Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма. 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы.
4.Обсуждение результатов обследования.
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.
9. Развитие фонематического восприятия детей. 9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда.
10. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. 11. Развитие памяти детей путем заучивания стихотворного речевого материала.
12. Совершенствование лексико-грамматических категорий у детей. 12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.
13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации. Овладение диалогической формой общения. 13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.
14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы. 14. Формирование навыка составления короткого рассказа, пересказа.

Кроме того, в логопе­дической работе активно используется интеграция образовательных областей таких как «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» при главной роли соответствующих специалистов, остальные педагоги подключаются в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности. Однако в подготовке и проведении логоритмики учитель-логопед и музыкальный руководитель выступают на равных.

В данных образовательных областях ведётся следующая коррекционно-развивающая работа:

Реализация образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальный руководитель)

Выполнение упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (воспитатель по ИЗО)

Включение в свои занятия: пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения, устных упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Также воспитателем ИЗО для развития мелкой моторики используются нетрадиционные формы художественно-графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, кляксографии трубочками, лепка из соленого теста, складывание оригами и т.д.

Реализация образовательных областей «Физическое развитие» (воспитатель по физической культуре)

Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Вывод. Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников. Коррекционное направление работы для детей, посещающих логопедический пункт, является приоритетным, так как его цель – выравнивание речевого и психофизического развития детей. Программа предусматривает то, что все педагоги и родители дошкольников должны следить за речью детей-логопатов и закреплять речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Наши рекомендации