Сборник активного раздаточного материала
СБОРНИК АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Звуковое вещание и аппаратура звукового вещания»
для специальности РРТ
Курс 3
Алматы 2008г.
Составитель: преподаватель высшей категории АКС при КАУ Гладышева Н.Н.
Активный раздаточный материал рассмотрен и утвержден
па заседании педагогического совета АКС при КАУ
протокол № 9 от 15.05. 2008г.
Сборник предназначен для изучения предмета «Звуковое вещание и звуковое вещание» учащимися специальности 3802002 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Предметом изучения данной дисциплины являются: последовательное изучение трактов сети ЗВ (тракты первичного и вторичного распределения программ), принципы построения сетей звукового вещания, а также аппаратура сетей звукового вещания (от датчиков сигналов в студиях до приемных устройств потребителей).
©Казахско-Американский Университет
Гладышева Н.Н.
Список общепринятых сокращений и терминологии:
АС– абонентская линия
АМ – амплитудная модуляция
АУ – абонентское устройство
АХ – амплитудная характеристика
АЧХ – амплитудно-частотная характеристика
АРУр – автоматический регулятор уровня
ВРК – временное разделение каналов
ВА - вещательная аппаратная
ПА - программная аппаратная
ДМ – демодулятор
ПР– приемник
РД – радиодом
ЛУ – линейный усилитель
КК – корректирующие контуры
КУ – канал управления
М – модулятор
ИУ– измеритель уровня
ОГР – ограничитель
РУ – регулятор уровня
МВА – междугородная вещательная аппаратная
РРС – радиорелейная станция
РВС – радиовещательная станция
РФ – режекторный фильтр
СЛ – соединительная линия
СРС – самостоятельная работа студентов
СРСП – самостоятельная работа студентов с преподавателем
СТВ – сигналы точного времени
СПВ – станция проводного вещания
ТА - трансляционная аппаратная
Т – трансформатор
УПТ – усилитель постоянного тока
ФВЧ – фильтр верхних частот
ФИМ – фазо-импульсная модуляция
ФНЧ – фильтр нижних частот
ФЧХ – фазо-частотная характеристика
ЦА – центральная аппаратная
ЭКЗВ – электрический канал звукового вещания
Лекция 1
Введение
Общая характеристика предмета. Достижения науки и техники в области радиовещания. Развития систем радиовещания и проводного вещания.
Вещанием называют организацию и доведение с помощью средств электрической связи вещательных передач широкому кругу слушателей и зрителей. Вещательная передача— это законченная в тематическом отношении совокупность сообщений. Комплекс вещательных передач, исполняемых последовательно во времени и распределяемых по каналам вещания, называют программой вещания.
Подготовка и выпуск программ осуществляется в центрах формирования программ (радиодома). Готовят программы в специализированных по типу передач редакциях. С помощью технических средств центров возможна запись вещательных передач или непосредственная передача их в вещательную сеть. Вещательную сеть образуют технические средства, используемые для передачи и распределения программ вещания по заданной территории. Технические средства сети определяют систему вещания.
По виду передаваемых сообщений различают системы звукового и телевизионного вещания. Структурная схема системы звукового вещания приведена на рис. В.1. На выходе микрофона (М), установленного в студии, формируется сигнал звукового вещания, который усиливается, обрабатывается и по линиям связи (ЛС) поступает на станцию проводного вещания (СПВ) или передатчик радиовещательной станции (РВС).
По способу передачи сигналов звукового вещания различают системы радиовещания и проводного вещания. В системе проводного вещания сигнал поступает на абонентское устройство (АУ), в состав которого входит абонентский громкоговоритель. В системе радиовещания сигналы звукового вещания в передатчике преобразуются в радиочастотные колебания и излучаются антенной. В приемнике (Пр) эти колебания преобразуются в сигналы звуковых частот и поступают на громкоговоритель. В системах телевизионного вещания телевизионные сигналы и сигналы звукового сопровождения также передают с использованием электромагнитных волн и проводных средств связи. Совокупность технических средств, позволяющих передавать электрические сигналы звукового вещания с выхода микрофона или канала воспроизведения магнитофона до антенны передатчика или до абонентской розетки проводного вещания, называется электрическим каналом звукового вещания (ЭКЗВ) или каналом передачи звуковых сигналов телевидения. Составными частями ЭКЗВ являются тракты формирования программ, тракты первичного и вторичного распределения программ. Системы звукового вещания бывают одноканальные (монофонические) и многоканальные, в том числе двухканальные стереофонические.
