прополоскать рот водой с примесью уксуса, затем открыть нос и сравнить ощущения.

2. При закрытом носе жевать кусочек лука, затем открыть нос и сравнить ощущения. Написать результаты наблюдений.

Опыт № 6

Определение вкусовой топографии языка на основные первичные вкусовые вещества (сладкое, соленое, горькое, кислое).

Цель работы:оценить вкусовую гетерогенность различных участков языка.

Для работы необходимо:испытуемый, стеклянные палочки, вата, спирт, растворы сладкого(глюкоза), соленого (р-р NaCl 10%), горького (раствор полыни) и кислого (раствор уксуса 3%), дисцилированная вода.

Ход работы:кончик стеклянной палочки обмотать ватой и погрузить в раствор различных веществ (р-ры NaCl, сахара 10%, уксуса, полыни). Смачиваем палочку раствором глюкозы. Затем этой палочкой дотрагиваемся до кончика языка. Испытуемый отвечает на вопрос о наличии ощущения сладкого в этой области. Затем таким же образом дотрагиваемся до боковой и задней поверхности Удаляем вату, промываем физиологическим раствором. На кончик палочки наматываем вату смоченную соленым веществом (р-р NaCl 10%), дотрагиваемся до языка. Также проводим исследование с кислыми и горькими растворами.

Отмечаем результаты наличия и степени ощущений в различных областях языка при воздействии различных веществ.

Зарисовать схему языка. Обозначить на ней зоны языка чувствитльные к сладкому, соленому, кислому, горькому. Сделать выводы.

Опыт № 7

Значение воды в ощущении вкуса

Цель работы:выявить роль воды в ощущении вкуса.

Для работы необходимо:соль, сахар, вода, чайная ложка (или плоская стеклянная палочка), вата, марлевые салфетки.

Ход работы: высушить поверхность языка марлевой салфеткой. Насыпать на участок соль или сахар. Ощущения сладкого (или соленого) не возникает. Смочить язык водой (слюной). Возникает ощущение сладкого (соленого). Сделать вывод.

Опыт № 8

Определение порога вкусовой чувствительности.

Цель работы:Определить порог вкусового ощущения для соленого и сладкого.

Для работы необходимо:пипетки, р-ры NaCl – 0,1%, 0,3%, 0,5%, 1%, 10%; растворы глюкозы, дисц.Н2О.

Ход работы:на поверхность языка последовательно капать р-рами NaCl от 0% до 10%. Испытуемым отметить ощущение соленого на самую низкую концентрацию NaCl. Таким же образом перовести изучение ощущения на сладкое (возрастающие концентрации р-ров глюкозы). Сделать выводы.

Опыт № 9

Роль обязательного анализатора в ощущении вкуса

Цель работы:оценить роль обонятельной сенсорной системы для формирования вкуса.

Для работы необходимо:лук, р-р уксуса 3%, лоток, вода.

Ход работы:закрыть нос пальцами (носовым зажимом). В рот положить ломтик лука и прожевать. Оценить вкус лука в этих условиях. Затем открыть нос и вновь оценить качество вкуса лука. Промыть рот водой. Закрыть нос. Взять в рот 3% р-р уксуса и оценить вкус. Затем открыть нос и вновь оценить вкус уксуса. Промыть рот водой. Сделать выводы.

Опыт № 10

Наши рекомендации