Высказывания N о своей одежде
Медиум | Сообщение | |
№ | Пол | |
Женщина | Одета по современной моде: платье сафари и туфли кофе с молоком. Я блондинка. Одета очень красиво: платье длинное, с большим вырезом. Туфельки. Брюки яичного цвета и золотистая кофта. Волосы светлые. | |
Мужчина | Одета в зеленое платье, сделанное из любви, и в зеленые туфли. Желтая туника и золотые туфельки. У меня светло-серое платье и длинный синий шарф. Туфли синие. | |
Женщина | Одета в желтое шелковое платье и желтые туфли. У меня очень модный костюм алого цвета. Он мне очень идет. На мне длинное, голубое, очень легкое платье и туфельки. Очень красиво. | |
Мужчина | Я в голубом сарафане. Мне к лицу. На Новый Год мы сделаем большой карнавал. Все будут в масках и костюмах. На мне будет балетное платье. Я в розовом цвете. Платье — водопад. Это фасон! Тело просвечивает — у нас это можно. |
Имеются сообщения, несколько выпадающие из общего плана. Так, в работах /70, 74/ говорится, что П0 носят или одежду земного вида или длинные облачения разных оттенков. Сведенборг, наряду с одеждами земного вида, упоминает о "сотканных из света" одеяниях "ангелов"— так он, по-видимому, именует П0 высших планов /133/. Сообщают, что с течением времени отшедшие переходят на белые одежды и что чем совершеннее П0, тем светлее его облик /43, 91, 167/.
О происхождении одежды отшедших сведения скудны и неопределенны. В работе /17/ утверждается, что одежда "надумывается" отшедшими. К этому же мнению склонился П0 Раймонда Лоджа, хотя по началу. думал, что одежда "фабрикуется из эманации земного плана" /91/. На наши вопросы о происхождении одежды сообщающиеся или уклонялись отвечать, или говорили, что она "дается, как и все прочее", или признавались, что не очень понимают, откуда она берется. Вся сумма сведений об окружении П0 склоняет согласиться с работами /17, 91/, в том, что одежда формируется мыслью и желанием отшедшего, быть может и не сознательно.
Индивидуальность. Данные медиумизма свидетельствуют, что П0 уносит с собой индивидуальность умершего — его память, характер, привязанности, духовные особенности {320—20}. Констатируется, что П0 не умнее живущих, обладают ограниченными познаниями и неполной осведомленностью о земных делах {321—8}. Отдельные высказывания об их неограниченной информированности /70, 457/ нельзя считать обоснованными. Указывают, что П0 обладают способностью интуитивного познания, зачатки которой проявляют и живущие {322—4}. Некоторые эту способность сильно преувеличивают, считая, что, пользуясь ею, П0 мгновенно получают полное знание об объекте. Значение для П0 земной эрудиции оценивается по-разному. Некоторые считают ее полезной для отшедших /6, 43/, другие полагают, что важна не столько эрудиция, сколько развитие ума /133/, а в наибольшей степени — душевность и доброта {323—4}, третьи же прямо говорят, что земные познания в мире П0 не нужны /131/. Сообщают, что земную одаренность отшедший сохраняет и развивает, если она применима в мире П0 (как, например, артистическое дарование) и если не проявится склонность к иным занятиям /1119/. Среди отшедших есть творческие личности. Полагают, что их влияние иногда воспринимается земными созидателями, как интуитивное озарение /17, 1227/. Некоторые идут дальше и утверждают, что земное творчество является лишь отражением совершаемого в мире П0 {325—6}. Отмечается большая роль, которую играют в мире П0 искусства, особенно музыка, которая может производиться и без использования инструментов /91, 1212/.
Среди недавно перешедших столько же пошляков, мещан и глупцов, как и среди живущих, но они в большей мере стараются подняться, так как сущность каждого там виднее /1143, 1181/. Поэтому же для П0 в большей степени, чем для живущих, характерны склонность к взаимопомощи и забота об общем деле /47, 133/. Земные социальные градации в обществе П0 не учитываются, ценятся лишь моральные и духовные достоинства личности. Великий на земле там уже может не быть великим — учитывается не ранг, а ум и добродетель /91, 634/.