Создание и внедрение технологий интерактивных систем на базе технических средств телекоммуникаций и вещания возможно только при применении цифровых методов передачи сигналов, позволяющих значительно сжать сигналы и соответственно увеличить число передаваемых программ. Использование цифровых методов передачи сигналов на сетях распределения программ позволяет организовать миллиарды обратных индивидуальных каналов для связи пользователей с источниками программ и другими информационными службами и реализовать многие операции по обработке сигналов с применением программных средств.
СИГНАЛЫ ЗВУКОВОГО ВЕЩАНИЯ
Глоссарий
5.1.Звуковая волна 5.2 Звуковое давление 5.3 Инфразвук 5.4 Ультразвук 5.5 Плотность звуковой энергии 5.6 Интенсивность звуковой энергии 5.7 Электрический канал звукового вещания | Sound wave Sound pressure Infrasound Ultrasound |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.3-9 6.2 А.В. Выходец стр. 3-10 | Дополнительная |
Лекция 2
Глоссарий
5.1 Порог слышимости 5.2 Болевой порог 5.3 Кривые равной громкости 5.4 Октава 5.5 Высота тона 5.6 Тембр 5.7 Бинауральный эффект | Threshold of audibility Painful threshold Curves of equal loudness |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.10-14 6.2 А.В. Выходец стр. 10-16 | Дополнительная |
Лекция 3
Глоссарий
5.1 Искажения 5.2 Качество 5.3 Помехи 5.4 Смещение уровней | Distortions Quality Handicapes Displacement of levels |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.18-22 6.2 А.В. Выходец стр. 18-23 | Дополнительная |
Лекция 4
Глоссарий
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 272-278 6.2 А.В. Выходец стр. 50-52 | Дополнительная |
Лекция 5
Глоссарий
5.1 Студия 5.2 Плотность звуковой энергии 5.3 Звуковой фон 5.4 Акустическое сопротивление 5.5 Коэффициент звукопоглощения | Studio Density of sound energy Sound background Acoustic resistance Factor of a sound absorption |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.49-55 6.2 А.В. Выходец стр. 68-71 | Дополнительная |
Лекция 6
Электроакустическая аппаратура студий. Микрофоны и их классификация по принципу электромеханических преобразований, акустическим характеристикам.
Микрофоном называют преобразователь акустических колебаний в электрические. Микрофоны классифицируют по принципам электромеханического преобразования, приема звука и др.
По принципу электромеханического преобразования микрофоны бывают электродинамические, электростатические, электромагнитные и релейные. Электродинамические микрофоны по конструкции подвижной системы делятся на катушечные и ленточные, электростатические - на конденсаторные, в том числе на электретные, и пьезоэлектрические.
По принципу приема звука микрофоны подразделяются на приемники звукового давления, приемники градиента звукового давления (далее в тексте - приемники давления и градиента давления) и комбинированные приемники. В приемниках давления звуковоспринимающий элемент (например, диафрагма) открыт для воздействия звуковых волн только с одной стороны (рис. 3.1, а). В области низких частот, когда длина звуковых волн больше размеров микрофона, микрофон не искажает звукового поля, не
Для этого случая действующая на диафрагму результирующая сила:
F = pS, (3.1)
где р — звуковое давление в точке расположения микрофона до его внесения; S -площадь поверхности диафрагмы.
