Дейсвтия экипажа в случаях потери ориентировки

Ориентировка считается полностью потерянной, если в результате принятых мер не определено местонахождение ВС.

Ориентировка считается временно потерянной, если в результате принятых мер определено местонахождение воздушного судна.

При потере ориентировки командир воздушного судна обязан:

– включить сигнал «Бедствие»;

– передать по радио сигнал «Полюс»;

– доложить органу ОВД об остатке топлива и условиях полета;

– с разрешения органа ОВД занять наивыгоднейшую высоту для обнаружения ВС наземными радиотехническими средствами и экономичного расхода топлива;

– применить наиболее эффективный в данных условиях (рекомендованный для данного района полетов) способ восстановления ориентировки, согласуя свои действия с органом ОВД;

– в случаях, когда восстановить ориентировку не удалось, заблаговременно, не допуская полной выработки топлива и до наступления темноты, произвести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке

При потере ориентировки снижение ниже безопасной высоты (эшелона) полета запрещается.

При потере ориентировки вблизи государственной границы РФ командир ВС должен немедленно взять курс вглубь территории РФ.

В приграничной полосе выполнять маневры для восстановления ориентировки запрещается.

Для вывода ВС на аэродром посадки может использоваться самолет-лидер.

Основными причинами потери ориентировки являются:

– недоученность летного состава в теории и практике самолетовождения;

– плохая подготовка к полету (слабое знание маршрута, неправильная или небрежная подготовка карт, ошибочный или неполный расчет полета, плохая подготовка навигационного оборудования самолета);

– неисправность или полный отказ навигационного оборудования в полете;

– нарушение в полете основных правил самолетовождения по причине халатности и недисциплинированности экипажа (полет без учета курсов и времени, без контроля и своевременного исправления пути, произвольное, без надобности, изменение режима полета, допущение грубых ошибок при определении фактических элементов полета);

– переоценка одних средств самолетовождения и пренебрежение другими, т. е. неиспользование дублирующих средств самолетовождения. Например, некоторые экипажи, надеясь, что они всегда выйдут на аэродром посадки по радиокомпасу, не ведут счисление пути, не сличают карту с местностью, пренебрегают запросом радиопеленгов, а при отказе радиокомпаса, как правило, теряют ориентировку. Другие, наоборот, отдают предпочтение визуальной ориентировке и поэтому в СМУ попадают в затруднительное положение;

– неподготовленность экипажа к полету в неожиданно усложнившихся условиях (неожиданное ухудшение погоды, вынужденный полет в сумерках или ночью, попадание в район магнитной аномалии на малой высоте);

– плохая организация и управление полетами;

– слабый контроль готовности экипажа к полету и недостаточное внимание в ходе послеполетного разбора к выявлению ошибок в навигационной работе экипажа, которые могут привести к потере ориентировки в последующих полетах.

Для предотвращения случаев потери ориентировки необходимо:

– постоянно совершенствовать теоретическую и практическую штурманскую подготовку;

– тщательно и всесторонне готовиться к каждому полету, обращая внимание на правильность подготовки карт, навигационных расчетов и выбор радиотехнических средств для обеспечения выполнения полета;

– тщательно изучать воздушные трассы (маршрут), правила и режимы полетов на них;

– грамотно и в комплексе использовать все технические средства самолетовождения в полете;

– уметь правильно анализировать метеообстановку и заблаговременно определять в полете приближение самолета к опасным или усложняющим полет метеорологическим явлениям;

– осуществлять всесторонний и полный контроль готовности экипажа к полету;

– не допускать нарушения правил самолетовождения, халатности и недисциплинированности.

45) Предотвращение случаев попадания ВС в зоны опасных опасных для полета метеоявлений.

Над территорией Российской Федерации установлены определенные режимы полетов, обеспечивающие безопасность полетов по трассам, в воздушных зонах крупных центров страны и в районах аэродромов, а также предотвращающие случаи нарушения экипажами самолетов государственной границы Российской Федерации и позволяющие осуществлять контроль за полетами ВС.

Для предотвращения случаев попадания в зоны с особым режимом полетов необходимо:

– знать инструкцию по производству полетов на данной воздушной трассе и в районах аэродромов;

– знать расположение зон с особым режимом полетов на трассе и расположение воздушных коридоров для подхода к аэродромам, уделять больше внимания точности самолетовождения при полетах вблизи этих зон;

– строго соблюдать установленный для данной воздушной трассы режим полетов.

Наши рекомендации