Отшедшие склонны давать советы живущим /103, 1219/. Однако, полезность советов зависит от осведомленности и развития П0, которые варьируют в широких пределах, поэтому рекомендуется с осторожностью следовать советам П0 /4, 6, 634/.
Отшедшим не свойственны болезни и усталость /85, 91, 1181/. Поэтому они не нуждаются во сне, "отдыхают, сидя в цветах", или спят нерегулярно и редко /77, 320, 1215/. Сексуальности и половой близости нет, как нет и деторождения, но любовное соединение пар характерно для жизни П0 {324—4}. Перешедшие в детском возрасте растут вплоть до достижения оптимального состояния. Для их воспитания существуют школы и наставники. При медиумических опытах недавно перешедшие дети проявляют все признаки своего возраста — просят дать любимые игрушки и "играют" ими, шалят и т.д. /158/. В дальнейшем же они рано начинают проявлять несвойственную детскому возрасту рассудительность. Так, девочка 14 лет (считая от дня рождения) сказала участникам опыта: "Я дитя, но старше вас, потому что совершеннее" /1219/.
Чувства и способности
Поскольку П и П0 — это один и тот же объект, то изложенные во второй главе сведения о внечувственном восприятии людей, которое обусловлено проявлениями их П, проливают свет и на перцептивные способности П0. Второй источник сведений о них — это данные медиумизма. Большинство сообщающихся при медиумических опытах — это П0, поэтому приведенные в двенадцатой главе сведения о восприятии сообщающихся также являются характеристикой перцептивных способностей П0. Эти сведения получаются как в результате наблюдения за ходом медиумических опытов, так и в результате обобщения сведений, получаемых от сообщающихся. Сведения, поступающие из всех этих столь различных источников информации, хорошо согласуются между собой, что позволяет дать излагаемую ниже суммарную характеристику чувств и способностей П0.
Нам неизвестно, какими каналами восприятия воздействий окружающей среды пользуются П и П0. Будем условно считать их (как это принято и в парапсихологии) в чем-то подобными видам восприятия, которые обеспечивают живущим их органы чувств, и соответственно подразделим их.
"Зрение". Отшедшие иногда утверждают, что "видят" земную жизнь и подтверждают эти утверждения осведомленностью о ее событиях {326—29}. Они способны видеть происходящее на земле двумя путями — пользуясь присущим им ясновидческим зрением и путем использования зрения медиума. При медиумических опытах преимущественно используется последний из этих путей {327—10}. Пользуясь зрением медиума П0 отчетливо видит обстановку опыта, узнает его участников и различает их действия. По сути дела, каждый медиумический опыт является демонстрацией способности По видеть, пользуясь зрением медиума. В главе 12 приведены примеры этой способности. Наиболее показательны те из них, когда По оживленно воспринимали и комментировали демонстрируемые им телевизионные передачи, кинофильмы и фотографии. Поразительно реальное впечатление производили нередкие случаи, когда при этом происходили споры нескольких П0, по-разному относившихся к показываемому.
Видение с использованием зрения медиумов нельзя считать основным видом зрения П0, хотя для наблюдения земной жизни оно используется ими часто и притом иногда без ведома медиумов.
Примерами могут служить случаи, когда П0 смотрели по своей инициативе олимпийские игры в Лейк Плэсиде, а затем и в Сараево:
"Извини, не могли тебе показать передачу из Сараева".
"Я этот спорт посмотрел сам".
"Ты что, смотрел на месте?".
"Только фигуристов, и то не долго. Там ужасный шум".
"А как же без медиума?"
"Там же масса народа и много медиумов. Многие смотрели".
"Было интересно?"
"Да, очень. Англичане очень хороши" (танцоры; действительно, они выделялись).
Естественное для П0 ясновидческое зрение изредка проявляется и при медиумических опытах видением в темноте и в замкнутых пространствах {328—4}. Соответствующий пример мы привели в главе 12. По-видимому, без участия медиума П0 видят земную жизнь более смутно, чем когда пользуются его зрением /634/. Их высказывания об этом не идентичны. Некоторые из них утверждают, что видят события земной жизни, другие сетуют, что видят их смутно, а третьи говорят, что видят только через медиума. Мы также получали от наших собеседников несовпадающие свидетельства:
"Вижу только глазами медиумов".
"Вижу по-разному. Лучше через медиума. "А прямо вижу только свет".
