Доводы против существования реинкарнации и возражения на них

  Довод Возражение
№№ Явление Вывод
В большинстве случаев, якобы доказывающих существование реинкарнации, сроки, разделяющие последовательные воплощения, малы (десятки-сотни лет) , тогда как по индийским данным это тысячелетия [634, 1198, 1232] Это либо пересказ сведений, сообщенных П сторонним По, либо проявление "памяти предков" (генной памяти), а не воспоминания П о его прежних существованиях Замечено, что сроки, разделяющие после- довательные воплощения, с ходом времени уменьшаются, поэтому индийские данные теперь устарели. "Генная память"— антинаучная выдумка
Имеются случаи медиумической связи с П0, перешедшими многие сотни лет тому назад [77, 282, 347], тогда как при так называемых ренкарнациях сроки между "воплощениями" существен- но меньше То же 1) Сроки между последовательными воплощениями могут быть самыми разными. 2) Возможно, что реинкарнация — не всеобщий удел. 3) Медиумические сообщения ненадежны, возможны выдумки, путаница и обман
Сознание ребенка постепенно развивается, начиная с нуля, с ростом его организма Это показывает, что П, являющийся составляю- щей сознания, заново формируется в человеке, а не поступает в готовом виде извне Нам видно лишь формирование сознания, о подсознании, не зависящем от роста организма, нам ничего не известно
Ребенок наследует не только физиологические, но и психические свойства родителей, например, таланты Это показывает, что за- коны наследственности распространяются и на психическую сущность человека, часть которой — П. Этого бы не было, если бы П поступал готовым со стороны. Наследуемые свойства передаются через физиологические системы и, объединившись со свойствами вошедшего в организм П, образуют единство личности человека
Отшедшие дети проявляют себя в медиумических сообщениях всегда, как дети, а не как взрослые П0, что было бы при существовании реинкарнации [4, 158] П формируется в течение жизни человека, начиная с нуля, а не поступает готовым при рождении. 1) Эти сообщения фабрикуются фантазией подсознания медиума по закону "последнего предсмертного вида" — также, как и фантомы 2) Это сообщения не П0 ребенка, а его скорлупы, которую По покинул, или стихийных духов, или низменных П0 — мистификаторов
Идея реинкарнации противоречит законам наследственности и естественного отбора, поскольку духовное формирование личности исключается из нормального цикла развития Представление о реинкарнации является надуманным Законы наследственности и естественного отбора действуют на вещественном плане, на психическом плане — свои законы
Истории о прошлых существованиях изобилуют "высокими именами" — "масса бывших Наполеонов и Марий Антуаннет и ни одного простого Ивана", как заметил Д. Юм [584, 585] Это показывает фантастичность историй реинкарнации: П одного "великого" не может одновременно внедриться сразу в нескольких живущих Вполне вероятно, чтохарактерная для П склонность фантазировать проявляется в ряде сообщений, но имеется и множество случаев вполне прозаических прошлых существований (см., например, многочиссленные случаи, собранные И. Стивенсоном {375—13}).
Все прошлые жизни рисуются величественными, значительно более яркими, чем жизнь субъекта [506] В своих фантазиях П сенситива компенсирует убогость его реальной жизни То же
Некоторые лекарства вызывают воспоминания реинкарнационного типа [529] Подавляя сознание, лекарства стимулируют "творчество" П сенситива — автора так называемых реинкарнаций Подавляя сознание, лекарства помогают П сенситива вспомнить свои прошлые существования


Живущая в Филадельфии еврейка, эмигрировавшая из России, полагает, что в прошлом воплощении была шведским крестьянином Иенсеном Якоби. Под гипнозом свободно говорит грубым мужским голосом на диалекте, распространенном в шведско-норвежском пограничном районе. Выявлено отсутствие связи этой женщины со Скандинавией. Сведений о Иенсене Якоби не удалось найти.

Родившаяся в Индии в 1948 году Сварнлата Мишра, начиная с четырех лет стала вспоминать события своей предыдущей жизни. В 1959 году вспомнила, что была умершей в 1939 году дочерью в семье Патхаков. Познакомилась со своими "младшими" братьями. Хотя они теперь старше нее на 20 лет, продолжает воспринимать их, как младших.

