Выписать из текста 9-й класс
Тема: «Повторение»
Диктант
Золушка
Я возвращался из леса. Вдруг услышал тихонькое скуление. Я нагнулся. Смотрю - щенок. Я схватил его и пошёл домой.
Дома отец сказал, что это лисенок. Мы назвали лисенка Золушкой. Она бегала по комнате, катала мяч и лаяла. Осенью во время прогулки Золушка убежала в лес. Только утром появилась с куропаткой в зубах. Несколько раз убегала Золушка и возвращалась с добычей. А тут вдруг притащила курицу. Заперли мы её в сарай, а она обиделась. Подкопала Золушка стенку и убежала навсегда в лес. (81 слово)
По Л. Сергееву
Задание:
1. Найти и выписать предложения с однородными членами, составить схему.
2. Разобрать по составу слова: ПРОГУЛКИ, СТЕНКУ.
Диктант
Лесной урожай
Зреет в лесу урожай. За белыми грибами в лесу пошли опята. Наливаются орехи. Краснеет калина и брусника. А вот растёт, бузина. Она вся в ярких красных гроздьях. Листья, с деревьев постепенно облетают. И только красные ягоды украшают лес. Хороши осенью рябины! К ним слетаются дрозды и снегири. Всю зиму птицы будут питаться лесными ягодами. К весне они переселятся в берёзовые рощи и ''ольшаники. Собирать лесной урожай приходит и детвора. Ребята, рвите ягоды, но не ломайте веток! Берегите деревья! Деревья — ваши зелёные друзья. (82 слова.)
Задание:
1. Найти и подчеркнуть в тексте обращение.
2. Четвертое предложение разобрать по членам предложения.
3. Разобрать по составу слова: ЛЕСНЫМИ, БЕРЕЗОВЫЕ.
Диктант
Северный олень
Северный олень водится на просторах снежной тундры. Человек давно приручил это полезное животное. Но и до сих пор ещё встречаются целые стада диких оленей. Северный олень меньше лошади. На голове у него большие ветвистые рога. У оленя четыре копыта. Когда олень становится на снег или болото, копыта его раздвигаются, ноги не проваливаются. Летом тело оленя покрыто тёмной шерстью. С наступлением холодов шерсть становится светлой, густой и длинной. На оленях ездят. Вкусное мясо и молоко оленя употребляют в пищу. Из его шкуры шьют одежду, обувь, делают палатки.
(86 слов.)
Задание:
1. Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
2. Разобрать по составу слова: СЕВЕРНЫЙ, СНЕЖНЫЙ.
3. Подобрать близкое по значению слово к слову ЕДЯТ.
Диктант
Следы зайца
В наших лесах водятся зайцы. У зайца пушистая шубка, длинные уши. Летом заяц питается травой. Зимой он объедает кору молодых деревьев и кустарников. У зайца много врагов. Часто его преследуют собаки, лисицы, волки. Чтобы укрыться от врага, заяц путает свои следы. Он не может бегать прямо. Его тогда быстро поймают. Услышит заяц голоса, испугается, побежит обратно по своим следам. Так он спасается от врагов. Днём заяц прячется под кустом, а ночью ищет корм. Только хорошее чутьё лис, собак, волков может обнаружить зайца. (82 слова.)
Задание:
1. Найти и выписать предложение с однородными членами , разобрать его по членам предложения, составить схему предложения.
2. Разобрать по составу слова: ШУТКА, ДЛИННЫЕ.
3. К слову УКТЫТЬСЯ, подобрать близкое по значению слово.
Диктант
Осенью в лесу
Наступили холодные осенние дни, но жизнь в лесу продолжается. Жёлтые листья тихо падают на землю, и она похожа на огромный цветной ковёр. В оврагах ещё сохранилась зелень, а в зелени пестреют последние цветы. А вот и пенёк. На нём дружной семейкой растут опята. В лесу очень тихо, но иногда лесную тишину нарушает лёгкий шорох. Это падают, падают золотые листья. Постепенно лес оголяется, но украшают его красные гроздья рябины. К рябине слетаются дрозды, и до позднего вечера продолжается здесь пир. Лесные звери уже сделали зимние запасы, и теперь зима не страшит их.
(91 слово.)
Задание:
1. Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения, составить схему предложения.
2. Разобрать по составу слова: ЦВЕТНОЙ, ЛЕСНЫЕ, ЗИМНИЕ.