Этому противоречит такой случай. После прогулки с медиумом по берегу моря с целью показать отшедшему любимые им места, спросили, понравилось ли ему прогулка:
"Да, видел солнце и море. И нашу поляну в лесу".
"Мы же не заходили в лес!"
"А я был там".
Пожилой участник опытов спросил П0 очень ли старым он ему кажется. "Нет, не очень". "Ты видишь внешность?" "Нет, душу". "А ты посмотри на лицо". "Это ерунда — лицо, важно — душа, ее состояние".
Подобные высказывания не единичны. Они приводят к разделяемому многими мнению, что без участия медиума, своим собственным зрением, П0 видят не тела живущих, а их П или, как некоторые считают — эфирные двойники {329—8}. Это соответствует представлению, что через медиумог П0 видят феномены объектов, а непосредственно — их ноумены /6, 93, 106/.
После перехода отшедшим приходится приучаться к расшифровке картин ясновидения, которые рисует им их непосредственное, естественное в их жизни зрение, обеспечивающее возможность видеть друг друга и свое окружение /4, 91, 131/. От земного вида вещей, который им открывается при зрении через медиума, они постепенно отвыкают. Возможно, поэтому не все из них в равной степени осваивают оба вида зрения, что и приводит к неидентичности их оценок своей способности видеть вещественный мир.
Об особенностях внечувственного зрения отшедших сведений мало. Однако, встречаются упоминания о его "размытости по пространству", о его, временами, необыкновенной остроте, о способности к микро-, макро- и интровидению {330—4}, т.е. о свойствах, характерных и для ясновидения живущих (см. главу 2).
Об органах зрения П0 сведений также мало и они противоречивы. Раймонд Лодж сообщал, что "глаза П0 подобны земным" /91/, А. Кардек думал, что "П0 видят всем своим существом" /634/, а в работах /6, 85/ указывается, что "у П0 какие-то иные глаза".
"Слух". Как и в случае зрения, П0 используют и слух медиума и свою внечувственную способность. Такими путями они слышат речь собеседников, музыку, шумы {331—6}. При медиумических опытах, очевидно, в основном используется слух медиума, чему в главе 12 были даны примеры. Но и при медиумических опытах наблюдаются признаки способности сообщающихся к самостоятельному восприятию — когда они слышат звуки, не доходящие до участников опыта — разговоры в удаленных помещениях и т.п. А. Конан Дойль пишет, что П0 иногда без его ведома являлись на его публичные лекции и впоследствии высказывали при медиумических опытах суждения, показывающие, что лекция была ими выслушана и усвоена /320/.
В чистом виде способность П0 к внечувственному восприятию, очевидно, проявляется при их общении между собой. О том, как это осуществляется, свидетельства не вполне единообразны. Имеются сообщения, что отшедшие говорят друг с другом как люди — словами {332—4}. Но Сведенборг поясняет, что это — телепатическое общение, лишь воспринимаемое как речь, что она значительно более емкая, а потому и быстрая, чем земная, причем голоса П0 различаются между собой в той же мере, как и голоса живых людей /74, 133/. Но многие утверждают, что телепатическое общение осуществляется не речью, а путем быстрого прямого обмена мыслями и образами {333—17}. Подтверждение этому видят в зачатках способности людей к телепатии, в образности и картинности снов и в слабом влиянии расстояния между сообщающимися на четкость связи /70, 967/. Эти разногласия примиряются сообщениями о том, что в начале своей посмертной жизни П0 используют для общения речь и письмо, которые, по мере развития отшедших, заменяются мысленным общением и символическим письмом {334—4}. При этом П0 способен по своему желанию открывать и закрывать доступ к своим мыслям, сохраняя таким образом интимность своего тезауруса /17/.
Свидетельствуют, что различие языков не препятствует общению П0 между собой, объясняя это или использованием некоего "единого языка" /133, 457, 1208/, или способностью отшедших к интуитивному освоению любых языков /77, 106, 1181/, или — на высших планах — их способностью к мгновенному мысленному обмену информацией /86, 320/. Полагают, что именно из-за привыкания П0 к прямому обмену мыслями постепенно все более и более затрудняется для них медиумическая связь с живущими, так как теряется навык передачи мыслей словами и восприятия смысла слов собеседников /967/.