Как следует из таблиц 17 и 18, на каждый довод сторонника или противника реинкарнации находится возражение. Поэтому аргументы, собранные в этих таблицах, нельзя считать вполне убедительными. Лично нам идея реинкарнации не импонирует. Она нарушает целесообразную связь земной жизни, как этапа, предназначенного для формирования П, с последующим развитием сформированного П в мире П0. Но подобными домыслами этот вопрос, конечно, не решить. Разрешить его могут лишь планомерные исследования, успешное начало которым положил И. Стивенсон. Возможно, что восторжествует идея О. Хаксли о том, что посмертная судьба зависит от кредо переходящего, и, таким образом, окажутся реальными и непрерывный и циклический пути эволюции.

Заметим, что для медиумизма вопрос о реальности реинкарнации не имеет существенного значения3. Медиумическая связь, как правило, охватывает лишь ближайшие к переходу этапы жизни П0, вероятно, существенно меньшие периодов между последовательными воплощениями (если таковые существуют). Наш опыт, например, не выявил никаких признаков существования реинкарнации — о ней не говорили сообщающиеся и были случаи связи с П0, перешедшими довольно давно (десятки лет) и, тем не менее, благополучно пребывающими в мире П0 и не собирающимися его покидать. Таким образом, для медиумизма дискуссия о реальности реинкарнации — это борьба мнений, не имеющая прямого практического значения. Нам могут возразить на это, что живущему интересно знать все перипетии предстоящей жизни. Что поделаешь! Мы узнали главное — о том, что людям предстоит жить новой жизнью и о том, что их встретит на пороге новой жизни. Остальное узнается в свое время.

Гипотеза непрерывной эволюции. Гипотеза предполагает, что П зарождается и развиваетря вместе с организмом человека. Земная жизнь является первым этапом его существования. Предназначение этого этапа состоит в формировании П, в наибольшей степени соответствующего посмертным условиям его существования. Эта гипотеза лучше других согласуется с данными медиумизма. В результате обобщения этих данных, путь эволюции П0 представляется следующим.

После перехода П0 попадает на план, соответствующий уровню его духовного развития, его свойствам и склонностям. Начиная с этого уровня, он вступает на путь совершенствования: прогресс — основная закономерность мира П0 {378—42}. Есть мнение, что совершенствоваться после перехода не легче, чем на земле, и что посмертному развитию преимущественно поддается то, основы чего были заложены при земном существовании. Поэтому призывают использовать земную жизнь с наибольшей пользой для духовного развития, чтобы начинать свой путь в мире П0 не с низших его ступеней {379—6}. Благоприятствуют прогрессу доброта, умственная развитость, высокие моральные качества, жизнелюбие и веселость, а препятствуют ему эгоизм, любовь исключительно к себе и к своим близким, привязанность к материальным благам, ханжество и мрачный аскетизм; житейские величие и богатство ничем не способствуют прогрессу {380—4}.

"Высшие" П0 помогают "низшим" в их развитии. Неразвитым отшедшим, для которых земное ближе и понятнее, чем порядки высших сфер, приносят пользу просветительные медиумические беседы. Об этом сообщает А. Конан Дойль и свидетельствует успешный опыт проведения во время войн разъяснительных бесед с П0, неосведомленными о порядках посмертной жизни /320/.

Утверждают, что умершие в преклонном возрасте прогрессируют быстрее, чем умершие молодыми, так как они свободнее от земных интересов /1196/. Об умерших в детском возрасте говорят, что они сразу попадают на высшие планы, где их учат, и что они быстро прогрессируют, т.к. им легко изжить земное {381—4}. Но говорят и другое — что умершие в детском возрасте должны пройти, пусть быстро, но обычный для П0 путь развития /103/. А девочка — гид, через 25 лет после того, как была убита в колыбели, сказала: "Мне 10 лет. У нас медленнее развиваются" /63/. Наши же данные, в соответствии с большинством сведений показывают, что после перехода П0 быстро движутся к оптимальным для них виду и самочувствию и соответственно оценивают свой возраст. Примеры этого были приведены в предыдущих главах. Дальнейший прогресс связан с духовным развитием: в жизни П0 с течением времени все большее место занимают высшие духовные интересы, П0 постепенно освобождаются от неуместных желаний и отдаляются от всего земного {382—5}. Очевидно, это медленный процесс, поскольку мы не обнаруживаем его явственных следов в своих материалах.

