Заполните таблицу «Межэтнические взаимодействия и их результаты». Таблицу выполнять в тетради

ТЕМА: ЭТНОСЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ГРАЖДАНСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Обратите внимание!В конце семинарского занятия состоится 2 рубежный тест на 20 минут. В тесте 20 вопросов. Тест будет включать вопросы по материалам лекций 4-6 и семинаров 5-7.

Задачи семинарского занятия:

1. Разобрать понятия «этнос», «этничность», «нация», «гражданская идентичность», «этническая идентичность» с позиций различных этносоциологических концепций.

2. Рассмотреть проблемы этнического взаимодействия и виды этнического взаимодействия на конкретных примерах социальной действительности.

3. Рассмотреть как представлено понятия «Этничность» в публичном пространстве. На примере серии мультипликационных фильмов «Гора самоцветов».

4. Этничность и политика. Анализ опроса общественного мнения по проблеме этнической и гражданской идентичности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитайте соответствующие разделы учебников Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. «Этносоциология», Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. «Этнология». Выпишите понятия «этнос», «этничность», «нация». Выявите отличия в рассмотрении этих понятий представителями различных концепций (примордиализм, инструментальный подход, конструктивизм). На основе прочитанного сформулируйте понятия «этническая идентичность» и «гражданская идентичность»,приведите примеры.

Обратите внимание!За предложенными учебниками обратитесь в методический кабинет кафедры социально-исторических наук.

Заполните таблицу «Межэтнические взаимодействия и их результаты». Таблицу выполнять в тетради.

Термин Определение понятия Пример
ассимиляция    
аккультурация    
культурная интеграция    
культурная диффузия    

За информацией обратитесь к электронному ресурсу:

Сайт «Культурология: теория, школы, история практика». Раздел «Библиотека. Понятия и термины культурологи» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/terms/index.htm http://www.countries.ru/library/terms/index.htm (26.03.2010).

3. Прокомментируйте результаты приведенного ниже опроса. Можно ли говорить о том, что в обыденном сознании жителей России, в медийном пространстве РФ разделяются понятия «этничность» (напр., русские, татары и др.) и «нация» (россияне)? Проанализируйте высказывания Г. Зюганова и М. Веллера.

Сотрудники радиостанции «Эхо Москвы» с помощью портала SuperJob, который проводит социологические исследования, задали вопрос: кто, по мнению респондентов, такие россияне? В результате проведенного опроса выяснилось, что россиянами 26% считают русских, 21% опрошенных SuperJob считают всех жителей Российской Федерации, 34% всех, у кого есть российское гражданство, и 15% всех соотечественников.

Так же слушателям были представлены точки зрения лидера КПРФ Г. Зюганова и писателя М. Веллера по этой проблеме.

Г. Зюганов: Россия – огромная страна, седьмая часть суши, 130 народов и народностей, все мировые религии, 44 религиозные конфессии, 11 часовых поясов, все климатические зоны. Страна с уникальными богатствами и великой историей, страна, которая больше всех на алтарь освобождения и победы положила своих лучших сынов. Трижды прикрывали Европу от нашествия, спасли от фашизма. Вот это и есть, все называется Россия, Советский Союз. Одним словом, россияне. Но когда мы это произносим, должны помнить одну истину: в России 82% русских. Вместе с украинцами и белорусами – 85%. А великороссы, малороссы, белороссы – это один народ с одной верой, культурой, победами и в том числе практически языком.

Самое большое изобретение русских – это сильное государство. Без сильного государства нас тут бы растоптали и разнесли. Оно формировалось столетиями в трудах, борениях и муках.

Русские сумели сохранить все веры, все культуры, все языки. А советская власть дала письменность всем самым малочисленным народам. Не случайно Расул Гамзатов как-то сказал «Не переведи меня на русский язык, я бы остался поэтом одного ущелья». У русских еще есть одно достоинство. Они являются государствообразующим народом и дали свой удивительный язык всем народам, не навязывая. У нас нет религиозной вражды, чем я горжусь, и считаю, что это очень достойно.

Все это вместе взятое и есть Россия и россияне. Но надо еще иметь в виду и следующее. Самый малочисленный народ должен знать: русские каждый день помнят, что без дружбы народов, без уважения к каждому языку, культуре и вере невозможно жить в нашей огромной стране и невозможно уверенно смотреть в будущее. Поэтому надо бережно ко всему этому относиться и гордиться нашим богатством и одновременно всячески беречь и от оголтелого национализма, и от русофобии.

М. Веллер: У нас эпоха политкорректности началась в конце эпохи перестройки и гласности. Ну, а уж потом с постсоветской, ельцинской эпохой. Вот, сначала в бывших советских республиках, которые стали независимыми государствами, встал вопрос «А как там называть всех не местных?» Вот, я жил тогда в Эстонии. Ну, в Эстонии по-русски говорили не только русские, а также украинцы, белорусы, евреи, татары – многие говорили по-русски, а не по-татарски, и еще там кто-то был из узбеков, из кавказских ребят. Говорить «русские» - это значит несправедливо по отношению к ним ко всем, если они хотят подчеркнуть, что, может быть, я не русский, а я татарин или я именно украинец, или я именно еврей, или я, например, немец, хоть я и родился в Поволжье, говорю по-русски. И, вот, появился смешной термин «русскоязычное население». И все стали русскоязычными.

Сайт радиостанции «Эхо Москвы», передача «Мы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/we/663418-echo/ (03.02.2011).

Литература и материалы для подготовки:

Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А.: Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.

Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Уч. пособие. М.: КДУ, 2005. 320 с.

Садохин А. П.Этнология: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 352 с.

Тишков В. А.Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. 240 с.

Наши рекомендации