Закрепление изученного материала
9.1. Вопросы для самоконтроля знаний по теме.
1. Происхождение кожного покрова у хордовых животных.
2. Как называются нарушения, в зависимости от силы их проявления, возникшие у ребенка во время эмбриогенеза?
3. Из каких преимущественно зародышевых листков образуется опорный аппарат у беспозвоночных животных? У хордовых?
4. У каких животных в процессе эволюции впервые появилась грудная клетка?
5. Определение понятий «рудименты» и «атавизмы».
6. Какие атавизмы наблюдаются у человека, связанные с эволюцией скелета в ряду позвоночных животных?
7. Какие нарушения возникают у человека чаще всего, связанные с эволюцией висцерального отдела скелета головы?
8. Происхождение и функции нервной системы у животных и человека.
9. Типы нервной системы, наблюдающиеся в ряду беспозвоночных и позвоночных животных.
10. Типы мозга у позвоночных животных и их главные различия.
11.У кого появляется первичный мозговой свод, его название? Вторичный мозговой свод, его название?
12.Для каких животных характерна древняя кора, а для каких новая?
13.Какие отклонения нервной системы, возникающие у ребенка во время эмбрионального развития несовместимы с жизнью?
14.Происхождение и функции пищеварительной системы.
15.Какие группы животных относятся к первичноротым, а какие – к вторичноротым? В чем их главное отличие?
16.У каких беспозвоночных животных гастроваскулярный тип пищеварительной системы? В чем его сущность?
17.У каких беспозвоночных животных появился третий отдел пищеварительной системы? В чем его прогрессивное значение?
18.В каких направлениях шла эволюция пищеварительной системы у позвоночных животных?
19.У каких групп животных появляется дифференцировка зубов, так явно выражающаяся у позвоночных животных?
20.У каких животных наблюдается разделение носоглотки и ротоглотки? Как называются аномалии, возникающие у новорожденных, связанные с нарушением этого разделения?
21.Назовите атавистические аномалии человека, связанные с изменением количества зубов и с нарушениями их дифференцировки.
22.Какие органы дыхания наблюдаются у беспозвоночных животных, и как они связаны с условиями обитания?
23.Какое происхождение имеет дыхательная система у хордовых животных, и с каким органом она топографически связана?
24.В каком направлении шла эволюция жаберного аппарата у водных хордовых животных и легких у наземных животных?
25.Роль плавательного пузыря у рыб и его значение в эволюции дыхательной системы у вышестоящих хордовых животных?
26.Назовите пороки и аномалии дыхательной системы, отражающие связь дыхательной системы с пищеварительной.
27.Происхождение и функции кровеносной системы.
28.Отличия замкнутой кровеносной системы от незамкнутой. Примеры этих систем у беспозвоночных животных.
29.У каких беспозвоночных животных кровеносная система потеряла функцию переноса кислорода?
30.В каких направлениях шла эволюция кровеносной системы у хордовых животных?
31.С какими причинами связано деление сердца на камеры у позвоночных животных?
32.В чем заключается эволюция жаберных дуг артерий у хордовых животных, начиная от ланцетника и заканчивая млекопитающими?
33.Какие наблюдаются у человека отклонения от нормы, связанные с эволюцией жаберных дуг артерий?
34.Происхождение и функции выделительной системы.
35.Какие существуют типы выделительных систем у беспозвоночных животных?
36.Типы почек у позвоночных животных. У каких животных во взрослом состоянии какая почка функционирует?
37.Чем отличаются друг от друга разные виды почек? В каком направлении шла их эволюция?
38.Примеры нарушений выделительной системы у человека, связанные с эволюцией почки и мочевыводящих путей.
39.Происхождение и функции половой системы.
40.В каком направлении шла эволюция половой системы у беспозвоночных животных?
41.С чем связаны различия половой системы у водных и наземных животных?
42.В чем заключается связь протоков половых желез с выделительными каналами во время эмбриогенеза у всех позвоночных животных?
43.Назовите пороки развития половой системы человека, связанные с нарушением редукции мюллерова канала у лиц мужского пола и вольфова канала у лиц женского пола.
9.2. Задачи для самоподготовки.
1. У женщин диагностирована двурогая матка. Нарушение какого процесса имеет место при этой форме аномалии?
2. У ребенка определяется кистоз почек (множественное образование в веществе почки пузырьков, наполненных мочой). Задержка, какого процесса привела к такой аномалии?