С увеличением частоты размеры микрофона становятся больше длины звуковой волны. Микрофон становится преградой, от которой звуковые волны частично отражаются, а частично огибают его. Это приводит к изменению звукового давления, а следовательно, и действующей силы F. Изменение силы учитывают введением в выражение (3.1) коэффициента дифракции k:
F = kpS . (3.2)
Коэффициент k зависит от соотношения между размерами микрофона и длиной звуковой волны. При приеме звуковых волн в области высоких частот с направления рабочей оси (Θ= 0) k = 1. При приеме звуковых волн с задней стороны микрофона из-за явления дифракции и отражения результирующая сила, действующая на диафрагму, будет уменьшаться.
Звуковоспринимающий элемент в приемниках градиента давления (рис. 3.1, б) открыт для воздействия звуковых волн с двух сторон. Для таких микрофонов сила F, вызывающая колебания диафрагмы площадью S, равна разности сил, действующих с фронтальной Fф и тыльной Fт сторон диафрагмы.
При расположении микрофона в поле плоской звуковой волны (источник звука находится на расстоянии более 1 м от микрофона) амплитуды звуковых давлений Рф и Рт можно считать одинаковыми.
При расположении микрофона в поле сферической звуковой волны Рф не равно Рт, так как в сферической волне звуковое давление обратно пропорционально расстоянию от источника звука. Это приводит к увеличению разностной силы, действующей на микрофон, особенно в области низких частот.
Комбинированные приемники звука представляют собой сочетание двух микрофонов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Существуют электрически и акустически комбинированные приемники. Электрически комбинированные приемники состоят из двух самостоятельных микрофонов, расположенных близко друг от друга и соединенных между собой электрически. Акустически комбинированные приемники выполняются таким образом, чтобы звуковоспринимающий элемент микрофона был открыт для воздействия звуковых волн полностью с одной стороны и частично — с другой (рис. 3.1, в). Такой приемник является сочетанием микрофонов давления и градиента давления. Сила, вызывающая колебания диафрагмы, состоит из двух составляющих: одна из них не зависит от угла приема (приемник давления), вторая изменяется пропорционально cos Θ (приемник градиента давления). В комбинированных приемниках так же, как и в приемниках градиента давления, в поле сферической волны увеличивается результирующая сила в области низких частот.
Рассмотрим основные характеристики микрофонов.
Чувствительность - отношение напряжения U на выходе микрофона к звуковому давлению Р, действующему на микрофон. Ее определяют по напряжению холостого хода или по напряжению на нагрузке с номинальным сопротивлением. За номинальное сопротивление принимают модуль внутреннего сопротивления микрофона на частоте 1000 Гц. Чувствительность микрофонов пропорциональна результирующей силе, действующей на звуковоспринимающий элемент.
Стандартный уровень чувствительности — выраженное в логарифмических единицах отношение напряжения U, развиваемого на номинальном сопротивлении R при звуковом давлении 1 Па, к напряжению, соответствующему мощности 1 мВт:
Частотная характеристика - зависимость стандартного уровня чувствительности от частоты. Ее неравномерность определяется в номинальном диапазоне частот. Номинальный диапазон частот рассчитывается по допустимым спадам чувствительности микрофона в области верхних и нижних частот.
Уровень собственного шума представляет собой выраженное в логарифмических единицах отношение напряжения шума, развиваемого микрофоном в отсутствие звука, к напряжению при звуковом давлении, равном 0,1 Па.
Характеристика направленности - это зависимость чувствительности микрофона в свободном поле от угла Θ между рабочей осью микрофона и направлением на источник звука. Рабочей осью микрофонаназывают направление, с которого чувствительность максимальная. Графическим изображением характеристики направленности является диаграмма направленности. Ее часто строят в полярной системе координат. Обычно нормирование диаграммы направленности приводят в виде зависимости чувствительности, измеренной под углом Θ, к чувствительности, измеренной на рабочей оси. Форма характеристики направленности зависит от конструкции микрофона и частоты. Микрофоны приемника давления в области низких частот, где размеры микрофона меньше длины звуковой волны, являются ненаправленными. Их чувствительность не зависит от направления прихода звуковых волн. Диаграмма направленности имеет форму круга (рис. 3.2, а). С увеличением частоты, когда размеры микрофона становятся больше длины звуковой волны, чувствительность начинает зависеть от направления прихода звуковых волн и диаграмма направленности начинает отличаться от
окружности.
