Тема № 2. Тип ПРОСТЕЙШИЕ (часть I): Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Класс Инфузории

К л а с с и ф и к а ц и я

Тип Простейшие – (Protozoa);

Класс Саркодовые – (Sarcodina);

1. Подкласс Корненожки - (Rhizopoda);

1. Отряд Амебовые - (Amoebina);

Представители: Амеба протей (Amoeba proteus),

Кишечная амеба (Entamoeba coli),

Дизентерийная амеба (Entamoeba histolitica);

2. Отряд Раковинные амебы - (Testacea);

Представитель Диффлюгия (Difflugia sp.);

3. Отряд Фораминиферы - (Foraminifera);

2. Подкласс Лучевики - (Radiolaria);

3. Подкласс Солнечники - (Heliozoa).

Общая характеристика Класса. Образ жизни, строение; свободноживущие, симбиотические и паразитические формы. Отличия “голых” амеб от раковинных. Значение Саркодовых в природе (в круговороте веществ, цепях питания, в образовании осадочных пород). Характеристика по системам тканей и органов в соответствии с таблицей № 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На микроскопических препаратах найти и зарисовать изучаемые объекты (амебу протея, диффлюгию, фораминифер (морской песок), лучевиков и солнечников). Отметить основные органоиды (ядро, цитоплазму, пищеварительные вакуоли, псевдоподии, раковинки и т.д.); с левой стороны листа альбома поместить классификацию по-латыни.

Класс Жгутиконосцы – (Mastigophora);

1. Подкласс Растительные жгутиконосцы - (Phytomastigina);

1. Отряд Эвгленовые - (Euglenoidea);

Представитель: Эвглена зеленая (Euglena viridis),

2. Отряд Вольвоксы - (Volvoх);

Представитель Вольвокс (Volvoх specia);

2. Подкласс - Животные жгутиконосцы – (Zoomastigina);

1. ОтрядПротомонадные – (Protomonadina);

Представители: Трипаносомы (Trypanosoma),

Лейшмании (Leischmania);

2. ОтрядМногожгутиковые – (Polymastigina);

Представители: Трихомонады (Trichomonas),

Лямблии (Lamblia).

Общая характеристика Класса. Основные ароморфозы. Образ жизни, особенности строения. Отличия растительных жгутиконосцев от животных. Значение Жгутиковых в жизни животных и человека. Характеристика по системам тканей и органов (см. таблицу № 2).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При рассмотрении представителей подклассов Жгутиковых под микроскопом отметить их отличия по цвету, форме, типам питания, количеству жгутиков. Зарисовать в альбом Эвглену зеленую и колониальную форму – Вольвокса. На рисунке Вольвокса отметить “материнские и дочерние шары”, монады со жгутиками. Здесь студенты впервые знакомятся с циклом развития на примере Вольвокса (чередование бесполого поколения (шизогония) весной, летом, осенью; переход к зимовке через гаметогенез, образование зиготы и инцистирование). Из четырех представителей животных жгутиконосцев студенты выбирают для зарисовки два, например, трипаносому и лямблию или лейшманию и трихомонаду. Необходимо знать названия заболеваний, вызываемых этими простейшими, места их паразитирования и адаптации к паразитизму. Отметить на рисунках “ундулирующую мембрану” и жгутики; вспомнить, кто из 4-х представителей относится к внутриклеточным, а кто – к внеклеточным паразитам, а также среды обитания, характерные для данных паразитов.

Класс – Инфузории - (Infusoria);

Подкласс Ресничные - (Ciliata);

1. Отряд Равноресничные - (Holotricha);

РодИнфузория туфелька–(Paramecium caudatum);

2. Отряд Разноресничные – (Heterotricha);

Род Балантидии – (Balantidium coli –человеческая;

Balantidium suum -свиная);

3. ОтрядМалоресничные – (Olygotricha);

Род Офриосколекс – (Ophryoscolex caudatum);

ПодклассСосущие инфузории – (Suctoria).

Характеристика Класса. Особенности строения и жизнедеятельности. Основные ароморфозы. Экология свободноживущих инфузорий, их роль в экосистеме водоемов, в круговороте веществ, пищевых (трофических) связях. Значение симбиотических инфузорий, заселяющих преджелудки жвачных животных. Назвать представителей паразитических инфузорий сельскохозяйственных и других видов животных. Характеристика систем тканей и органов в соответствии с таблицей № 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении данного Класса обратить внимание на постоянство формы тела, органы движения – реснички, многоядерность, наличие двух сократительных вакуолей. Особенности пищеварения, выделения, размножения. Используя таблицы, разобраться в разновидности полового размножения – конъюгации и отметить различия между копуляцией и конъюгацией. В конце занятия на живых, заранее приготовленных и фиксированных препаратах рассмотреть под микроскопом (Ув.: х40) части тела, многочисленные реснички, околоротовое поле, “порошицу”, ядра (макро- и микронуклеусы) и вакуолярную систему инфузории туфельки. Зарисовать увиденное.

Наши рекомендации