"Обоняние и осязание". По данным ряда работ, П0 нечувствительны к теплу и холоду и обретают эту чувствительность лишь при общении через медиума {335—4}. Нечувствительность П0 к тепловому движению корпускул вещества представляется естественной, поскольку не вещество слагает П0. Не замечено и влияние электромагнитного излучения (инфракрасного излучения, света и т.д.) на П0: в отличие от материализованных фантомов, которые разрушаются светом, медиумическое сообщение с П0 может осуществляться при любой освещенности. С другой стороны, обнаружение "голосов Раудива" (см. главу 5) свидетельствует о возможности воздействия со стороны П0 на электромагнитное поле. Это позволяет предполагать, что опыты по изучению влияния на П0 электромагнитных колебаний разной частоты могут оказаться не безрезультатными и способны пролить свет на взаимосвязь сред, заполняющих разные планы многомерного пространства.
В медиумических сообщениях часто упоминается об обилии цветов в мире По и много говорится об их прекрасном виде. Сведения о их запахе менее определенные. При общении через медиума, П0 пользуются его обонянием и различают запахи, но это ничего не говорит о том, свойствен ли им в их жизни какой-либо аналог этого чувства. Нам же однажды было сказано П0 женщины, очень любившей при жизни цветы:
"Я не могу нюхать цветы. Не дано нам".
Проникновение. В результате использования внечувственных аналогов зрения и слуха и, предположительно, "чтения мыслей" других П0 и живущих людей, отшедшие в какой-то мере способны следить за земной жизнью и проникать в смысл происходящих в ней событий {336—22}. П0 нередко подтверждают это:
"Вы думаете мы далеко, а мы рядом, видим и слышим вас" /1515/.
"Я всегда рядом с тобой. Я все вижу, как вы живете".
Во время медиумических опытов П0 часто проявляли знание текущих событий:
"Ты был на моей могиле, принес мне цветы и убрал могилу. Спасибо тебе за любовь".
"Дорогой, ты болел тяжко. Надо следить за собой. Донимает бессонница. Гуляй перед сном".
"Ты заказал памятник мне. И не заказал опять молитвы обо мне. Я тебя просила пойти в церковь и поставить свечи. Прошу тебя, сделай это".
Иногда при этом П0 сообщают сведения, неизвестные присутствующим, которые впоследствии подтверждаются:
"N взяла билеты на четырнадцатое" (сообщено в Риге о покупке железнодорожных билетов в Москве).
"Моя внучка заболела. Я все знаю о наших близких, а ты не следишь".
Высказываются мнения, что способности П0 к восприятию окружающего подобны способностям живущих, но более утонченные и проникающие, что "волевой посыл П0 охватывает интересующий его объект и прямо открывает ему его свойства" /152, 457, 1515/. Наш опыт показывает, однако, что многие важные события проходят мимо внимания П0. И другие исследователи приходили к выводу, что По проявляют самую разную осведомленность о земных делах. Некоторые полагают, что она колеблется от полного незнания до знания, превышающего земное, вплоть до предвидения хода событий /605, 1411/. Другие впадают в крайность, ошибочно утверждая, что По не следят за земной жизнью /85/.
Если способность П0 в той или иной мере проникать в земные дела не вызывает сомнений, то этого нельзя сказать об их способности проникать в мысли живущих. Сами они часто высоко оценивают эту свою предполагаемую способность:
"Часто я проникаю в рощу души".
"Мне все видно, не надо лгать, ты меня не обманешь сейчас".
Веря в свою способность, П0 иногда безаппеляционно (и часто неверно) судят о людях:
"Это добрые люди. Души их светлые".
"Она глупая женщина, не надо с ней дружить. Не приглашай ее в наш дом. Она плохой человек".
Некоторые склонны верить в способность П0 проникать в мысли людей и думают, что признание этого заставило бы людей быть нравственнее /320, 1216/. Подтверждение этому видят о том, что По чувствуют, когда близкие думают и, особенно, молятся о них (так как молитва — целенаправленный мысленный посыл) /91, 786/:
"Спасибо вам за пожелания добра и за молитвы обо мне".
