Умение подбирать аргументы из текста в поддержку предложенного тезиса (5 класс)

Конкретизация результата

Одним из видов формирования коммуникативных компетенций в 5 классе является умение приводить прямые аргументы в защиту тезиса, которые учащиеся должны научиться находить в тексте, отличать их от «мнимых» аргументов, не подтверждающих тезис, и соотносить полученные знания с примерами из жизненного опыта.

Понимание учащимися смыслового содержания тезиса ведет к более точному отбору «мнимых» и истинных аргументов, а умение отличать истинные аргументы от «мнимых», не подтверждающих тезис, дает возможность ученику противостоять оппоненту в дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Подтверждение же тезиса не только аргументами из текста, но и собственными примерами из жизненного опыта доказывает осмысление ребенком содержания предложенного тезиса.

В данном элементе учащимся предлагается создать высказывание, в котором они формулируют тезис и два аргумента из текста в поддержку данного тезиса. Кроме того, ученик сопровождает устный ответ своими примерами в поддержку тезиса. Устный ответ ученика принимает один из экспертов в аудитории.

Объект оценивания

Объектом оценивания является созданное учеником устное высказывание, содержащее данный тезис, подобранные из текста аргументы и собственный пример, подтверждающий тезис. Высказывание по объему должно представлять собой не менее трех полных предложений.

Устное выступление учащегося должно отражать пониманиесмысла тезиса, умение сопоставлять аргументы из текста со смысловым содержанием тезиса, отличать прямые аргументы в поддержку данного тезиса от фактов, не доказывающих тезис, и приводить аргументы в поддержку тезиса, исходя из своих знаний, представлений о мире, своего опыта.

Пример:

Тезис:

Дуб — особенное, не похожее на другие, дерево.

Текст:

Дуб — удивительное дерево.

Это крупное лиственноедерево с крепкой древесиной и резными листьями («мнимый» аргумент 1).

Дуб можно встретить на территории России («мнимый» аргумент 2). Чтобы он вырос в почтенное дерево, требуются многие годы («мнимый» аргумент 3). Часто дубы высаживают для озеленения городов («мнимый» аргумент 4). Но, главным образом, они используются для получения отличной древесины. Древесина дуба тяжелая, твердая, упругая и прочная, с высокой ударостойкостью.

Он распускается позднее других деревьев (прямой аргумент 1). Когда лес уже стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью (прямой аргумент 2). Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму. Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки (прямой аргумент 3).

Иногда видишь, что молодые дубки растут очень далеко от дубовой рощи. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли.

Пример из жизненного опыта:

1.Только у дуба плоды – желуди.

2. Дуб – дерево-долгожитель (в России и Европе).

3. Дубовые бочки считаются самыми лучшими для засолки овощей и хранения вина.

Техническое задание учащимся

1. Прочитай тезис.

2. Прочитай текст.

3. Из текста выбери два аргумента, подтверждающих данный тезис. Во время работы с текстом, можешь подчеркивать, помечать найденные аргументы. Это поможет тебе составить устный ответ.

4. Приведи примеры из собственного опыта, подтверждающие данный тезис. На полях или под текстом можешь кратко обозначить свои примеры из жизни.

5. Составь устный ответ из 3-4 предложений, в которых должен прозвучать тезис, аргументы из текста и свои примеры, подтверждающие данный тезис.

6. Выбери эксперта, он выслушает тебя.

Время на работу с тезисом и текстом – 20 минут.

Критерии

Критерии Параметры Показатели
1. Количество аргументов Приведены два аргумента из текста
Приведен один аргумент из текста
Нет аргументов из текста
2. Аргументы, подтверждающие тезис Все приведенные аргументы подтверждают тезис
Один из приведенных аргументов подтверждает тезис
Приведенные аргументы не подтверждают тезис
3. Собственный пример Примеры подтверждают тезис
Примеры не подтверждают тезис
Собственные примеры не приведены
4. Стройное композиционное построение устного ответа: тезис – аргументы – собственный пример Выступление соответствует композиционному построению устного ответа
В выступлении допущены ошибки в композиционном построении, нарушена логика устного ответа (изменена последовательность)
5. Соответствие речевым нормам литературного языка Выступление соответствует речевым нормам литературного языка
В выступлении допущены ошибки речевых норм литературного языка


Процедура оценивания

Учащемуся предлагается тезис, который необходимо доказать аргументами из приведенного ниже текста.

В качестве текста предлагается статья учебно-познавательного характера. Объем текста – полстраницы.

Количество прямых аргументов в тексте должно составлять не менее двух. Кроме этого, в тексте должны присутствовать предложения, которые не доказывают данный тезис.

Группа учеников не более 15 человек. Ученики получают одинаковый текст, каждый работает индивидуально (сидит за отдельной партой). Текст ученики читают про себя самостоятельно. На работу с тезисом и текстом отводится 20 минут.

4-6 экспертов находятся в разных концах класса. Пятиклассник сам выбирает эксперта, которому устно представляет свою работу. Выступление ученика записывается на диктофон, чтобы при необходимости была возможность еще раз вернуться к работе при подведении итогов или в случае несогласия с полученными баллами.Оценивание работ осуществляется на основе критериев, с которыми педагог учеников знакомит заранее.Эксперт фиксирует результаты, заполняет экспертные листы.По итогам высказывания эксперт дает учащемуся краткую рецензию на его ответ, где указывает на сильные и слабые стороны высказывания.

Наши рекомендации