3. Слово ОГРОМНЫЙ, заменить близким по значению словом.
Тема: «Звуки и буквы»
Диктант
Зачем верблюду горб
Многие жители Азии и Африки пересекают необъятные пустыни на верблюдах. Часто верблюд не может найти в пути пищи для себя. Лучше запастись съестным заранее. Поэтому за много дней до начала путешествия хозяин верблюда заставляет его больше есть и пить. Верблюд отъедается. Его жировой горб весом около сорока пяти килограммов торчит стоймя на спине. В нём он хранит пищу. Этот запас жира поддерживает верблюда много дней. Потом горб пустеет и съёживается. Ведь в горбе нет костей. Он состоит из жира и мышц. (84 слова)
Задание:
1. Выписать слова с разделительным Ъ.
2. Сделать звуко-буквенный анализ слов: ПИТЬ, БОЛЬШЕ.
3. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.
Тема: «Слово»
Диктант
Вот так улов
В субботу я решил порыбачить на утренней зорьке. Я остановился у лесной полянки. Около пруда стояла лосиха. Прошло минут десять. Лосиха не уходила и топталась на месте. Тут я разглядел в топком пруду лосёнка. Малыш увяз в иле и не мог вылезти. Подойти и помочь ему было опасно. Но я поборол страх и осторожно приблизился к берегу. Лосиха осмотрелась и отошла в сторону. Я вынес лосёнка на сушу. Он лизнул меня в щёку и побежал к матери. Они быстро скрылись в берёзовой роще. (86 слов)
По В. Бианки
Задание:
1. Выписать пять слов с приставками.
2. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗОВОЙ, ЛЕСНОЙ, ПОЛЯНКЕ.
3. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.
Тема: «Сложные слова»
Диктант
Великая Волга
Волга — великая русская река. Это самая большая река в Европе. Исток Волги — маленький ручей. Постепенно ручей расширяется и становится полноводной рекой. Зимой Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны снег темнеет и тает. Ломается и начинает двигаться вниз по течению лёд. Великая река разливается и кажется морем. Волга — широкий водный путь. Весной, летом и осенью идут по ней теплоходы, пароходы, баржи. По Волге перевозятся хлеб, нефть, рыба, соль. На Волгу приезжают туристы любоваться красотой реки.
(76 слов.)
Задание:
1. Найти и подчеркнуть в тексте сложные слова.
2. Сделать звуко-буквенный анализ слов: ЛЬДОМ, ПУТЬ.
3. Четвертое предложение разобрать по членам предложения.
Тема: «Имя существительное»
Диктант
Собиратель слов
В прошлом веке жил интересный человек - Владимир Иванович Даль. Главным делом его жизни было - собирать слова.
Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги - словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.
(77 слов.)
Задание:
1. Подчеркнуть в тексте собственные имена существительные.
2. Определить падеж имен существительных: В ТЕТРАДИ, ДЛЯ НАРОДА, ДЕЛОМ, НА ЯРМАРКЕ, В ИЗБУШКЕ.
Диктант
О снегире
Вместе со снегом в нашей местности появились зимние гости - снегири. Летом они живут на севере. Их можно увидеть на лесной опушке, в парке, на бульваре, на берёзе около дома.
Снегиря узнают по чёрной шапочке на головке и по яркой грудке. Часами может сидеть снегирь на рябине или клёне.
Вот птицы сидят на ветке яблони в саду. Круглые, пышные, красные, словно яблоки.
Весной снегири устраивают жильё в чаще леса. Гнездо прячут в густой зелени ели или сосны. Пища снегиря - рябина, семена деревьев.
(83 слова.)
Задание:
1. Определить падеж у всех существительных третьего предложения.
2. Разобрать существительное как часть речи: НА ВЕТКЕ, СО СНЕГОМ.
3. Выписать из текста слово, близкое по значению слову ЕДА.
Диктант
Теплица
На улице холод. Зимняя пора. А в магазине продают зелёный лук, свежие огурцы, душистый укроп. Из какой местности доставляют овощи? На какой грядке вызрели зимой помидоры? Овощи поспевают в теплице. Там круглый год лето. От стужи и метели растения защищает стекло. Лампочки заменяют солнце. Из большой лейки тёплый дождик поливает рассаду. Заботливые руки людей рыхлят и удобряют почву.
Каждый день подъезжают к теплице фургоны. Ящики с зеленью и корзины с плодами они везут в город. (76 слов.)