По утверждениям теософов и оккультистов, с которыми согласны многие исследователи медиумизма, после прохождения ступеней астрального плана П0 испытывает резкий переход, многими называемый "второй смертью", после чего попадает на ментальный" план, где продолжает свое развитие {314—12}. Этапы пути П0 в астральном и ментальном планах иногда называют "жизнью прогресса" и "жизнью созерцания" /103/. Переход из астрального плана в ментальный называют "второй смертью" потому что, как и обычная смерть, он сопровождается "сбрасыванием тела". Отличие в том, что оставляемое при втором переходе тело, называемое теософами "астральной скорлупой", продолжает, по их воззрениям, некоторое время полусознательное существование /83, 1199/. Медиумические материалы не дают никаких указаний на существование "астральных скорлуп". Поэтому некоторые исследователи склонны думать, что путь П0 не осложнен смертеподобными переходами /43, 1210, 1214/. Во всяком случае, второй переход безболезнен, как и обычная смерть. Он выгодно отличается от смерти отсутствием предсмертных мучений, сопровождаясь лишь временной потерей сознания. Переходы же с подплана на подплан эквивалентны изменению состояния сознания П0 /82, 85, 86/. Поскольку медиумизм черпает свои сведения лишь из астрального плана, изложенные представления вне его компетенции.

О сроке пребывания П0 на астральном плане до перехода на план ментальный сообщают противоречивые сведения:

"Несколько тысячелетий /70/;

в среднем 1500 лет (данные индийских источников);

тысячелетия, а иногда, куда быстрее /83/;

в 20 — 30 раз длительнее земной жизни /86/;

меньше длительности земной жизни /77, 1144/

не более 30 лет, а иногда значительно меньше /133/

тем больше, чем больше горя и слез об отшедшем /28, 1194/;

"не знаю, каков этот срок, знаю лишь, что все знакомые мне отшедшие здесь, на месте" /282/.

Как видно, данные настолько различны, что вопрос остается без ответа, как и вопрос об общем сроке существования П0. Где конец его пути? Он нам неизвестен. Некоторые вероучения Индии утверждают, что конечный, совершенный продукт эволюции П0 приобщается к "мировому духу". Р. Гера уверяли, что за всю историю человечества П0 еще не достигли конца "пути наверх" /43/. Так ли это? Мы не знаем.

1 Более древние Веды учили, что индивидуальность кончается со смертью, после чего П вливается в мировой резервуар духа {240—6}. Отсюда развиваемый йогой взгляд, что главная задача жизни — это прижизненное совершенствование П, как посильный вклад индивидуума в развитии мировой души.

2 Не совсем верно. В Европе реинкарнация уже была известна благодаря спиритизму, откуда теософия позаимствовала многое. (webmaster)

3 Если не учитывать, что утверждение реинкарнации доказывает реальность существования П0, в чем нет необходимости после выполнения опытов, изложенных в третьей части.

Глава 24. Итоги изучения психического плана мироздания

Изложенные в этой книге сведения о психическом плане мироздания рисуют закономерную картину. Контуры ее местами расплывчаты и не всегда просматриваются сквозь рябь помех, но в целом прослеживается удивительное соответствие ее разнородных частей. Данные, полученные разными путями, свидетельствуют об одном и том же. Результаты исследования свойств П живущих людей методами психологии и парапсихологии соответствуют сведениям о свойствах тех же П, но уже после их перехода, полученным медиумическим путем. Все эти данные показывают, что П представляет собой образование безусловно материальное и подверженное эволюционному развитию в той же мере, как и организм человека. После того, как методом, изложенным в данной книге, с несомненностью установлено существование посмертной жизни, приобретают историческую ценность многообразные свидетельства, собранные предшествующими исследователями психизма и медиумизма, и становятся более понятными истоки религиозных и философских доктрин прошлого. Полученная уверенность в существовании П0 освещает новым светом явления психизма, высвечивает тени, наводимые скептицизмом, и позволяет выявить закономерные связи разнородных психических явлений между собой и со свойствами П. Обобщение накопленных в течение столетий медиумических сообщений о мире П0 в какой-то мере позволяет приблизиться к пониманию устройства этого мира.

