Тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые.

Задание 1. Познакомиться с отрядами класса Паукообразные: скорпиона, сольпуги, сенокосцы, клещи, пауки. Сделать рисунки представителей отрядов и отметить особенности их строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Строение скорпиона

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Строение сольпуги

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение клеща

Задание 2. Изучить строение ротовых аппаратов пауков и клещей и отметить особенности их строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Ротовой аппарат иксодового клеща

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Ротовой аппарат паука

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Задание 3. Изучить внутреннее строение паукообразных на примере паука, отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ __________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

Задание 4. Изучить строение представителей отрядов сольпуги, скорпионы, сенокосцы, клещи и пауки. Заполнить таблицу сравнения их основных признаков.

Таблица 24

Сравнение основных признаков представителей отрядов сольпуги, скорпионы, сенокосцы, клещи и пауки

Систематическое положение животного Сегментарный состав головогруди Форма Строение брюшка
хелицер педипальп сегментация видоизмененные конечности
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________            
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________            
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________            
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________            
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________            

Задание 5. Познакомиться с основными представителями надкласса Многоножки: класс Губоногие и классс Двупароногие, отметить особенности их строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Строение костянки обыкновенной

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________ Строение кивсяка

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

__________________________ __________________________

Задание 6. Изучить строение ротового аппарата костянки обыкновенной, сделать рисунок и отметить особенности его строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 7. Изучить внутреннее строение многоножек и отметить особенности их строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внутреннее строение многоножки

Задание 8. Повторите строение кольчатых червей и отметьте черты сходства и отличия их с многоножками заполнив таблицу 25.

Таблица 25

Сравнение морфологии анатомии многоножек и кольчатых червей

Элементы сравнения Черты обитания для кольчатых червей и многоножек Черты отличия
кольчатых червей многоножек
Форма тела          
Отделы тела        
Сегментация          
Строение головы        
Придатки головы        
Конечности головы        
Локомоторные органы          
Дыхание          
Кровеносная система        
Пищеварительная система          
Органы выделения        
Нервная система        

Задание 9. Изучить внешнее строение насекомых и отметить их особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение таракана

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение насекомых

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Задание 10. Изучить строение головы насекомых и ее придатков, отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Голова насекомого А- спереди, Б- сзади.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Задание 11. Изучить строение ротового аппарата насекомых грызущего типа и отметить особенности строение.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Строение ротового аппарата грызущего типа таракана черного

Задание 12. Изучить строение крыла насекомого, зарисовать крыло пчелы и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Задание 13. Изучить строение конечности насекомого бегательного типа, зарисовать конечность жужелицы и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Задание 14. Изучить внутреннее строение таракана и отметить особенности строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внутреннее строение таракана

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Пищеварительная система таракана черного

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Нервная система насекомых

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Половая система А- самки, Б- самца насекомого

Задание 15. Повторить строение кольчатых червей и отметить черты сходства и отличия с насекомыми заполнив таблицу.

Таблица 26

Черты сходства и различия в строении насекомых и кольчецов (по В.А.Шапкину)

Элементы сравнения Общие черты сравнения для насекомых и кольчецов Черты, характерные для насекомых Черты, характерные для кольчецов
Сегментация          
Отделы тела          
Локомоторные органы          
Кожные покровы          
Мускулатура          
Сегменты головы          

Задание 16. Изучить постэмбриональное развитие насекомых разных отрядов и отметьте некоторые его особенности.

Таблица 27

Сравнительная характеристика постэмбрионального развития

некоторых отрядов насекомых (по В.А.Шапкину)

Отряды насекомых Сравнительные признаки
тип развития тип личинки тип куколки
Стрекозы        
Бабочки        
Ручейники        
Двукрылые        
Жуки        
Таракановые        
Прямокрылые        
Подёнки        
Перепончатокрылые        

Задание 17. В качестве закрепления пройденного материала, вспомнить строение представителей типа Членистоногие и отметить особенности их строения в таблице.

Таблица 28

Органы и системы органов Ракообразные (речной рак) Многоножки (сколопендра) Паукообразные Насекомые
Пауки Клещи
Отделы тела            
Конечности            
Покров тела              
Полость тела              
Мышцы              
Пищеварительная система            
Органы дыхания              
Кровеносная система              
Нервная система              
Органы чувств            
Выделительная система              
Половая система            
Жизненный цикл            

ТЕМА 6. ТИП ИГЛОКОЖИЕ

Задание 1. Изучить внешнее строение морских звезд и отметить особенности строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение морской звезды Asterias

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение морской звезды Patiria

Задание 2. Изучить внутреннее строение морских звезд и отметить особенности строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Схема строения морской звезды

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внутреннее строение морской звезды Asterias rubens

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Задание 3. Изучить строение амбулакральной и кровеносной системы иглокожих и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Амбулакральная система морской звезды

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Кровеносная система морских звезд

Задание 4. Изучить внешнее строение морского ежа и отметить особенности строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение морского ежа

Задание 5. Изучить строение скелета морского ежа и отметить особенности строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Скелет морского ежа

Задание 6. Изучить внутреннее строение морского ежа и отметить особенности его строения.

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внутреннее строение морского ежа

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

Задание 7. Изучить внешнее строение голотурии и отметить особенности строения.

Тип __________________

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru Задание 8. Изучить строение морских лилий и отметить особенности их строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение бесстебельчатой морской лилии Heliometra glacialis

тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые. - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Оральная сторона морской лилии Heliometra glacialis

Задание 9. Изучив особенности внешнего и внутреннего строения представителей иглокожих отметьте черты сходства и различия заполнив таблицу.

Таблица 29

Сравнительные особенности различных классов иглокожих ( по В.А. Шапкину)

Сравнительные признаки Морские звезды Морские ежи Голотурии
Симметрия тела          
Покровы тела        
Особенности скелета        
Расположение и количество рядов        
Наличие и строение околоротовых придатков          
Наличие и строение жевательного аппарата        
Степень развития кровеносной системы          
Органы дыхания          
Отделы пищеварительной системы          
Органы чувств          
Название второй личиночной стадии          

Задание 10. Изучите строение представителей типов Погонофоры, Щупальцевые, Щетинкочелюстные и отметьте черты сходства и различия этих животных.

Таблица 30

Сравнительная характеристика типов Погонофоры, Щупальцевые, Щетинкочелюстные

(по С.Ф.Лихачеву)

Элементы сравнения Погонофоры Щупальцевые Щетинкочелюстные
Симметрия тела        
Покровы тела          
Особенности скелета          
Наличие и строение околоротовых придатков      
Наличие и строение жевательного аппарата        
Степень развития кровеносной системы        
Органы дыхания          
Отделы пищеварительной системы      
Органы чувств          
Особенности развития        

Наши рекомендации