III. Объяснение нового материала.
1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.
– Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?
– Почему растениям необходимо питание?
– Каким образом растения получают питание?
Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:
– Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?
– В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?
Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?
Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».
И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.
Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.
Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.
Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).
– Расскажите, что происходит.
2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).
– Какой вывод о значении растений вы можете сделать?
3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).
IV. Итог урока.
– Почему растения не могут жить без солнечного света?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 76–79); выполнить задания 1–3 (с. 79).
У р о к 18
размножение и развитие растений
Цели:познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян.
О б о р у д о в а н и е: коллекция плодов и семян изучаемых растений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с по изученному материалу:
– Расскажите о дыхании растений.
– Расскажите о питании растений.
– Для чего необходим растениям солнечный свет?
– Смогут ли животные и человек жить без растений? Почему?
II. Сообщение темы и цели урока.
Р а з г а д а т ь к р о с с в о р д.
1. Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка.)
2. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак.)
3. В поле сережки
На тоненькой ножке. (Овес.)
4. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
6. Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы, в ряд
Цветы душистые висят. (Ландыш.)
7. Вот так ягоды, смотри,
Как наперстки малые,
Все они под цвет зари –
Алые-преалые.
Есть для ягод и корзинка,
Полезай в нее… (Малинка.)
8. Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки. (Земляника.)
– Как одним словом назвать все эти отгадки? (Растения.)
– Мы не разгадывали загадку 5. Это не растение. Но подумайте: какое отношение к растениям она имеет?
5. Гудит мохнатенька –
Летит за сладеньким. (Пчела.)
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать растения, и вы узнаете, как размножаются растения.