Достигнутое значительное продвижение в изучении психизма и медиумизма явилось следствием разработки методики экспериментального доказательства существования П0, что мы рассматриваем, как свой основной вклад. Успешность методики явилась следствием следующих ее отличительных черт:

Предвосхищение при планировании эксперимента возможной последующей критики его результатов.

Исключение гипотетически-возможных источников информации способом поэтапного ослабления используемой медиумичности. Логическое обеспечение однозначности результата. Сравнительно легкая воспроизводимость.

Цель, поставленная перед нашим исследованием, достигнута. Однако, прежде, чем отложить перо, имеет смысл кратко рассмотреть следствия, к которым ведет установление факта существования посмертной жизни. Они многообразны.

Установление указанного факта открывает новую область естествознания, подлежащую научному исследованию. Вполне естественно, что первый шаг в этом направлении должен состоять в официальной проверке самого факта существования П0. Проверку следует проводить в условиях, благоприятствующих проявлению медиумизма, не повторяя ранее допускавшихся в таких случаях ошибок /10, l00а/. Изложенная в главе 18 процедура может послужить при этих работах отправным пунктом. После того, как научные круги убедятся прямым экспериментом в истинности медиумизма и существовании П0, уже нельзя будет игнорировать опыт прошлого и придется приступить к его изучению и обобщению. Материал, который предстоит исследовать, огромен. Он включает теологические источники разных народов, а также материалы оккультные, теософские, астрологические, алхимические, медиумические и клинические. Предстоит искать блестки истины среди фантазий, легенд и заблуждений. Можно ожидать, что в результате анализа указанных материалов будут выявлены дополнительные данные о П0 и их мире. Но для выяснения свойств материи, слагающей мир П0, и энергетики этого мира, потребуется большая и многоплановая, в основном экспериментальная работа. Несомненно, что результаты этих исследований существенно повлияют на существующие представления о материи, энергии, пространстве и времени и, в итоге этого, расширят рамки естествознания.

Научное изучение медиумизма с привлечением современных технических средств еще не производилось. Внимание парапсихологов поглотило изучение слабых проявлений психизма сенситивов и рядовых людей. В этой области выполнено большое количество работ, во многом повторяющих друг друга и часто посвященных перепроверкам мало существенных деталей. В области же медиумизма имеются лишь работы, посвященные частным вопросам: созданию средств для объективного контроля действий медиума; контролю показаний органов чувств участников опытов средствами кино и фото; исследованию точек приложения и баланса сил, действующих при психокинетических явлениях {383—6}. В последнее время они дополнены весьма интересными начинаниями К. Осиса и его сотрудников /814, 815/. Между тем, поскольку явления психизма и медиумизма затрагивают основы основ физики и биологии, они достойны самого глубокого изучения. Его данные, особенно результаты исследования материализации фантомов, могут пролить новый свет на явления жизни и ее возникновение. Большой интерес для биологии представляют также явления дематериализации живых организмов, например, медиума при образовании фантома. Предстоит установить современными экспериментальными методами, что происходит и происходит ли при вышеназванных явлениях с клетками, молекулами, атомами и слагающими их частицами.

Решение вопроса о существовании П0 важно для парапсихологии. В наши дни она старается войти в круг официально признанных наук и потому избегает выставлять на показ свое родство с одиозным медиумизмом. Именно поэтому направления ее исследований не имеют должной взаимосвязи, а истолкование их результатов — единства. При интерпретации данных исследователи стараются уложиться в рамки общепринятых понятий, порой вопреки очевидности. Примером могут служить авторы интереснейшего исследования /128/, пытавшиеся объяснить установленные ими факты предвидения эффектами распространения электромагнитных волн и подвергшиеся за явные натяжки заслуженным насмешкам. Парапсихология видит сейчас свою задачу в изучении непознанных свойств организма человека, напрашиваясь таким образом в незваные помощники психологии и физиологии. В свете же полученного знания о существовании П и П0, задачи парапсихологии становятся самостоятельными, ясными и важными и сводятся они к изучению П, его свойств, проявлений и участия в деятельности организма. При таком подходе все направления парапсихологии закономерно объединяются, подобно фрагментам правильно собранной мозаичной картинки.