Однако, мы часто сталкивались со случаями, когда П0 высказывали заведомо ошибочные суждения о людях, длительно упорствовали в своем заблуждении, и иногда потом изменяли свое мнение. Так, первое время после смерти отшедший напрасно попрекал любящую его родственницу:
"У нее рот наполнен фальшью. Я чувствую худое чувство. Даже на могилку не приходит ко мне. Я ее хочу забыть" (неверно: ходит, заботится).
Через год все пришло в норму так же беспричинно, как и началось.
При учете всей суммы сведений складывается впечатление, что о земной жизни П0 судят по внешним наблюдениям, а не по данным проникновения в сознания живущих, и что предвзятые мнения и фантазии сильно влияют на их суждения — не меньше, чем у живущих. О подчиненной роли проникновения в сознание свидетельствуют и прямые опыты: сознание и подсознание (П) немедиумичных людей оказываются закрытыми для П0 в отсутствие особо одаренного медиума (см. часть III).
Память. При каждом медиумическом общении с П0 в той или иной мере проявляется его память, поэтому можно сказать, что память — наиболее очевидное свойство П0. Именно сохранение памяти обеспечивает сохранность личности отшедшего и возможность установления его самоличности, то есть самого факта его существования. Все медиумические источники согласны с том, что П0 уносит с собой земную память {337—20}. Редко, но бывают случаи, когда отшедший помнит минувшее событие лучше, чем его живые собеседники /49/. Обычно же после перехода память ослабевает, за исключением случаев смерти в преклонном возрасте, в состоянии ослабленной памяти, которая восстанавливается после перехода. Из сохранения отшедшим памяти делают вывод, что память живущего человека обеспечивают не только физиологические системы его организма, но и его не подверженный разрушению П, т.е. что мозг не является единственным инструментом памяти и мышления. Предполагают и так, что при травмах мозга разрушается не само хранилище информации, а линии его связи с исполнительным механизмом, каким является мозг /91/. Приводится много примеров, когда субъект проявляет при жизни память и сознательность, физиологически необъяснимые ввиду наличия разрушений мозга, которые выявляет посмертное вскрытие. Некоторые предполагают, что случаи поразительной "фотографической" памяти, которой обладали Ч. Диккенс, О. Уайльд, И. Соллертинский и многие другие, объясняются активным прижизненным использованием памяти П /40/. Вообще же, дело будущего выяснить, присутствуют ли в памяти П0 все компоненты памяти живых — иконической (срок сохранения запомненного t ~ 0,2 сек), оперативной (t ~ 20 сек), долговременной (t значителен) и, предположительно, генной, медленно запечатлевающей многократно повторяющийся "опыт поколений" и, в итоге, образующей инстинкты, в которых этот опыт заскладирован навечно.
Память отшедших имеет свои специфические особенности. После сравнительно короткого посмертного затемнения сознания, память П0 постепенно улучшается, но, в большинстве случаев, восстанавливается не полностью /4, 49, 158/. Затем наступает период постепенного медленного ослабления памяти о событиях земной жизни; сохраняются неизменными лишь любовь и привязанность к оставленным близким /4, 6, 1219/. При этом наблюдается особо повышенная забывчивость на имена {338—5}. Иногда П0 помнит только фамилию и забывает имя, но чаще помнит имена людей и забывает их фамилии /1219/. В постепенном ослаблении памяти П0 о земном можно усмотреть определенную биологическую целесообразность: эмоции и привязанности, которым предстоит играть свою роль в посмертной жизни, сохраняются, а ненужные в новой жизни сведения о земном забываются. Отшедшие не любят признаваться в забывчивости, уходят от ответов или отвечают неверно, наугад, прежде чем сказать, что не помнят. Но они обычно помнят памятные даты и события своей жизни и рады, когда их отмечают. Они присутствуют на поминках в годовщину смерти, беседуя с друзьями и знакомыми /4, 1210, 1211/. Раймонд Лодж всегда просил оставлять для него место за рождественским столом, но ни в коем случае не грустить о нем /91/. Одна из наших собеседниц не забыла, что предстоит празднование 35-летия ее свадьбы с живущим еще мужем и сказала ему:
"Я буду обязательно, я люблю этот день. Я так рада, что ты помнишь!". Когда пришло время, активно участвовала в праздновании, радовалась приходящим друзьям:
"Целую вас, я рада, как в тот день! У вас такие светлые души и добрые лица. Спасибо, что пришли!"
