Баллов. Установите соответствие между императорами и событиями, произошедшими в годы их правления. Ответ занесите в таблицу.

Александр I Александр II Александр III
     

События:

1. указ о вольных хлебопашцах

2. введение института земских начальников

3. Сан-Стефанский мирный договор

4. создание Верховной Распорядительной комиссии

5. дарование конституции Царству Польскому

6. Фридрихсгамский мирный договор

7. указ о «кухаркиных детях»

8. Гюлистанский мирный договор

9. военные реформы Д. А. Милютина

10. русско-французская военная конвенция

11. работа Редакционных комиссий

12. оправдание Веры Засулич

10. 9 баллов. Перед вами обобщенные результаты исследований археологов, занимающихся изучением древнерусских городищ XII – XV вв.

Земля Общее количество укрепленных поселений В том числе крупных поселений с укрепленной площадью свыше 1 га Количество поселений, разрушенных и прекративших существование в середине – второй половине XIII в. Количество укрепленных поселений, возникших или восстановившихся в конце XIII – первой половине XIV в.
Галицкая и Волынская
Киевская
Новгородская
Переяславская
Полоцкая
Рязанская
Смоленская
Суздальская
Черниговская

Ниже Вам предложены несколько тезисов. На основании материалов таблицы и укажите, верно ли утверждение и кратко аргументируйте свою позицию.

10.1.Во второй половине XII в. сильнейшими стали древнерусские земли, расположенные на окраинах, Черниговская и Галицкая.

_________________________________________________

________________________

_______________________

_______________________

10.2. Последствия установления ордынского ига в равной степени сказались на всех древнерусских княжествах.

_________________________________________________

________________________

_______________________

_______________________

10.3.Процессы хозяйственного восстановления в конце XII – начале XIV в.в. происходили наиболее интенсивно в Северо-Восточной Руси и Новгородской земле.

_________________________________________________

________________________

_______________________

_______________________

11. 22 балла. Перед вами 4 изображения известных военачальников и 4 фрагмента текста, описывающих боевые действия, в которых они принимали участие. Расположите изображения в хронологической последовательности, определите имя военачальника. Установите соответствие фамилии и отрывка текста, укажите название войны и ее дату.

Ответ занесите в таблицу.

1. 2.

Баллов. Установите соответствие между императорами и событиями, произошедшими в годы их правления. Ответ занесите в таблицу. - student2.ru Баллов. Установите соответствие между императорами и событиями, произошедшими в годы их правления. Ответ занесите в таблицу. - student2.ru

3. 4.

Баллов. Установите соответствие между императорами и событиями, произошедшими в годы их правления. Ответ занесите в таблицу. - student2.ru Баллов. Установите соответствие между императорами и событиями, произошедшими в годы их правления. Ответ занесите в таблицу. - student2.ru

№ изображения Фамилия № фрагмента Название войны Дата
         
         
         
         

А. «Все верили, что город на этот раз непременно будет взят, и что взять его ввиду принятых мер - совершенные пустяки. В этом были все убеждены от генерала до последнего фургонщика».

«Основу наступления должно составлять предварительное, возможно продолжительное, обстреливание неприятельских укреплений артиллерией, усиливаемое с постепенным к ним приближением; такое же постепенное, производимое незаметно под прикрытием местности, приближение к укреплениям пехоты и, наконец, атака их открытой силой».

Подкреплений пришло много, и... зная местность... нужно теперь... напасть еще на Османа и (если можно?) обойти его с Софии, разбить или взять в плен...».

«До нас донеслись ликующие крики … "Алла!" Что значат эти крики, эта музыка, этот зловещий... грохот орудийных колес? Неужели они отняли у нас редуты, доставшиеся нам кровью тысяч людей, - редуты, на которых мы с такими жертвами держались 24 часа? Неужели все эти тысячи раненых, убитых, изувеченных, обезображенных - все это напрасные жертвы нашей злосчастной судьбы? Неужели мы снова отступили с … позиций?»

Б.«Государь, согласно приказаниям, полученным от Вашего Величества, дивизия генерала Дельзона выступила 23-го из Боровска в 11 часов утра, чтобы занять мост…и самый город. Остальная часть корпуса была расставлена по дороге, чтобы задержать эту дивизию в случае нужды.

На заре, в то время, когда шесть батальонов перешли реку, два других, которые переправились накануне, были атакованы превосходными силами неприятеля, но генерал Дельзон, соединив всю свою 1-ю бригаду за мостом, атаковал в свою очередь неприятеля и занял укрепления, которые венчают город.