Факт существования П0 важен и для психологии. Объясняется причина двуслойности сознания и случаев его расщепления. Проясняются взаимоотношения между сознанием и подсознанием. Встает задача выяснения истинных потенций П и возможности их прижизненной утилизации. Открываются новые перспективы в решении проблемы памяти. Поскольку П0 сохраняет память и прижизненные эмоции, то участие П в механизме памяти не вызывает сомнений.

Изучение вещественного мира приводит к пониманию того, что все его сущности и процессы являются чисто энергетическими. Самые незыблемые и инертные по внешности предметы в действительности являются поприщем непрекращающегося кипения сложных энергетических процессов. Вглядевшись в глубины "мертвого" вещества, видим там движение. Приближается выяснение того, что энергетическое начало вещественного мира едино. Является ли оно общим и для психического плана, нам неизвестно. Но взаимосвязь сил вещественного и психического планов очевидна — она проявляется в рассмотренных нами явлениях психизма. Опыты с животными демонстрируют влияние воли на ход физических процессов. Волевое усилие сенситива перемещает предметы и создает на фотопленке изображение. Разнородные, не имеющие между собой ничего общего сущности, не могли бы взаимодействовать. Это говорит в пользу единства энергии психического и вещественного планов. Мы видели, что в мире П0 воля, психическая энергия, оказывается главным созидающим фактором. Здесь еще отчетливее, чем на вещественном плане, проявляется, что все процессы, вещи, реалии сводятся к энергетическому началу. Знание этого позволяет с меньшим удивлением смотреть на явления психизма. Они демонстрируют нам взаимодействие психической и физической энергий и вызванную этим взаимодействием трансформацию энергетической конструкции, какой является вещество.

Возражая против существования мира П0, часто указывают на невозможность размещения в нашем трехмерном мире, заполненном вещественными объектами, неисчислимого множества отшедших и всего разнообразия их сообществ. Соответственно этому, полученное доказательство существования мира П0 укрепляет гипотезу о многомерности пространства этого мира, о существовании, кроме привычных нам трех направлений, еще и неподдающегося осознанию направления "вглубь". Многие особенности явлений психизма подкрепляют этот вывод. О том же свидетельствуют и результаты специальных опытов профессора Цолльнера /32, 1187/.

Как мы уже указывали во введении, из того факта, что психические явления — непременный атрибут земной жизни, следует, что вещественный мир пограничен с миром психическим. Если обратиться к модели с уменьшенной на единицу мерностью, то мир П0 предстанет в ней трехмерным полупространством, стратифицированным на подпланы, а земной мир совпадет с двумерной границей этого полупространства. Удаление от этой границы "вглубь" мира П0 соответствует продвижению "вверх" по структуре мира П0, показанной на рис. 13. Не обязательно представлять себе этот мир весьма протяженным по четвертому измерению. Ничто не препятствует тому, чтобы, двигаясь далее по этой координате, встретить иные вещественные миры — не те ли, откуда поступают к нам НЛО1 (если они поступают)? Не здесь ли проходит путь к иным мирам и цивилизациям, о котором мечтают фантасты? Быть может, этот путь лежит не через "нуль-пространство", а через астрал, и средствами для его преодоления являются не энергия аннигиляции материи, а психическая энергия, не "нуль-транспортировка", а волевое воздействие? Или, быть может, НЛО — это объекты, созданные воображением П0 — выходцев из нашего мира, далекого продвинувшихся в своем развитии, и материализованные ими вместе с фантомами пилотов? Это фантазии, но, в отличие от таинственной "нуль-транспортировки", в их основе лежит не мечта, а проблески реальности, которые просматриваются в психических опытах. Так или иначе, но следует продолжать изучение НЛО, не повторяя обычных ошибок огульного отрицания и непреклонного скептицизма.

Исследование психического плана мироздания показывает, что структура пространства гораздо сложнее, чем полагает наука по данным изучения вещественного плана. То же можно сказать и о времени. Уже при изучении вещественного плана установлено непостоянство скорости течения времени, ее зависимость от взаимоперемещения тел. Исследование психического плана дает дополнительные свидетельства о сложной структуре поля времен.

