Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

ü Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на учас­ток, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

ü Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

ü Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

ü Наблюдения за осенними цветами (6архатцы, астры). По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.

ü Длительные наблюдения за кленом и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

ü Наблюдения в уголке природы за поведением рыбки в аквариуме. Первое знакомство с рыбкой. Наблюдение за кор­млением рыбки. Знакомство с аквариумом.

Экологические игры

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу» , «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрук­ты ), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты).

Подвижные игры

«Воробушки и кот» , «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Усатый—полосатый», В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька».

Фольклор

Песенки—потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота»; загадки о котах; сказки «Кот, лиса и петух» (русская), «По­чему кот моется после еды» (литовская).

Беседы

«Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке).

Труд в природе

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам. Оказывать воспи­тателю помощь в подготовке корма для животных на зиму (со­бирать срезанную траву, раскладывать на солнечном месте).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать осенние природные изменения в рисунках и аппликациях.

Уголок природы

Поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, че­тыре ноги, мордочка с усами), строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Книжный уголок

Поместить книги С. Маршака «Усатый—полосатый», В. Су­теева «Кто сказал мяу».

ОКТЯБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе —листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.

2. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка).

3. Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.

4. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

ЗАНЯТИЯ

Наблюдение за рыбкой

Цели. Продолжать развивать умение анализировать струк­туру объекта (рыбы). Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходима вода и пища.

Рассматривание дерева

Цели. Уточнить представления детей о деревьях как о рас­тениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, лис­тьях). Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Наблюдения и опыты

ü Продолжить наблюдения за неживой природой (до­ждливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее — надо теплее одеваться).

ü Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

ü Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

ü Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

ü Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук — в пень, бабочки —под кору деревьев, пчелки — в дупло, жуки забираются в кору).

Поручения

Найти самый большой, самый маленький листок на участ­ке. На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы , каштанов, шиповника.

Экологические игры

«Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу», «Бота­ническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где спряталась рыбка».

Чтение художественной литературы

Л. Н. Толстой «спала кошка на крыше», Н. Кaлинкина «Как Вася ловил рыбу».

Фольклор

Стихи-потешки о рыбке.

Беседы

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем ого­роде» (беседа об овощах и фруктах).

Труд в природе

Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариу­ме: кормить ее, насыпая в кормушку сухой корм мерной лож­кой; помогать воспитателю мыть кормушки и камешки из аквариума.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Наши рекомендации