Когда бокалы были наполнены шампанским, сказала:
"Ура! Ура! Ура! Мы всегда вместе. Я люблю и помню вас всегда!"
Узнавала вновь приходящих:
"Еще родные души! Вас всех так люблю! Вы все такие красивые и добрые. Желаю вам счастья! Я буду с вами весь вечер. Идите к столу. Я хозяйка!"
Мужа поблагодарила за хлопоты:
"Дорогой, спасибо тебе за труды огромные".
Женя подтвердил ее радость:
"У её радость: много гостей чествовало".
Память отшедших охватывает события не только их минувшей жизни, но и жизни текущей — разговоры, которые они вели при прошлых опытах, а также происшествия в жизни близких им людей, за которой они следят. Так, например, П0 заметил своему собеседнику:
"Не надо делать таких вещей. Тебя уже предупреждали. Иначе тебе будет плохо и мне тоже". А предупреждал этого участника другой П0 за полугодие до этого.
Опубликованы пространные беседы через медиума Э. Пайпер профессоров В. Джемса и Д. Хайслопа, а также других членов ОПИ и АОПИ, с их отшедшими коллегами, в том числе с Р. Ходжсоном, который обычно хорошо помнил свои предыдущие сообщения, возвращался к ним, уточняя ранее сказанное /49, 605, 1424/. При смене медиумов память о сказанном при предыдущих опытах, по-видимому, ухудшается. Так, один из наших себеседников на расспросы о разговоре, бывшем с ним несколько дней тому назад через другого медиума, ответил:
"Я, честное слово, не очень помню каждый разговор".
И, поясняя несовпадения, добавил о влиянии медиумов:
"Они же влияют на то, что я говорю. Я каким-то образом очень чувствую их настроение и состояние".
В итоге этого "персона" отличается от П0.
Иногда, вопреки обычной забывчивости, П0 помнят самые несущественные детали прошлого. Так, на вопрос, помнит ли он N, П0 ответил:
"Он умер. А Солженицын жив — 15 миллионов долларов. Мы видели его, с бородой, в доме журналистов. Нас привел Андрей Кленов — Купершток".
Насчет долларов не знаем, а все остальное верно, и N умер, чего мы не знали.
Отшедшие часто помнят оставленные ими любимые вещи, свое жилище, проявляют интерес к ним {385—4}. П0 профессора В. Джемса говорил, что часто посещает свою квартиру и сидит в своем любимом кресле у письменного стола. Наш собеседник радовался, что в квартире у него все, как при нем:
"Все оставлено, как было. Здесь все родное".
Предвидение. Способность к предвидению — трудно объяснимое явление психизма. Оно противоречит укоренившемуся и, казалось бы, подтверждаемому всеми данными житейской практики представлению о времени, как о неуправляемом и от всего независимом потоке, течению которого не может противостоять ни один пловец. Тем более удивительно, что эта способность вызывает куда меньше сомнений у обывателя, чем другие явления психизма, и спокойно воспринимается парапсихологами, сопротивляющимися признанию существования П0, не противоречащего никаким законам естествознания. Очень многие наши современники склонны гадать и прислушиваться к предсказаниям астрологов, хиромантов и профессиональных провидцев. И первое, что делает обыватель на медиумическом сеансе — это засыпает сообщающихся вопросами о будущем.
Ранее (глава 2) мы рассмотрели способность к предвидению живущих, реальность которой подтверждена данными многочисленных опытов. Можно предположить, что П0, освобожденные от вериг тела, должны обладать этой способностью в большей степени, чем живые люди, П которых скованы. Однако, нельзя сказать, что это проявляется очень выпукло. Тем не менее, с теми или иными оговорками, но многие исследователи медиумизма признают наличие у П0 способности к предвидению и приводят примеры верных предсказаний {339—24}. Судя по нашему опыту, сообщающиеся склонны предсказывать, хотя обычно ошибаются. Но некоторые из них более скромны и признаются в своей неспособности провидеть будущее, например, назвать срок смерти собеседника:
"Я не знаю, когда это будет. Надо жить и радоваться жизни".
Способность П0 к предвидению своими особенностями во многом подобна способности живущих людей. Приведем суждения, которые высказывались об этом.