Для научного исследования рассматриваемой здесь новой области естествознания необходимы обширные работы, требующие серьезной организации. Проведение их силами отдельных лиц, в порядке частной инициативы, как это обычно имело место до сих пор, не может обеспечить сколько-нибудь ощутимого продвижения. Необходимо привлечение существенных научных сил и значительных средств. Нужно искать и вовлекать в исследования сенситивов разной одаренности и специализации, в том числе медиумов-феноменов. С их помощью следует начать систематическое изучение всей области явлений психизма, а также П0 и их мира; изучить пригодность для этого ясновидения и пытаться наладить контакты с рядом П0. Для этих же целей целесообразна контрактация лиц, близких к переходу, согласных после него осуществлять связь по заранее составленным программам, как это предлагала профессор Г. Шмейдлер /980/. Для реализации связи следует организовать постоянное медиумическое слежение. Желательно с целью накопления доказательных материалов продолжить неоднократно делавшиеся попытки установления самоличности отшедших путем получения от лиц, близких к переходу, законспирированных паролей, застрахованных от психометрического проникновения, содержание которых после перехода По должны сообщить.

Наибольшего технического обеспечения потребует изучение физических аспектов явлений психизма — непознанных силовых полей, вещества фантомных образований, процесса взаимопроникновения вещества и т.д. Для этого потребуется использование многообразных средств современной экспериментальной физики, в том числе атомной и ядерной, микроскопии, кино и фототехники изучения быстропротекающих процессов и т.п. Много проблем встанет перед физиками-теоретиками, биологами и учеными других специальностей. Особое внимание следует уделить исследованию свойств П и П0 и экспериментальному доказательству их материальности.

Мы начали с научных аспектов вопроса о посмертной жизни, но, наверное, наибольшее значение имеет аспект личностный. Знание того, что смерть — не окончание жизни, а лишь изменение формы существования, важно для каждого человека. Страх смерти заменяется тревожной заботой о предстоящем этапе жизни, условия которой доподлинно неизвестны. Убежденность в необходимости достойно прожить жизнь, оставить после себя добрую память и плоды своих свершений, получает надежную опору. Становится не безразличным, что предстоит — гордиться следом, оставленным на земле, или краснеть за свои дела. Этим неизмеримо укрепляются основы морали. Уже нельзя думать — как ни живи, один конец. От плохих своих дел в смерти не скроешься и еще неизвестно, как они отразятся на том, что после нее предстоит. Стремление к совершенствованию своей личности получает обоснованный стимул, особую ценность приобретают любовь и дружеские связи, которые явятся стержнем и украшением будущей жизни. Могут получить разумное решение вопросы об оптимальном сроке жизни, об отношении к старости и болезни. Нужно ли говорить о смягчении тяжести утрат, раз потеря близкого заменяется временной разлукой с ним?

Знание того, что ожидает после перехода, представляет интерес не только для отдельной личности, но и в социальном плане. Людям к лицу распространить свой интерес и заблаговременное влияние на все этапы своего существования, а не ждать бездеятельно того; что будет. Может быть, предстоящее в чем-то дисгармонирует с основными принципами общественной жизни, на упорядочение которой люди затрачивают столько трудов и жертв? Как мы видели, опыт прошлого дает не слишком много сведений об этом, и эти сведения не всегда надежны. Однако, в сообщениях разнообразных источников — медиумических, оккультных, теософских, теологических и клинических — имеются общие черты и создается впечатление, что все они — как бы результаты наблюдения одной и той же картины через ряд призм с различной способностью фантастического преломления. Нельзя исключить надежду на возможность более достоверного познания условий предстоящей жизни, а, быть может, и воздействия на них. Нельзя исключить и возможность контакта в будущем, пусть отдаленном, с П0 значительных личностей, мысль и мнение которых ценны для общества в целом. Читатель может представить себе примеры имен2.

Вероятно, мы многое упустили. Но и сказанное показывает большое и разностороннее значение, которое имеет вопрос о посмертной жизни для отдельного человека и для общества в целом. Он имеет значение не только в принципиальном плане, но и для практики текущего дня.

