Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: 1)избыточность высказывания; 2) недостаточность высказывания.

1) Сгоряча я могу сделать, а потом будет трудно исправить. 2) Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя. 3) К нам подошел молодой мальчик. 4) И худо-бедно, но дело шло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других. 5) Большая часть поступивших овощей погублена зря. 6) Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов. 7) Сейчас будем веселую комедию смотреть. 8) Одесса с давних пор была местом, куда прибывали и отбывали различные суда. 9) Сердце заледенело… Губы ссохлись. Он облизнул их языком. 10) Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Каждый человек имеет речевой опыт. Этот опыт подсказывает нам, что по степени воздействия на наше сознание речь очень неодинакова. Степень воздействия во многом зависит от ее выразительности. Б.Н. Головин называет основные условия, от которых зависит выразительность речи:

1. Самостоятельность мышления. Преподаватели вузов знают, как унылы и невыразительны бывают порой студенческие ответы, - как правило, потому, что студент не усвоил учебный материал, не переработал вычитанные идеи, не сделал их своими.

2. Неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Необходимо знать о выразительных возможностях звуков, об ударении и его выразительных свойствах, об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации.

4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей - литературно-художественного, научного, публицистического, делового, разговорно-бытового.

5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо.

6. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

7. Объективное, языковое, не зависящее от воли, желаний, сознания отдельного человека. Это не что иное, как наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности.

Выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней, - начиная с звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук может оказаться в речи выразительным.

Один из основных источников речевой выразительности - лексика. И эпитет, и метафора опираются на слово. Но и помимо изобразительных средств лексика располагает большими выразительными возможностями. Мы часто говорим о языке как системе. В системные связи и отношения включен любой элемент языка и в структуре речи. Но речь повседневно-обиходная и речь поэтическая организованы по-разному. Поэтому одно и то же слово в речи повседневной и в речи поэтической может быть невыразительным и выразительным. Выразительные возможности лексики связаны с ее семантикой - самой сложной, самой подвижной, самой богатой по выразительности областью языка. Достаточно так или иначе обновить привычную семантику слова, достаточно «оживить» ее, как слово получает признаки выразительности или начинает участвовать совместно с другими в выразительности высказывания. Ассоциации, вызываемые в сознании читателя от воздействия слова, могут быть более четкими и менее четкими - многое зависит от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом.

Большое внимание в истории учения о языке и в самой художественной литературе уделено таким средствам языка, как эпитет, метафора и др.

Эпитет - это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка оно же стало эпитетом.

Сравнение –сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого («злые языки страшнее пистолета»).

Метафора - это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет - не слово в словаре, а слово в речи, то метафора - не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову - возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, в ее значении, точнее, в самой основе ее значения - три элемента: информация о том, что сравнивается, информация о том, с чем сравнивается, информация об основании сравнения, то есть о признаке, который является общим в сравниваемых предметах.

Возможна замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий. Это метонимия(любить Пушкина) или ее разновидность синекдоха- употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот (в наших лесах водится белка).

С целью создания выразительности используется образное преувеличение – гипербола(ждать целую вечность)или преуменьшение – литота (тише воды, ниже травы).

Изобразительно-выразительными средствами являются олицетворение - одушевление неодушевленного («Зима недаром злится…»), аллегория –иносказание (лиса – хитрость, осел – глупость), ирония –насмешка («Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (Крылов) - об осле), перифраза -замена названия (царь зверей).

Не меньшими чем лексика возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка. В пределах простого или сложного словосочетания словопорядок свободен, а если и ограничивается, то не языковой нормой, а соображениями целесообразности. При перемещении слов в предложении можно обратить внимание на то, что с места на место переставляются не отдельные слова, а их минимальные сочетания. Из одного словосочетания в другое слова не перемещаются. Замена прямого словопорядка (обычного, привычного) обратным усиливает выразительность речи - как письменной, так и устной. Это прием инверсии(не понравились они мне).

В усилении речевой выразительности участвует как разнообразие синтаксических структур, так и нарочитое повторение одной и той же структуры. Повтор имеет несколько разновидностей: анафора- повтор начальных слов («Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид» (Пушкин), эпифора -повтор заключительных слов («Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» (Маяковский).

Нарочитое повторение одной и той же синтаксической структуры называется синтаксическим повтором, или параллелизмом (Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет).

К синтаксическим, а точнее к лексико-синтаксическим средствам выразительности, относится антитеза. Антитеза - это малая или большая синтаксическая структура, смысловое содержание которой основано на противопоставлении идей, понятий, представлений, выраженных словами-антонимами. Так, немало пословиц и поговорок, немало словесных образов построено если не на антитезе, то с ее использованием: семь раз отмерь - один раз отрежь; не знаешь, где найдешь, где потеряешь; у другого и соломинку в глазу вижу, у себя и бревна не замечаю; ум хорошо, а счастье лучше; ученье - свет, неученье - тьма; когда голова думает, язык отдыхает.

К числу семантико-синтаксических средств усиления выразительности нужно отнести и ряды однородных членов предложения, шире - ряды однородных конструкций. Одной из разновидностей таких рядов является градация,позволяющая постепенно усиливать или, наоборот, ослаблять какую-то идею, какое-то настроение и т.д. (Особенный, самобытный. Ни с чем не сходный вид).

Функцию выразительности может иметь не только специальное слово или средство, но и пропуск подразумеваемого члена предложения – эллипсис («Зверю – берлога, страннику – дорога» (Цветаева) или сознательная недосказанность – умолчание(«Нет, я хотел… быть может, вы… я думал» (Пушкин).

Использование названных типов выразительных средств характерно, главным образом, для поэзии и художественной прозы. Однако и в других стилях, в частности в публицистической и ораторской речи, они находят широкое применение. Очень распространены в речи оратора риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

Особое внимание уделяется выразительной роли интонации. Что такое интонация? Это изменение в процессе развертывания речи высоты звучания голоса, силы, темпа, тембра и членение речи паузами. Язык располагает набором типовых интонаций, соответствующих разным синтаксическим структурам и их актуальному членению. Каждое из слагаемых интонаций (высота, сила, темп, тембр, паузы), будучи компонентом целого, является в какой-то степени автономным. Интонация позволяет выражать не только логическое значение высказывания, но и его эмоциональные и волевые «созначения». Необходимо помнить, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движений вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказываний.

Однако существуют и такие средства языка, которые убивают или резко ослабляют выразительность нашей речи. Это канцелярские языковые (речевые) штампы и интонационная бедность. За штампованной речью, как правило, нет работы мысли и чувства говорящего или пишущего. Штампы известны всем, их много раз слышали или читали, и поэтому они не несут в себе никакой новой информации, они привычны. Но проблема не в том, чтобы изъять из языка все штампы и стереотипы, а в том, чтобы не ограничиваться ими только в деловой речи и резко уменьшить их воздействие на речь других стилей, прежде всего на речь газетно-публицистического, научного стилей, а также стиля художественной литературы.

З А Д А Н И Я

Сообщения: 1) Тропы в художественной речи.

Риторические фигуры.

Наши рекомендации