Методические указания к решению задач
Решение задач по физике способствует более глубокому пониманию изучаемого материала и помогает закреплению в памяти понятий, формулировок, определений, формул и физических законов, развивает у студентов логическое мышление, навык в применении полученных знаний для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Поэтому в данном пособии приводится список тренировочных задач, работа над которыми закрепит знания и навыки студентов.
Задачи по физике разнообразны, и дать единый рецепт для их решения невозможно. Умение решать задачи приобретается в процессе систематических упражнений. Можно лишь указать условия, соблюдение которых необходимо для успешного решения задач.
В основу каждой физической задачи положен тот или иной частный случай проявления общих законов физики. Поэтому, без твердого знания теории нельзя рассчитывать на успешное решение и анализ даже самых простых задач.
При решениизадач необходимо:
1) хорошо вникнуть в условие задачи и установить, какие физические закономерности лежат в ее основе;
2) записать все данные в задаче физические величины в одной системе единиц;
3) если позволяет характер задачи, обязательно сделать чертеж (схему), поясняющий ее сущность;
4) записать законы и формулы, на которых базируется решение, и дать словесную формулировку этих законов, разъяснить буквенные обозначения;
5) если при решении задачи применяется формула, полученная для частного случая, не выражающая какой-нибудь общий физический закон, или не являющаяся определением какой-нибудь физической величины, то ее следует вывести;
6) особое внимание следует обращать на векторный характер многих физических величин. Для полного определения таких величин необходимо учитывать не только их числовое значение, но и направление;
7) получить решение задачи в общем виде, то есть выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи. Правильность решения задачи в общем виде можно проверить, используя правило размерностей (наименований). При правильном решении размерность правой части формулы совпадает с размерностью искомой величины. Несоблюдение этого условия (оно необходимо, но недостаточно) свидетельствует об ошибке, допущенной в ходе решения;
8) решение задачи следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями;
9) подставить числовые данные в полученные для искомых величин формулы, произвести с ними необходимые действия. Проанализировать результат (оценить его правдоподобность);
10) проводя арифметические расчеты, нужно использовать правила приближенных вычислений, позволяющие экономить время без ущерба для точности. Точность ответа не должна превышать точности, с которой даны исходные величины. В тех задачах, где требуется начертить график, следует рационально выбрать масштаб и начало координат.
Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. При подготовке к выполнению контрольной работы следует после изучения каждой темы решить задачи из раздела "Тренировочные задачи". Они содержат элементы задач, предлагаемых для контрольных работ.
Задачи для тренировки несколько проще тех, которые входят в контрольные задания, и призваны подготовить студента к выполнению контрольной работы. Решение этих задач крайне полезно и необходимо.
При оформлении контрольных работ нужно помнить следующее.
1. Контрольная работа выполняется чернилами в обычной ученической тетради.
2. Текст задачи из контрольного задания должен быть переписан полностью и выписаны столбиком значения величин с их стандартными обозначениями.
3. При решении задач необходимо придерживаться правил, приведенных выше.
4. Качественные задачи объяснять не односложно, а давать исчерпывающий ответ.
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ. ОПТИКА
Преломление света
1. Отношение синуса угла падения i1 к синусу угла преломления i2 для данной пары веществ есть величина постоянная, называемая относительным показателем преломления второго вещества относительно первого:
Абсолютным показателем преломления какого-либо вещества называется показатель преломления этого вещества по отношению к вакууму или воздуху.
Относительный показатель преломления второго вещества относительно первого n21 равен отношению абсолютных показателей преломления этих веществ: .
Если луч света переходит из оптически более плотного вещества (n1) в оптически менее плотное (n2< n1), , то при некотором предельном значении угла падения iпред угол преломления становится равным 900, преломленный луч исчезает, а падающий испытывает полное отражение. Предельный угол определяется из формулы где n2 < n1.
Интерференция света
2. Скорость света в среде где с – скорость света в вакууме; n – показатель преломления среды.
3. Оптическая длина пути луча L = nl, где l – геометрическая длина пути луча в среде с показателем преломления n.
4. Если один луч проходит путь длиной l1 в среде с показателем преломления n1, а другой луч – путь l2 в среде с показателем преломления n2, то оптическая разность хода этих лучей Δ = n1l1 – n2l2.
5. Разность фаз колебаний Δφ связана с оптической разностью хода Δ интерферирующих волн соотношением , где λ – длина световой волны в вакууме.
6. Условие максимального усиления света в результате интерференции Δ = ± кλ, (к = 0, 1, 2, …).
Условие максимального ослабления света
Δ = ± (2к + 1)λ/2, (к = 0, 1, 2, …).
Дифракция света
7. Радиусы зон Френеля в случае плоского волнового фронта , где rk – радиус зоны, k – номер зоны (k = 1, 2, …); r0 – расстояние от круглого отверстия в непрозрачном экране до точки наблюдения, расположенной на оси отверстия; λ – длина световой волны.
8. При дифракции параллельного пучка лучей монохроматического света на одной узкой длинной щели:
а) направления, в которых амплитуда колебаний дифрагированных лучей минимальна, определяется из условия где а – ширина щели; φ – угол отклонения лучей от нормали к плоскости щели, определяющий направление на дифракционный минимум; к – порядковый номер минимума; λ – длина световой волны;
б) направления, по которым амплитуда колебаний дифрагированных лучей после их интерференции максимальна, определяются по формуле .
9. При дифракции на плоской дифракционной решетке направления, в которых наблюдаются максимумы света, определяются из условия
(a + b) sinφ = ± kλ; k = 0, 1, 2, …, где а – ширина прозрачной полоски (щели); b – ширина непрозрачного штриха; d = (а + b) – период решетки (или постоянная решетки); φ – угол между нормалью к поверхности решетки и направлением дифрагированных лучей; k – порядковый номер дифракционного максимума.
10. Разрешающая сила дифракционной решетки где Δλ – наименьшая разность длин волн двух соседних спектральных линий (λ и
λ + Δλ), при которой эти линии могут быть видны раздельно в спектре, полученном посредством данной решетки.
Разрешающая сила R решетки тем больше, чем больше штрихов решетка содержит и чем больше порядковый номер дифракционного максимума: R = kN, где N – полное число штрихов решетки.
11. Угловая дисперсия решетки
При дифракции рентгеновских лучей на кристаллической решетке направления, в которых имеет место зеркальное отражение (дифракционный максимум), определяются из уравнения Вульфа – Бреггов: 2dsinθ = kλ, где d – расстояние между атомными плоскостями кристалла; θ – угол скольжения (угол между направлением пучка параллельных рентгеновских лучей, падающих на кристалл, и гранью кристалла).
Поляризация света
12. Закон Брюстера. Луч, отраженный от поверхности диэлектрика, максимально поляризован, если тангенс угла падения i1 луча на поверхность раздела двух сред равен относительному показателю преломления n21 второй среды относительно первой: tg i1 = n21.
Закон Брюстера неприменим в случае отражения от поверхности проводников.
13. Закон Малюса. Интенсивность I плоско поляризованного света, прошедшего через анализатор, прямо пропорциональна квадрату косинуса угла α между направлением колебаний света, падающего на анализатор, и направлением колебаний, которые анализатор пропускает без ослабления: I = I0cos2α, где I0 – интенсивность света, падающего на анализатор.
14. Вращение плоскости поляризации. Угол поворота плоскости поляризации монохроматического света:
а) в твердых телах φ = αd, где α – постоянная вращения; d – толщина пластинки, вырезанной из твердого тела;
б) в чистых жидкостях φ = [α]ρl, где [α] – удельное вращение; ρ – плотность жидкости; l – длина столбика жидкости;
в) в растворах φ = [α]Сl, где С – концентрация раствора (масса активного вещества в единице объема раствора).