Микрофоны - приемники градиента давления из-за зависимости чувствительности от направления прихода звуковых волн являются направленными (рис. 3.2, б). Для таких микрофонов диаграмма направленности представляет собой косинусоиду в полярных координатах (восьмерка). Акустически комбинированные микрофоны имеют одностороннюю направленность, диаграмма направленности зависит от чувствительности составляющих ее частей: приемников давления и градиента давления.
Диаграмма направленности (кардиоида) показана на рис. 3.2, в. При других соотношениях чувствительностей можно получить диаграммы с односторонней направленностью, описываемые уравнениями гипер- и суперкардиоиды (рис. 3.2, г).
2. Задание на СРС (Л.1 стр. 69-73) 2.1 Что такое микрофон? 2.2 Какую диаграмму направленности имеет приемник градиента давления? 2.3 Какую диаграмму направленности имеет приемник давления? 2.4 Какую диаграмму направленности имеет комбинированный приемник? 2.5 Перечислите основные технические характеристики микрофонов 2.6 Дайте формулировку чувствительности микрофона | 3.Задание на СРСП. 3.1 К какому типу микрофонов относятся катушечные и ленточные микрофоны? 3.2 Какие микрофоны являются направленными? 3.3 Какой из микрофонов ненаправленный? 3.4 Отчего зависит форма характеристики направленности? |
4. Контрольные вопросы
4.1 Классификация микрофонов по принципу преобразования электромагнитной энергии. 4.3 Классификация микрофонов по принципу приема звука. 4.4 Что такое рабочая ось микрофона? 4.5 Какие комбинированные микрофоны вы знаете? |
Глоссарий
5.1 Микрофон 5.2 Чувствительность микрофона 5.3 Звуковое давление 5.4 Диаграмма направленности микрофона 5.5 Согласование | Microphone Sensitivity of a microphone Sound pressure The diagram of an orientation of a microphone The coordination |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 69-73 6.2 А.В. Выходец стр. 40-43 | Дополнительная |
Лекция 7
Глоссарий
5.1 Радиомикрофон 5.2 Электретный микрофон 5.3 Конденсаторный микрофон 5.4 Сопротивление нагрузки 5.5 Источник питания | The radiomicrophone Condenser microphone Resistance of loading The power supply |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 69-81 6.2 А.В. Выходец стр. 43-50 | Дополнительная |
Лекция 8
Громкоговорители. Их классификация по принципу электромеханических преобразований, излучения. Устройство и принцип работы головки динамической, искажения. Способы улучшения качества звучания громкоговорителей. Акустические системы. Звуковые колонки.
Громкоговорителем называют электроакустический преобразователь, предназначенный для излучения звука в окружающее пространство. Составные узлы громкоговорителя: головка, акустическое оформление, Пассивные электрические устройства (фильтры, трансформаторы, регуляторы). В головке громкоговорителя происходит преобразование сигналов звуковых частот из электрической формы в акустическую. Акустическое оформление (акустический экран; закрытый, открытый или фазоинверсный ящик; рупор) повышает эффективность излучения.
По способу преобразования электрической энергии в акустическую громкоговорители делятся на электродинамические, электростатические (конденсаторные, пьезоэлектрические), электромагнитные и релейные. Наиболее широкое распространение получили электродинамические громкоговорители. В высококачественных громкоговорителях применяются электростатические (конденсаторные) головки. Электромагнитные громкоговорители из-за низкого качества звучания практически не применяются. Релейные (пневматические) громкоговорители преобразуют энергию постоянного потока воздуха в акустическую под воздействием механических колебании и используются в сиренах.