Задание:
1. Выписать из текста по одному существительному каждого склонения, указать падеж, выделить окончание.
2. Записать глагол, существительное и прилагательное с корнем ТЕПЛ -.
3. Третье предложение, разобрать по членам предложения.
Диктант
Настоящая забота
На лесном озере остались зимовать прекрасные лебеди. Озеро находилось в километре от деревни. Холод сковал озеро ледяной корой. Без воды и пищи птицам грозила гибель.
Ребятишки из деревни решили спасти редких птиц. Они разобрали их по домам. Зимние месяцы лебеди провели в сарае. Они жили там вместе с домашними птицами. Школьники носили им корм, ухаживали за лебедями. В тепле чудесные птицы не погибли.
Пришла весна. Дети отнесли лебедей на лесное озеро. Там лебеди стали ждать родных из тёплых стран. (81 слово.)
Задание:
1. В третьем предложении определить падеж всех существительных.
2. Разобрать по составу слова: ЗИМНИЕ, ЛЕСНОЕ, РОДНЫХ.
3. К существительному ГИБЕЛЬ подобрать и записать близкое по значению слово.
Диктант
Проказница
На лесной полянке в травке радостно играли лисята. Вдруг с молоденькой ёлки на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с полянки по тропинке к речке.
Около речки шла свинья с поросятами. Лисёнок свалился на поросят. Поросята завизжали и разбежались. Один бросился в кусты малины. А там медведь сидит. Косолапый заревел и побежал по тропке к полянке. Остановился он только на поляне. Там раньше лисята играли. Поднял мишка голову и увидел белочку на ветке.
Эта проказница шишку уронила и переполох на поляне устроила. (83 слова)
По В. Бурлаку
Задание:
1. Определить род, число, падеж существительных: С ПОЛЯНКИ, В ТРАВКЕ, НА ЛИСЕНКА.
2. Разобрать по составу слова: В ТРАВКЕ, ЛИСЕНОК, ТРОПКА.
3. Третье предложение разобрать по членам предложения.
Тема: «Имя прилагательное»
Диктант
Медвежата
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят до весны всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в своей косматой шерсти.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Мать учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, съедобные клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Они ищут там жирных жучков, мягких паучков. А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. (82 слова)
По С. Покровскому
Задание:
1. В предложениях 1-го абзаца указать род, число и падеж имей прилагательных. Выделить окончания.
2. Третье предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
3. Разобрать по составу слова: ВКУСНЫЕ, СЛАДКИЕ, ЖИРНЫХ.
Диктант
Зайчата
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. Птиц и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они ждут свою мать.
Вот и зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат. Показалось солнышко. Ярким светом залилась поляна. Обрадовались тёплому солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы.
Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она от ветки к ветке, осматривает местность. Большими и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Птица взлетела и скрылась в молодом осиннике. (84 слова)
По И. Соколову-Микитову
Задание:
1. В предложениях 1-го абзаца указать род, число и падеж имей прилагательных. Выделить окончания.
2. Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
3. Записать глагол, существительное и прилагательное с корнем СВЕТ-
Диктант
Запасливый ёжик
Я принёс из ближнего леса колючего ёжика. Положил я ежа на пол. Скоро ёжик развернулся и огляделся. Он завертелся возле старой газеты, ухитрился надеть её на острые колючки и потащил в дальний угол. Из неё он стал мастерить себе уютное гнездо.
Ночью послышался громкий топот. Бежит маленький ёжик по комнате и несёт на колючках огромное яблоко. Прибежал в гнездо, сбросил яблочко и за другим спешит в уголок. Там завалился мешок с вкусными яблоками. Вот какой замечательный ёж у меня живёт. (82 слова)
По М. Пришвину.
Задание:
1. Найти в тексте и подчеркнуть волнистой линией все имена прилагательные.
2. Определить род, число и падеж имен прилагательных: ИЗ БЛИЖНЕГО ЛЕСА, КОЛЮЧЕГО ЕЖИКА.
3. Разобрать по составу слова: ВКУСНЫМИ, УГОЛОК.
Диктант
Дивный цветок
Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.
Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали - подсолнечник. По имени яркого солнышка. (81 слово.)
По Е. Пермяку.
Задание:
1. Найти и подчеркнуть в тексте пять имен прилагательных, определить род, число и падеж.
2. Разобрать по составу слова: САДОВЫМИ, НАРЯДНЫЕ, ЗАМОРСКОГО.