Использование способностей особо одаренных сенситивов для диагноза болезней и их лечения издавна практикуется в народной медицине и ждет своего освоения, развития и широкого применения медициной научной.

Ценность практического использования дальновидения начинает осознаваться соответствующими инстанциями и делаются первые попытки его применения. Возможность исопльзования психической связи на космических дистанциях является более отдаленной и сегодня далеко не очевидной перспективой. Если это осуществится, то измерение времени прохождения волевых посылов даст важные данные для суждения о природе психической энергии и среды ее распространения. Не полностью исключена и возможность обращения к помощи П0 для осуществления связи, примеры чего имелись в прошлом /4, 10, 43/.

Делаются попытки практической утилизации способности людей к предвидению. Возможно, что подбор и специальная подготовка прогностов существенно повысят эффективность предвидения.

В разработке комплекса исследований рассматриваемой здесь новой области естествознания может принять участие наша страна. Она располагает всеми предпосылками для проникновения в эту новую область знаний и всеми возможностями для правильного направления исследований, для предотвращения их профанации и для использования их на пользу обществу и отдельному человеку.

1 НЛО — неопознанные летающие объекты.

2 Следует еще раз напомнить, что персонажи обывательских сеансов отнюдь не те, за кого они себя выдают. Мистификации здесь правило, а не исключение.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ.

ФИЗИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ

Изложенное в первых четырех частях книги исследование психического плана мироздания заставляет по-новому судить о структуре пространства. Выявилась его многомерность и расчлененность на ряд сопространств, а также их пограничность, приводящая в нашем мире к совместному проявлению свойству присущих психическому и вещественному планам. Убеждение в гармоничности решений природы заставляет предположить, что эти структурные закономерности справедливы и для пространства вещественного плана мироздания. В этом случае кардинально изменяется трактовка положений ряда основных разделов естествознания. Контуры возникающих при этом проблем очерчены в данной, заключительной части книги.

История науки учит, что гипотезы, не вполне адекватные реальности, не отступают без борьбы. Но если во время своей весны они предсказывают ранее неизвестные закономерности, а во время лета удовлетворительно объясняют новые факты, то после наступления осени им это удается лишь ценой все большего и большего усложнения моделей. Так было с геоцентрической гипотезой Птолемея, с чисто корпускулярной гипотезой света Ньютона, с механическими теориями эфира... Постепенно выявляется несоответствие измышлений человеческой изобретательности решениям, обычным для природы, которая самых сложных целей достигает простыми единообразными путями:

"Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое — правда, а все сложное — неправда" [Григорий Сковорода ].

"La simplicite' c'est la plus grande sagesse".1

На этапе увядания гипотезы встает вопрос о необходимости смены воззрений. К этому идет дело в современной физике. Осознание указанной необходимости затянулось из-за недооценки ведущими учеными важности объяснения изучаемых явлений:

"Задача ученого — описывать явления природы, а не навязывать ей свои объяснения" [А. Эйнштейн ].

"Задача физики — не получение наглядных картин, а формулировка законов, управляющих явлениями" [П. Дирак ].

Между тем неправильно понятое явление может дать основание закону, неточность которого выявится лишь после долгого следования по неверному пути.

С течением времени агностицизм в науке усугубился:

"Структура пространства-времени недоступна наглядному представлению". "Микромир непознаваем, ибо сознание макроскопично". "Наш язык непригоден для атомистики, повседневный опыт не дает для этого понятий. Для математического описания наглядность не нужна" [В. Гейзенберг].

"Квантовая теория заставляет отказаться в мире атомов от детерминизма" [Н. Бор].

Теперь утверждают, что обычную логику и здравый смысл надо оставлять на пороге микромира, а возникающие нонсенсы и парадоксы принимать как должное. Этим лишают исследователя оружия, которое позволяет ему проникать в области, недоступные органам его чувств и его приборам — на ничем не ограниченные просторы познания. В данной работе сделана попытка отступить от указанной тенденции и выявить причины хотя бы некоторой части наблюдаемых явлений.

Глава 25. Теория относительности утверждает, а не отвергает существование эфира.

Наши рекомендации