По способу излучения различают головки прямого излучения и рупорные громкоговорители. В головках прямого излучения звук излучается непосредственно в окружающее пространство. Головки рупорных громкоговорителей излучают звук через рупор.
К основным характеристикам громкоговорителем относят следующие:
Номинальная мощность — электрическая мощность, рассеиваемая на сопротивлении, равном номинальному электрическому сопротивлению громкоговорителя, ограниченная возникновением искажений, превышающих заданную норму.
Максимальная шумовая (или синусоидальная) мощность — электрическая мощность специально го шумового сигнала (непрерывного синусоидального тока) в заданном диапазоне частот, которую громкоговоритель длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений. Она должна быть меньше номинальной.
Коэффициент полезного действия — отношение излучаемой громкоговорителем акустической мощности к электрической мощности на частоте ( или в полосе частот со средней частотой fср).
Номинальное электрическое сопротивление — активное сопротивление, которым замещают громкоговоритель при измерении электрической мощности, потребляемой от источника сигнала. Это сопротивление соответствует минимальному значению модуля полного электрического сопротивления громкоговорителя в диапазоне частот выше частоты основного резонанса. Номинальное сопротивление головок составляет 4, 8, 16, 25, 50 Ом.
Среднее стандартное звуковое давление — среднее звуковое давление, развиваемое громкоговорителем в номинальном диапазоне частот на рабочей оси на расстоянии 1 м от рабочего центра при подведении напряжения, соответствующего мощности в 1 Вт.
Рабочей осью называют прямую, проходящую через рабочий центр (обычно геометрический симметрии выходного отверстия излучения) в направлении преимущественного использования. Головки динамические развивают стандартное звуковое давление 0,2...0,4 Па.
Характеристика направленности — зависимость звукового давления, развиваемого громкоговорителем в точке свободного поля, от угла между рабочей осью громкоговорителя и направлением на эту точку. Характеристику (диаграмму) направленности для одной плоскости представляют в полярной системе координат.
Глоссарий
5.1 Диффузородержатель 5.2 Параметрические колебания 5.3 Частотные искажения 5.4 Звуковая колонка 5.5 Фильтр 5.6 Фазоинвертор | Parametrical fluctuations Frequency distortions Stereo speaker The filter |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 81-97 6.2 А.В. Выходец стр. 83-88 | Дополнительная |
Лекция 9
Тракт формирования программ звукового вещания. Структурная схема тракта формирования программ. Аппаратно-студийный комплекс (АСК) радиовещания. Студийная и центральная аппаратные, состав аппаратуры, структурные схемы.
Аппаратно-студийный комплекс (АСК) является основной частью радиодома — центра студий и ряд
аппаратных, оборудование которых предназначено для подготовки, формирования и выпуска собственных программ, а также обмена программами с другими радиодомами. Количество студий и аппаратных АСК зависит от класса радиодома, который, в свою очередь, определяется объемом собственного вещания. Внеклассные радиодома обеспечивают объем собственного вещания более четырех часов в сутки. Радиодома первого класса имеют объем собственного вещания до четырех часов в сутки, а второго класса — до двух часов в сутки.
Оборудование АСК относится к тракту формирования программ (ТФП) электрического канала звукового вещания. Структурная схема типового ТФП приведена на рис. 2.3. Начальным звеном тракта является оборудование студии: микрофоны и пульт диктора, который устанавливают, как правило, в речевых студиях.
Студийная аппаратная (СА) представляет собой помещение с акустическими характеристиками речевой студии. В студийной аппаратной (рис. 2.4) устанавливаются пульт звукорежиссера, студийные магнитофоны и контрольные громкоговорители. Пульт звукорежиссера рассчитан на подключение различных источников сигналов: микрофонов, расположенных в студии, магнитофонов, соединительных линий, ревербераторови др.