3. К прилагательному ПРЕЛЕСТНЫЙ подобрать близкие по значению прилагательные.
Диктант
Клесты
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком севере.
(77 слов.) (По Г. Скребицкому.)
Задание:
1. Определить род, число и падеж имен прилагательных: ОТ ЛЮТОГО ХОЛОДА, НАД ТИХОЙ ПОЛЯНОЙ, ЦЕПКИМИ КОГТЯМИ.
2. Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЕЛЬ-. Указать, какой частью речи они являются.
3. Выписать из текста слово Близкое по значению к слову ХОЛОД.
Тема: «Глагол»
Диктант
Соловьи
На берегу лесной реки в кустах черёмухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы - соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его наполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто поёт всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всём мире не услышишь песни красивее соловьиной. (83 слова)
Задание:
1. Подчеркнуть в тексте все глаголы.
2. Определить лицо и число глаголов: МОЖЕШЬ, ЗАБИРАЕТЬСЯ, НАПОЛНЯЮТ, ДРОЖИТ.
3. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.
Диктант
Защитники зеленого друга
Ранним утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от вредителей! (79 слов.)
Задание:
1. Определить время глаголов: ВХОДЯТ, ОСТАНОВИЛАСЬ, КАЧНУЛА, СОБРАЛИ, ПЕРЕЛЕТАЕТ.
2. С помощью приставок образовать однокоренные глаголы с корнем ХОД-.
3. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи.
Диктант
Прекрасный цветок
В русских лесах в мае цветут прелестные весенние цветы. Хочешь поглядеть на это чудо?
Узкая тропинка ведёт нас в лесную чащу. В траве видны большие зелёные листья. Из каждой пары встаёт стройный стебелёк. На тонкой ниточке висят нежные цветки. Нижние похожи на колокольчики. Верхние бубенчики пока не раскрылись. Ты нагнулся и нюхаешь. Какой запах! Не срывай ландыш! Их мало осталось. Ландыши — полезное растение. Из цветков готовят лекарство для больного сердца.
Отцвели ландыши. На стебельке появились ядовитые ягоды красного цвета.
(82 слова.) (ПоН. Верзилину.)
Задание:
1. Найти и выписать глаголы 2-го лица, единственного числа, обозначить окончания.
2. Определить спряжения глаголов: НЮХАЕШЬ, ГОТОВЯТ, ХОЧЕШЬ, ВИСЯТ.
3. Как по-разному назван в тексте ландыш? Выписать эти слова: ... , ....
Диктант
Галки
В больших парках, в аллеях любят селиться стаи довольно больших чёрно-серых птиц. Это галки. Они устраиваются в дуплах деревьев и отверстиях под крышами домов. Своё жилище галки утепляют соломой, перьями и шерстью. Птенцов эти птицы выкармливают червячками, жуками и даже лягушками. Взрослые птицы любят полакомиться растениями. Галки могут налететь на вишнёвый сад и полностью склевать весь урожай. Галчата легко приручаются. Они хорошо подражают голосам и могут даже научиться говорить слова. Но для этого с ними надо специально заниматься. (79 слов)
Задание:
1. Выписать из диктанта по два глагола на -ТСЯ, -ТЬСЯ. Выделить окончания.
2. Определить спряжение глаголов: ЛЮБЯТ, УСТРАИВАЮТСЯ, УТЕПЛЯЮТ. Обозначить их окончания.
3. Четвертое предложение разобрать по членам предложения.
Тема: «Местоимение»
Диктант
О часах
В глубокой древности у людей не было часов. Они не умели делить сутки на часы, минуты.
Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улице, в школе, в метро, на вокзале. Часы у нас на руке, в кармане на длинной цепочке.
По своей форме часы бывают круглые, квадратные. Вы видали часы размером с горошину? А вот огромные башенные часы с боем называются куранты. Куранты на Кремлёвской башне бьют двенадцать раз в полдень, в полночь. (76 слов)
Задание:
1. Подчеркнуть в тексте все местоимения.
2. Определить лицо, число и падеж местоимений: С НАМИ, У НАС, ВЫ.
3. Четвертое предложение разобрать по членам предложения.
Диктант
Дикая яблонька
Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.
Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.
Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86 слов) (По К. Ушинскому.)
Задание:
1. Подчеркнуть в тексте все местоимения.
2. Определить падеж местоимений: С НЕЕ, ЕГО, К НЕМУ, НА НЕМ.
3. Второе предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи