Безопасная высота полета и ее расчет в районе аэродрома и по маршруту полета по ПВП

Одним из важнейших требований безопасности самолетовождения является предотвращение столкновений самолетов с земной поверхностью или препятствиями. Основным способом решения этой задачи в настоящее время является расчет и выдерживание в полете безопасной высоты по барометрическому высотомеру.

Безопасной высотой называется минимально допустимая истинная высота полета, предотвращающая столкновение ВС с земной (водной) поверхностью или препятствиями.

Для обеспечения безопасности полетов ВС устанавливаются:

– безопасная высота круга полетов над аэродромом (при его наличии);

– безопасная высота в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

– безопасная высота в районе аэроузла;

– безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона;

– нижний (безопасный) эшелон в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

– нижний (безопасный) эшелон в районе аэроузла;

– нижний (безопасный) эшелон в районе Единой системы организации воздушного движения;

– нижний (безопасный) эшелон полета по ППП (ПВП).

Расчет безопасных высот (эшелонов) полета производится в соотвествии с ФАП-136.

Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом производится по формуле

Нб. кр = Нист + ΔНрел + ΔНпреп– ΔНt,

где Нист– установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу). Нист устанавливается равной 100 м при полетах по ПВП, 200 м при полетах по ППП;

ΔНрел– значение превышения наивысшей точки рельефа местности над низшим порогом ВПП в полосе 10 км;

ΔНпреп – максимальное превышение препятствий над наивысшей точкой рельефа в полосе шириной 10 км (округленное до 10 м в сторону увеличения);

ΔНt – значение методической (температурной) поправки высотомера, которое учитывается на НЛ-10М или по определяется формуле

Безопасная высота полета и ее расчет в районе аэродрома и по маршруту полета по ПВП - student2.ru ;

где t0 – минимальная температура воздуха на аэродроме по многолетним наблюдениям;

Ниспр = Нист + ΔНрел + ΔНпреп.

Расчет безопасной высоты полета в районе аэродрома производится по формуле

Нб. аэр = Нист + ΔНрел + ΔНпреп – ΔНt,

где Нист –установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе 50 км от КТА – 300 м;

ΔНрел– значение превышения наивысшей точки рельефа местности над низшим порогом ВПП в радиусе не более 50 км от КТА;

ΔНпреп – максимальное превышение препятствий над наивысшей точкой рельефа в районе аэродрома в радиусе 50 км (округленное до 10 м в сторону увеличения);

ΔНt – значение методической (температурной) поправки высотомера, которое учитывается на НЛ-10М или определяется по формуле

Безопасная высота полета и ее расчет в районе аэродрома и по маршруту полета по ПВП - student2.ru ,

где t0 – минимальной температуре воздуха на аэродроме по многолетним наблюдениям;

Ниспр = Нист + ΔНрел + ΔНпреп.

Расчет безопасной высоты полета по маршруту (МВЛ) ниже нижнего эшелона производится по формуле

Нб. ниже ниж = Нист + Нрел + ΔНпреп –ΔНt;

где Нист –установленное значение истинной высоты (запас высоты над препятствиями) при полетах по МВЛ по ПВП, ОПВП и ППП (100, 200, 300, 600 м в соответствии с ФАП-136);

Нрел – значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута (МВЛ) в пределах его ширины;

ΔНпреп – максимальное превышение препятствий над наивысшей точкой рельефа на участке маршрута (МВЛ);

ΔНt – значение методической (температурной) поправки высотомера, которое учитывается на НЛ-10М или по определяется формуле

Безопасная высота полета и ее расчет в районе аэродрома и по маршруту полета по ПВП - student2.ru ,

где t0 – температуре воздуха у земли в точке минимального давления;

Ниспр = Нист + Нрел + ΔНпреп.

Расчет нижнего (безопасного) эшелона производится по формуле

Нб эш ≥ Нист + Нрел + ΔНпреп + (760 – Рмин. прив)×11 – ΔНt;

где Нист –установленное значение истинной высоты (запас высоты над препятствиями) согласно ФАП-136 (600 м);

Нрел – значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута, ВТ в пределах полосы 50 км (по 25 км от оси ВТ);

ΔНпреп – максимальное превышение препятствий над наивысшей точкой рельефа на участке маршрута, ВТ в пределах учета Нрел;

Рмин. прив – значение минимального атмосферного давления по маршруту, ВТ, приведенного к уровню моря;

ΔНt – значение методической (температурной) поправки высотомера, которое учитывается на НЛ-10м или по определяется формуле

Безопасная высота полета и ее расчет в районе аэродрома и по маршруту полета по ПВП - student2.ru ,

где t0 – температуре воздуха у земли в наивысшей точке рельефа;

Ниспр = Нист + Нрел + ΔНпреп + (760 – Рмин. прив)×11.

Безопасная высота круга полетов над аэродромом определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) составляла:

– при полетах по ПВП – не менее 100 м;

– при полетах по ППП – не менее 200 м.

Безопасная высота полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, за исключением круга полетов, определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) была не менее 300 м.

Безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, ППП устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная высота полета (запас высоты над препятствием) составляла:

а) над равнинной или холмистой местностью и водным пространством:

– на скоростях 300 км/ч и менее – 100 м;

– на скоростях более 300 км/ч – 200 м;

б) в горной местности:

– горы 2000 м и менее – 300 м;

– горы выше 2000 м – 600 м.

Полеты на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, а также по ППП с использованием средств огибания рельефа местности могут выполняться на минимальной допустимой высоте полета, устанавливаемой соответствующими актами видов авиации.

Нижний (безопасный) эшелон полета по ППП определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута) составляла не менее 600 м.

Нижний (безопасный) эшелон полета по ПВП может определяться с учетом максимального превышения препятствий в пределах ширины воздушной трассы или маршрута полета.

Наши рекомендации