Способность предвидения обретается отшедшими лишь на ментальном плане, где время уже "вырождено" и нет особого различия между прошлым, настоящим и будущим; на астральном же плане видны лишь "отблески высших провидений", часто воспринимаемые неверно, но и по существу не всегда верные из-за наличия свободы воли /83, 86, 147/. Поэтому более или менее правильные предсказания могут быть получены медиумическим путем лишь от высоко продвинувшихся П0, прямой контакт которых с живущими маловероятен. Для связи с ними уже необходимы посредники, в качестве которых выступают гиды сенситивов — предсказателей — "медиумы астрального плана". Такая "двойная медиумическая связь"— редкое явление, поэтому редка и ярко выраженная способность предвидения, свойственная лишь отдельным предсказателям {28—5}.
Время наступления предсказываемого события определяется гораздо менее точно, чем сам факт его свершения, причем оценка уточняется по мере приближения события /1431/. В этом видят следствие "вырождения" времени: вырождением обусловлена сама возможность предвидения, но оно же искажает масштаб времен. Чаще оказываются правильными самопроизвольные предсказания и очень редко верны ответы на вопросы о будущем /106, 634, 1207/.
Чаще всего П0 предвидят события личной жизни и реже — события общего значения, такие как войны, землетрясения, кораблекрушения и т.п. /497, 634, 1430/.
Во многих случаях медиумического общения проявляются запреты сообщать предвидимое /1206, 1208, 1212/.
Давая правильное сведение о будущем, П0 в тоже время часто проявляет незнание текущих событий и расспрашивает присутствующих о них /320, 698/.
Частые неудачи предсказаний как личных судеб, так и общего хода вещей побуждают некоторых авторов забывать случаи правильного предвидения и утверждать, что П0 вряд ли способны предвидеть будущее, что предсказаний ими охотно даются, но не сбываются, что они хорошо читают настоящее и прошлое собеседников, но не видят их будущего /319, 1223/.
Наш личный опыт дал по преимуществу отрицательные данные о способности П0 к предвидению. Некоторым исключением явился случай, когда несколько П0 через не связанных друг с другом медиумов, живущих в разных городах, упорно предвещали (начав за несколько месяцев и вплоть до даты свершения) смерть одного известного человека, который тяжело заболел, но не умер. На наши упреки в обмане один из сообщающихся ответил:
"Смерть была, но клиническая: вытянули".
Намечается вывод, что способностью предвидения П0 астрального плана, с которыми осуществляется медиумическая связь, наделены слабо и что случаи правильного предвидения редки, однако, все же, имеют место. Отшедшие сами иногда дают такую же оценку этой своей способности. Сравнивая характерные черты способности к предвидению отшедших (П0) и живых (П), убеждаемся в их идентичности, что лишний раз подтверждает правильность заключения о том, что в обоих случаях источником этой способности является один и тот же агент (П = П0).
Эмоции
По всем данным, включая и наш опыт, П0 сохраняют прижизненные эмоции во всем их многообразии.
Любовь. Земные привязанности, любовь супружескую и дружескую отшедшие уносят с собой и не забывают. Любовь сохраняется, развивается и составляет духовную основу посмертной жизни, дурные же чувства постепенно угасают {340—26}1. Сексуальность отсутствует, однако, любовь супружеская отличается от родственной и от дружбы /91, 326, 457/. О сохранении эмоциональной окраски, присущей супружеской любви, свидетельствует множество полученных нами сообщений:
"Милая, я люблю тебя по-прежнему, не грусти".
"Все хорошо, но нет рядом тебя. Безумно скучаю по тебе, любимая моя".
"Люблю тебя, мужа моего, на всю жизнь".
Сторонние П0 подтверждают сохранение любви:
"Вы счастливый, ваша жена вас очень любит". "Чудак, не грусти, она тебя любит". Отшедшие ценят дружбу и призывают беречь ее: "Я благодарен N и Н за их любовь к тебе и тепло. Я рад, что вы так дружите".
"Спасибо ему, что он с тобой. Счастлив видеть вас вместе. Надо беречь дружбу".
П0 сохраняют теплые чувства к друзьям и радуются, что те их помнят /1210/:
"Я вас очень люблю за то, что вы, добрые, помните меня". Их трогает, когда друзья собираются помянуть их: "Целую всех, я очень рад! Спасибо за память. Все близкие и родные! Я счастлив и всех вас люблю. Не грустите, я с вами по-прежнему".