Но неприятель, имея превосходство в численности и в позиции, которая позволяла ему обстреливать нас отовсюду, достиг наконец того, что оттеснил нас в нижнюю часть города. Там бились с величайшим ожесточением. С самого начала сражения русские войска продолжали прибывать; их генералы, чувствуя всю важность этого пункта, непрерывно возобновляли свои атаки».

«Город был несколько раз взят, отбит и снова взят, и только к восьми часам вечера он остался за вице-королем. Он выиграл большое сражение, но потерял почти весь провиант и до семи тысяч убитыми.

На следующий день император посетил место битвы. …было решено отступить, причем император сказал: «Вот что значит опоздать на один час».

«Только на следующий день мы поняли, что намерение русских было отнять у нас город, прикрыть Калугу и помешать нам отступить через их южные губернии. Теперь можно было пожалеть, что мы остановились в Фоминском. Не потеряй мы этого дня, неприятель направился бы к своему укрепленному лагерю и не успел бы явиться сюда для защиты позиций…».

В.«Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им давно пора капитулировать. На каждую их пушку — у нас пять пушек, на каждого солдата — десять. А ты бы видел их ружья! Наверное, у наших дедов, штурмовавших Бастилию, и то было лучшее оружие. У них нет снарядов. Каждое утро их женщины и дети выходят на открытое поле между укреплениями и собирают в мешки ядра. Мы начинаем стрелять. Да! Мы стреляем в женщин и детей. Не удивляйся. А они не уходят. Женщины плюют в нашу сторону, а мальчишки показывают языки. Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых.

И откуда только они берут силы сражаться? На каждую нашу атаку они отвечают контратакой… Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык – дереву и тому я советовал бы уйти с дороги. Мне начинает казаться, что война никогда не кончится. Вчера перед вечером мы четвертый раз за день ходили в атаку и четвертый раз отступали. Впереди бежал коренастый малый с черными усиками и серьгой в одном ухе. Он сшиб двух наших — одного штыком, другого прикладом — и уже нацелился на третьего, когда хорошенькая порция шрапнели угодила ему прямо в лицо. Рука у матроса так и отлетела, кровь брызнула фонтаном. Мы перетащили его к себе, перевязали кое-как раны и положили в землянке. Ночью я внезапно проснулся, будто кто-то толкнул меня в бок. В землянке было совсем темно, хоть глаз выколи. Я зажег спичку. И что бы ты думал? Раненый русский матрос подполз к бочонку с порохом. В единственной своей руке он держал трут и огниво. Белый как полотно, со стиснутыми зубами, он напрягал остаток своих сил, пытаясь одной рукой высечь искру. Еще немного, и все мы, вместе с ним, со всей землянкой взлетели бы на воздух. Я спрыгнул на пол, вырвал у него из руки огниво и закричал не своим голосом. Почему я закричал? Опасность уж миновала. Поверь, Морис, впервые за время войны мне стало страшно. Если раненый, истекающий кровью матрос, которому оторвало руку, не сдается, а пытается взорвать на воздух себя и противника — тогда надо прекращать войну. С такими людьми воевать безнадежно».

Г. «Страна, против которой мы выставили почти четырехтысячную массу войск, противодействовала нам только сильными природными препятствиями, а живых защитников, с оружием в руках, вряд ли было более тысячи. Трудно сказать, что руководило их действиями, но нельзя отнять их достоинства: они были воинственны и крайне единодушны: ни одного лазутчика, ни одного проводника не являлось к нам с их стороны; во все время действий до этого действия ни одного парламентера не высылали они с просьбой о мире, да и ни один человек не попался нам в плен, до прибытия на эту позицию. Понимая всю слабость свою, они рассыпались по трущобам: скрываясь удобно не только вдали от войск, но и около нашего расположения, они выжидали оплошных одиноких людей и убивали их в упор».

«…не можешь поверить, каким образом народ, у которого почти каждый ребенок носит оружие, который не имеет писанных законов, исполнительной власти, даже начальников и предводителя, может не только существовать, но еще противостоять долгие годы такому колоссу, как Россия, и сохранить свою независимость. Причина этому – крепкая социальная организация народа, опирающаяся на национальные традиции и обычаи, которая не только охраняет личность и имущество каждого, но также делает трудными и почти невозможными все физические и моральные попытки к покорению страны».

«Необыкновенное зрелище представлял вновь покоренный край в конце мая, в июне и после. Случалось, смотришь с высокой горы во все стороны: видно множество чудных долин, хребтов, гор, рек и речек: среди старых, похожих на лес садов, то там, то здесь следы бывших жилищ. Но все это было мертво, нигде ни души. Не хотелось верить, чтобы на громадном пространстве…не было никого; между тем, это было так, и все живописные виды и роскошные дары богатой природы, обезжизненные, невольно производили на зрителя впечатление более тяжелое и грустное, чем приятное...»

Наши рекомендации