Для усиления сигналов от микрофонов в пульте имеются усилители (МУ). Уровень сигнала от других источников значительно выше, чем от микрофонов, что позволяет подключить их через согласующие устройства (СУ) непосредственно к смесительному устройству (См). В цепь каждого источника сигналов включены индивидуальные регуляторы уровня (ИР), с помощью которых звукорежиссер поддерживает оптимальные соотношения громкости отдельных источников звука и регулирует динамический диапазон. Смешивание сигналов осуществляется в смесительном устройстве. В нем возникают потери мощности, так как мощность с выходов одного из индивидуальных регуляторов поступает не только на общий регулятор (ОР), но и на выходы остальных индивидуальных регуляторов, не работающих в это время. Оперативное регулирование уровня смешанных сигналов производится общим регулятором уровня. Для компенсации затухания, вносимого регулятором и смесительным устройством, в пульт включены усилители. Линейный усилитель (ЛУ) является усилителем-ограничителем, что позволяет предотвратить возможные перегрузки тракта. С выхода линейного усилителя по соединительным линиям сигналы звукового вещания поступают в другие аппаратные.
Между микрофонными усилителями и общим регулятором могут подключаться устройства спецэффектов и коррекции: компрессор, сложный частотный корректор, шумоподавитель и др. Корректор обеспечивает ограничение сигналов верхних и нижних частот (с разными частотами среза), плавный подъем и спад сигналов верхних и нижних частот, а также «всплески» и «провалы» частотной характеристики на разных частотах (фильтры «присутствия»). С их помощью звукорежиссер может уменьшить амплитудно-частотные искажения, вносимые отдельными звеньями тракта, ослабить влияние помех, создать различные спецэффекты, устранить недостатки голосов исполнителей.
Уровни сигналов звукового вещания звукорежиссер контролирует на слух с помощью как высококачественных громкоговорителей, так и измерителей уровня (ИУ). На выходе пульта может быть установлен панорамный регулятор базы, плавно перераспределяющий сигналы между двумя стереофоническими каналами.
Для связи звукорежиссера во время репетиций с исполнителями служит микрофон с усилителем, со единенный с громкоговорителем
Рис. 2.5. Структурная схема ЦА АСК
студии, который может использоваться для прослушивания сигналов от магнитофонов при комбинированных записях. В связи с тем, что подавляющая часть вещательных передач идет в воспроизведении заранее заготовленных магнитофонных записей, магнитофон применяют и как источник программ.
Вещательные передачи могут вестись не только из студий радиодомов, но и из театров, киноконцертных залов, стадионов, где оборудуются трансляционные пункты. Трансляционные пункты подразделяют на стационарные и передвижные.Стационарные трансляционные пункты создаются в местах, откуда систематически ведутся вещательные передачи. Помещение для трансляционного пункта выбирается так, чтобы звукорежиссер хорошо видел через контрольное окно место передачи. Аппаратура стационарных трансляционных пунктов аналогична аппаратуре студийной аппаратной. Передвижные трансляционные пункты организуют в тех случаях, когда вещание ведется эпизодически. В этих случаях устанавливается переносная аппаратура, которая по соединительным линиям кабелей городской телефонной сети соединяется с АСК радиодома. В отсутствие соединительных линий передвижные трансляционные пункты организуют передачу программ вещания по УКВ радиоканалам. От трансляционных пунктов сигналы звукового вещания поступают в трансляционную аппаратную (ТА) радиодома (см. рис. 2.3), где их обрабатывают и распределяют по другим аппаратным. Вещательную (ВА) или программную (ПА) аппаратные организуют во внеклассных радиодомах при большом числе формируемых программ звукового вещания. При их отсутствии сигналы звукового вещания с выхода студийной и трансляционной аппаратных поступают в центральную аппаратную.
Центральная аппаратная (АЦ) является координирующим центром АСК. Оборудование аппаратной обеспечивает коммутацию сигналов внутренних и внешних источников программ, их контроль и распределение потребителями.
Структурная схема центральной аппаратной приведена на рис. 2.5.