Свидетельствуют, что любовь в мире П0 постепенно очищается от расчета и эгоизма и освобождается от преувеличений и скрытности, поскольку сознания открыты друг для друга /85, 634, 1212/. Родственные чувства также сохраняются:
"Я пришел к вам с любовью. Я рад вам безмерно, даже до боли. Я хочу вас обнять. Любите меня, родные. Мне ласка ваша, родные, нужна. Сын. Кончаю. Прощайте!"
Не любившие на земле могут со временем найти в мире П0 любовь /133, 1143/. То же и с дружбой. Между незнакомыми при жизни П0 при благоприятных обстоятельствах, например, в ходе встреч при медиумических опытах, могут сложиться дружеские отношения и возникнуть взаимная симпатия:
"Я виделся с ним, мы подружились. Очень приятно нам вместе". "Была у нее дома. У нее уютно, мило и красиво. Она очень мне нравится".
Даже нехороший Женя не избежал возникновения привязанности. За развитием его отношения к нам мы могли следить в течение более 6 лет. Результаты этих наблюдений представлены кривой 1 на рисунке 14. При построении этой и других кривых рисунков 14 и 15, эмоциональная окраска высказываний приближенно оценивалась, пользуясь произвольно выбранными, но далее уже не изменявшимися критериями. В начале отношение Жени было резко отрицательным, что проявлялось руганью, одергиваниями, помехами и насмешками. На второй год оно стало капризным, подверженным частым переходам от симпатии к раздражению, но в последние годы выровнялось и (если не обращать внимания на свойственную Жене грубость разговора) может считаться положительным:
"Здравствуйте! Я ваш друг Женя. Очень скучал!". "Любопытен ты! Но я все равно тебя люблю, хоть ты и жмот! порядочный".
"Ваш Женя поздравляет вас с Новым Годом! Желаю вам счастья!".
Несмотря на появившиеся признаки доброжелательности и привязанности, Женя продолжает исправно выполнять порученную ему обязанность и остается досадной помехой сообщениям.
Кривая I на рисунке 15 показывает, что любовь отшедшей C1 к оставленному мужу не ослабела за прошедшие после ее смерти 6 лет. По сравнению с началом этого периода ее чувства несколько успокоились, и заметно смягчилась тоска по оставленному (кривая III на рисунке 15). По-видимому, сказались привычка, появление интересов в новой жизни и приближение встречи.
Многие источники свидетельствуют, что любившие друг друга на земле соединяются в мире П0 {340—26}. Никто не возражает против этого, но отмечаются следующие нюансы:
Супруги сразу соединяются, если попадают на один подплан. Если же, вследствие различия в духовном развитии, им предназначено быть в разных местах, то более продвинувшийся помогает отстающему совершенствоваться и в дальнейшем соединяется с ним {341—7}. Не любившим друг друга супругам соединяться в новой жизни необязательно /77, 1143/.
Мечты о встрече, о соединении, всегда проявляются в речах любящих П0:
"Любовь и дружба здесь укрепляются, любящие соединяются, родные все вместе" /103, 320, 1219/2.
"Я всегда с тобой всей душой. Нам хорошо будет здесь вместе".
Ревность. В литературе мало сведений о том, сохраняется ли в мире П0 ревность — спутница любви. В трудах /4, 7/ можно найти случаи, свидетельствующие о ее сохранении, а автор работы /167/ умозрительно заключает, что "поскольку полы там не различаются, то и ревности нет". Это неверно: отшедшие разного пола отличаются наружностью и психологическим складом, отсутствие сексуальности не синоним однополости и не антитеза ревности. Это подтверждают полученные нами сообщения.
Один из сообщающихся страдал из-за неверности оставленной им жены, нашедшей другую привязанность, ревновал ее, сокрушался неразделенностью владевшего им чувства.
Во время опыта сообщающийся рассердился, когда пришел человек, к которому он ревновал свою жену еще при жизни.
Во время опыта к участнику присоединилась N. Сообщающаяся (жена этого участника) неожиданно проявила необоснованную ревность:
"Мне неприятно разговаривать с N. Прошу, убери ее руку. Не делай мне неприятности, ты все время стараешься сделать мне больно. Зачем ее руку положил на свое место? Ты знаешь, что о