3. У человека обнаружены правая и левая дуга аорты. Какая - из них аномальная и о какой стадии атавизма она свидетельствует?
4. Какие органы выделительной системы ланцетника гомологичны женским половым органам?
5. Какие органы выделения рыб и половые органы мужчины гомологичны?
6. Перечислить гомологичные органы выделения у человека и амфибий.
9.3. Заполнение таблиц.
9.4. Тестовые задания.
Вариант 1.
1. Из среднего мозгового пузыря головного мозга развиваются следующие
а) отделы:
б) конечный;
в) промежуточный;
г) продолговатый;
д) средний;
е) задний.
2. От сердца млекопитающих отходят:
а) легочной ствол;
б) правая дуга аорты;
в) левая дуга аорты;
г) артериальный конус;
д) сонные артерии.
3. Придатки остаются во взрослом состоянии:
а) у рыб;
б) у птиц;
в) у ;
г) у ;
д) у земноводных;
е) у рептилий.
Вариант 2.
1. Высший интегрирующий центр у рептилий находится в отделах:
а) переднем;
б) среднем;
в) промежуточном;
г) продолговатом;
д) заднем.
2. У взрослой рыбы функционируют жаберные артерии в количестве:
а) 3;
б) 4;
в) 5;
г) 6;
д) 150.
3. Причиной образования двурогой матки у человека является:
а) нарушение слияния дистальных отделов метанефральных протоков;
б) неполное разделение мюллерова протока;
в) нарушение слияния дистальных отделов вольфовых протоков;
г) нарушение слияния дистальных отделов мюллеровых протоков.
Вариант 3.
1. Кора конечного мозга рептилий выполняет функции:
а) высшего интегрирующего центра;
б) обонятельного центра;
в) координации движения;
г) зрительного центра;
д) центра слуха.
2. 3-я пара жаберных дуг у амфибий преобразуется:
а) в сонные артерии;
б) в легочные артерии;
в) в дуги аорты;
г) в висцеральный череп;
д) редуцируются.
3. Первичная моча в нефроне метанефроса образуется в:
а) воронке нефрона;
б) капсуле Шумлянского-Боумена;
в) извитом канальце;
г) петле Генле;
д) сосудистом клубочке.
Вариант 4.
1. В процессе эволюции новая кора появилась у:
а) рыб;
б) амфибий;
в) рептилий;
г) птиц;
д) млекопитающих.
2. У эмбрионов рыб жаберные артерии закладываются в количестве:
а) 8;
б) 6;
в) 5;
г) 4;
д) 150.
3. У человека в эмбриогенезе закладываются следующие генерации почек:
а) про- и мезонефрос;
б) про-, мезо- и метанефрос;
в) про- и метанефрос;
г) мезо- и метанефрос;
д) метанефридии и пронефрос
Вариант 5.
1. Для птиц характерен тип мозга:
а) маммальный;
б) зоуропсидный;
в) ихтиопсиднай;
г) стриарный;
д) ортогоню.
2. Кровь в желудочке сердца рыб:
а) артериальная;
б) венозная;
в) смешенная;
г) в правой части - венозная; в левой – артериальная; в центре – смешенная;
д) в правой части - венозная; в левой – артериальная; над перегородкой – смешенная;
3. Две генерации почек закладываются у:
а) рыб;
б) амфибий;
в) рептилий;
г) птиц;
д) млекопитающих.
Список литературы
1. Биология с общей генетикой / Слюсарев А.А., Изд. 2-е. М., «Медицина», 1978, с. 408-429.
2. Биология / Слюсарев А.А., Жукова С.В. – К.: Вища шк. Головное издательство изд-во, 1978, с.243-259.
3. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: «Медицина», 1985, с. 308-358.
4. Биология. В 2-х кн. Кн. 2: Учебн. для медиц. спец. ВУЗов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельникова; Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2 изд., испр. – М.: Высш. шк., 1997, с. 92-151
5. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленкова С.И. Биология (учебник). – М.: ВУНМЦ, 2001, с. 278-325.
6. Руководство к лабораторным занятиям по биологии / Под ред. Н.В. Чебышева. – М.: «Медицина», 2001, с. 178-198.
7. Тератология человека / Под ред. Г.И. Лазюка. – М.: «Медицина», 1991.
8. Покер Р.Я. Болезни зубов полости рта. – М.: «Медицина», 1980.