В основное оборудование центральной аппаратной входят: коммутатор источников программ, пульты, коммутатор потребителей программ. К коммутатору источников программ подключаются соединительные линии от студийных и трансляционной аппаратных, датчиков сигналов точного времени (СТВ), устройств подачи позывных сигналов (ПС) и других источников. Внутренние источники программ радиодома подключаются через входные трансформаторы (Т), внешние — через корректирующие контуры (КК), установочные регуляторы уровня (РУ), усилители (А).
С помощью коммутатора пульта центральной аппаратной формируются программы вещания, которые после усиления линейными усилителями (ЛУ) подаются к потребителю. Если число потребителей программ превышает число сформированных программ, то их распределение происходит с помощью вспомогательного коммутатора потребителей программ. Уровни сигналов контролируются с помощью измерителей уровня (ИУ) и контрольных громкоговорителей. Максимальный уровень сигнала на выходе АЦ не должен превышать + 15 дБ.
По исходящим соединительным линиям, подключенным к коммутатору потребителей программ, сигналы звукового вещания поступают на центральную станцию проводного вещания (ЦСПВ) города, радиовещательные станции (РВС), междугородную вещательную аппаратную (МВА), радиорелейную станцию (РРС) и т.д.
Оборудование АСК рассчитано на формирование стереофонических сигналов, удовлетворяющих требованиям высшего класса качества. Ряд технологических процессов в них обеспечивается с использованием компьютеров. Получают распространение цифровые пульты звукорежиссеров, представляющие собой специализированные ЭВМ. Обработка сигналов в пульте происходит по программам, которые определяют, в частности, регулировку уровней и изменений спектра сигналов в целом и в каждом отдельном канале, коммутацию каналов и др.
В цифровых пультах предусмотрена возможность запоминания положения всех органов управления, что позволяет полностью восстановить режим обработки сигнала в случае перерыва в работе звукорежиссера.
2. Задание на СРС (Л1. стр. 55-61) 2.1 Назначение аппаратных радиодомов 2.2 Отчего зависит количество аппаратных в радиодоме? 2.3 Из каких соображений выбирается оборудование студийных аппаратных? Какое оно? 2.4 Почему в смесительном устройстве пульта звукорежиссера теряется мощность 2.5 Функции общего регулятора в пульте звукорежиссера 2.6 Функции корректора в пульте звукорежиссера | 3. Задание на СРСП. 3.1 Поясните назначение отдельных узлов типового тракта распределения программ. 3.2 Каким образом звукорежиссер проверяет качество записываемой программы? 3.3 Функции фильтров «присутствия» в пульте звукорежиссера? 3.4 Классификация трансляционных пунктов? |
4. Контрольные вопросы
4.1 Назначение индивидуальных регуляторов в пульте звукорежиссера? 4.3 Назначение вещательной или программной аппаратной 4.4 Какой величины должен быть сигнал на выходе центральной аппаратной? 4.5 Функции центральной аппаратной (ЦА)? |
Глоссарий
5.1 Аппаратная 5.2 Индивидуальный регулятор 5.3 Смесительное устройства 5.4 Корректор 5.5 Измеритель уровня | Equipment room Individual regulator Mixing devices The proof-reader Measuring instrument of a level |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.56-60 6.2 А.В. Выходец стр. 78-85 | Дополнительная |
Лекция 10
Преобразование и обработки сигналов звукового вещания. Регулирование уровней сигнала. Способы регулирования уровней сигналов. Ручные регуляторы уровня: требования, схемы, применение. Регуляторы амплитудно-частотных характеристик.
Обработка сигналов — это преднамеренные преобразования сигналов, которые производят для создания спецэффектов, коррекции искажений, снижения шумов, сжатия динамического диапазона сигналом. Различают обработку сигналов по спектру (частотная обработка), по уровню (динамическая обработки) и шумоподавление. Динамическую обработку осуществляют ручными и автоматическими регуляторами уровней. Частотная обработка выполняется набором фильтров (корректоров), изменяющих спектры сигналов во всем или в отдельных частях частотного диапазоне. Шумоподавление обеспечивают статические и динамические (адаптивные) шумоподавители.
Устройства обработки сигналов могут использоваться для создания спецэффектов.
Для создания спецэффектов в трактах звукового вещания применяются устройства искусственной реверберации (линии задержки), эквалайзеры и др. Ревербераторы создают сигналы, имитирующие звук в помещениях разного объема. Для создания искусственной реверберации используют эхо-камеры, магнитные, листовые и цифровые ревербераторы.
Эхо-камеры — помещения неправильной формы объемом не менее 120 м3 с большим временем реверберации. Сигнал в эхо-камере подается на громкоговоритель, устанавливаемый так, что прямой звук не попадает на микрофон. Микрофон преимущественно принимает сигналы после многократных отражений от непараллельных стен из бетона. Время реверберации эхо-камеры постоянно, в небольших пределах его можно регулировать изменением уровней основного и подмешиваемого сигналов.
Магнитный ревербератор содержит блок магнитных головок: стирающую, записывающую и воспроизводящую, расположенных около петли магнитной ленты. Каждая из воспроизводящих головок производит записанный сигнал, запаздывающий по отношению к основному. Время запаздывания сигнала зависит от расстояния между воспроизводящими головками и скорости движения магнитной ленты, магнитный ревербератор дает возможность изменять время реверберации от 0,5 до 5 с.
Листовые ревербераторы используют изгибные колебания тонкого (0,4...0,5 мм) стального листа. В одной точке листа закреплен возбудитель, в другой — приемник звуковых колебаний. Время реверберации регулируют изменением расстояния между листом и демпфирующим материалом.
Большинство устройств обработки сигналов находится в пультах звукорежиссеров. Кроме того, такие устройства обработки, как частотные корректоры, автоматические регуляторы уровней и др., устанавливаются в других устройствах каналов вещания.
Обработка сигналов приводит к изменению их параметров. Наибольшие изменения происходят при динамической обработке сигналов, вследствие которой увеличивается относительная средняя мощность сигнала, что эквивалентно увеличению мощности передатчика. На выходе приемника увеличивается средняя громкость и разборчивость звучания. Выбором параметров устройств обработки можно улучшить качество принимаемых сигналов.
Глоссарий
5.1 Динамическая обработка сигналов 5.2 Ручной регулятор уровня 5.3 Шумоподавитель 5.4 Эквалайзер 5.5 Корректор амплитудно-частотной характеристики | Dynamic processing of signals Manual regulator of a level Equalizer The proof-reader of the peak-frequency characteristic |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.142-145 6.2 А.В. Выходец стр. 88-91 | Дополнительная |
Лекция 11
Устройства шумоподавления
Шумоподавители используют для улучшения отношения сигнал/шум на выходе канала (тракта, звена) вещания. Они могут быть двух видов — статические и динамические (адаптивные). Параметры статических шумоподавителей не зависят от амплитуды входного сигнала и остаются неизменными в процессе работы. Адаптивные шумоподавители являются
ограничителями минимальных уровней, изменяют свои параметры в процессе работы под воздействием проходящего через них сигнала, имеют малый коэффициент передачи для сигналов, уровень которых ниже порогового, и большой — для сигналов с уровнем выше порогового.
Примером статических устройств шумоподавления являются предыскажающие контуры. Адаптивные шумоподавители по назначению делятся на две группы: компандеры и динамические фильтры (денойзеры). Компандеры служат для предотвращения накопления шумов в процессе передачи или записи сигналов, денойзеры предназначены для удаления уже имеющегося в сигнале шума.
Предыскажающие контуры. Спектр сигналов звукового вещания неравномерный, на высоких частотах спектральная плотность мощности Sc меньше, чем на средних частотах (рис. 6.5, а). Вместе с тем шум имеет примерно равномерный спектр Gm (рис. 6.5, б). Это позволяет увеличить отношение сигнал/шум за счет включения в канал предыскажающих и восстанавливающих контуров (ПК и ВК).
Предыскажающие контуры включаются в