Кредитование предприятий
Понятие финансовых ресурсов и источники их формирования.
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, находящиеся в его распоряжении. Они направляются на:
- развитие торгово-производственного процесса (приобретаются основные и оборотные средства, нематериальные активы, рабочая сила);
- содержание и развитие объектов непроизводственной сферы (осуществляется строительство детских садов, учреждений здравоохранения, культуры, спорта, жилья для сотрудников предприятия);
- направляются на потребление (выплачивается заработная плата, премируется персонал, оплачиваются путевки на лечение, отдых, осуществляется материальная помощь работникам, выплачиваются дивиденды акционерам);
- направляются в качестве платежей финансово-банковской системе (выплачиваются налоги, возвращаются ранее полученные кредиты);
- направляются на формирование резервов предприятия для осуществления непредвиденных расходов, потерь, убытков, выполнения срочных обязательств перед кредиторами).
Финансовые ресурсы формируются за счет:
- уставного капитала – средств, вложенных учредителями при создании предприятия для обеспечения его деятельности в масштабах, указанных в его учредительных документах;
- добавочного капитала – средств, получаемых от переоценки (в сторону увеличения) имущества предприятия, при эмиссии ценных бумаг (эмиссионный доход), когда предприятию удается реализовать ценные бумаги по цене, превышающей их номинальную стоимость, имущества, полученного безвозмездно;
- резервного капитала – средств, формируемых предприятием на случай покрытия потерь и убытков, обязательств перед кредиторами, для выплат дивидендов при отсутствии или недостаточности полученной прибыли;
- выручки от реализации продукции, иного имущества, внереализационных доходов, доходов от других направлений деятельности;
- амортизационных отчислений;
- кредиторской задолженности - своих обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленную ему продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, перед собственным персоналом за невыплаченную еще заработную плату, перед бюджетом по налогам, перед государственными внебюджетными фондами по отчислениям на государственное социальное страхование, медицинское страхование, пенсионное обеспечение; некоторые из этих средств предприятие в хозяйственном обороте использует временно;
- целевых поступлений – средств, полученных от других организаций, граждан, государства, как правило, на осуществление инвестиционных целей (на разработку новых видов продукции, технологий, финансирование капиталовложений);
- кредитов и займов и других источников.
Кредитование предприятий.
Кредиты бывают:
1) финансовыми (банковскими);
2) коммерческими (фирменными)
Банковский кредит – это предоставление банком (кредитором) определенной суммы денег (кредита, ссуды) заемщику на оговоренных в кредитном договоре (соглашении) условиях, в соответствии с которыми заемщик обязуется возвратить через определенный срок полученную денежную сумму и уплатить проценты.
Обычно банковские кредиты классифицируются по следующим признакам:
в зависимости от получателя заемщиками выступают
а) государственные предприятия;
б) частные предприятия;
в) индивидуальные предприниматели;
г) другие банки;
д) органы власти (региональные, местные);
е) международные объединения и организации
в зависимости от срока
а) краткосрочные – срок их пользования не превышает 1 года; они предоставляются под товарно-материальные ценности, затраты, на текущие потребности в платежах;
б) долгосрочные – срок их пользования превышает 3 года; они предоставляются для формирования основных и оборотных средств, финансовых активов, разработки новой продукции и технологий;
в) среднесрочные - срок их пользования находится в пределах от 1 до 3 лет; они обслуживают потребности, аналогичные долгосрочным кредитам.
Особой разновидностью банковского кредитования являются:
а) факторинг;
б) форфейтинг
Факторинг – предусматривает, что банк покупает у предприятия его требование к покупателю товара на получение платежа. При этом банк сразу выплачивает предприятию от 70 до 90% суммы требований. Оставшаяся сумма (10-30%) удерживается банком, как страховка, на случай неплатежа покупателя. Когда покупатель оплачивает свои обязательства, банк выдает предприятию удержанную сумму за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения.
Эта операция выгодна для предприятия, поскольку у него происходит ускорение оборачиваемости капитала, улучшается структура баланса (т.к. имеется возможность превратить будущий долг в наличные деньги в данный момент времени); устраняется риск неплатежа со стороны покупателя товара (его берет на себя банк).
Форфейтинг – предусматривает покупку банком у предприятия векселей, акцептованных (т.е. подтвержденных к оплате) покупателем товара. При этом векселя приобретаются банком с дисконтом, т.е. за вычетом всей суммы процентов. Все риски в отношении оплаты по векселю переходят банку. Банк может перепродать купленные у предприятия векселя на вторичном рынке. Обычно форфейтинг применяется при продаже машин и оборудования. Подобные контракты являются средне- и долгосрочными и заключаются на крупные суммы. Поэтому минимальная сумма, используемая при форфейтинге, составляет не менее 250 тыс. долл.
Эта операция выгодна для предприятия, поскольку у него происходит ускорение оборачиваемости капитала, улучшается структура баланса (т.к. банк выплачивает предприятию сразу стоимость средств по векселю, правда, за вычетом процентов); освобождается от кредитных рисков (все риски по векселю берет на себя банк).
Коммерческий кредит – предоставляется самим предприятием и заключается в отсрочке или рассрочке платежа за проданный товар.
Такой кредит предоставляется в двух основных формах:
1) вексельной (вексельный кредит) – когда предприятие, реализовав товар, выставляет на должника (покупателя) переводный вексель (тратту), который должником акцептуется (т.е. подтверждается его оплата) при получении товаросопроводительных документов. Акцепт обычно оформляется надписью на векселе – «акцептован», «принят», «обязуюсь заплатить» и др. В таком векселе дается указание должнику через установленный срок уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе.
В расчетах может быть использован простой вексель (соло-вексель) – это обязательство должника (покупателя) уплатить через установленный срок определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе. В отличие от переводного векселя, такой вексель выписывается должником (т.е. должник является векселедателем).
Для повышения надежности векселя, обязательства по его оплате могут быть гарантированы третьим лицом (например, банком). Такое действие называется аваль – специальное вексельное поручительство, посредством которого гарантируется платеж по векселю. Лицо, совершающее аваль (авалист), принимает ответственность за выполнение обязательств в отношении того, кто акцептовал вексель. Аваль оформляется специальной надписью на векселе и выражается словами «аваль», «считать за аваль» и др. Эту надпись ставит авалист.
2) по открытому счету (кредит по открытому счету) – когда предприятие направляет в адрес покупателя товар и товарные документы, которые оплачиваются им в течении оговоренного срока на специально открытом для этого счете задолженности. Покупатель погашает свою задолженность либо: а) путем перевода средств на день платежа; б) встречными поставками; в) оформляет чек или вексель.
Эта форма расчетов наиболее невыгодна предприятию (связана с повышенным для него риском), т.к. оно предоставляет покупателю коммерческий кредит и не получает никаких гарантий платежа.
Для покупателя эта форма расчетов, наоборот, выгодна, т.к. оплата производится, когда товар уже поставлен.
Такая форма платежа возможна между фирмами, которые хорошо знают друг друга, либо, когда фирмы выступают попеременно в роли продавца и покупателя. В последнем случае стороны погашают свои обязательства взаимными поставками товаров.
3. Финансовый план предприятия.
Финансовый план – это документ (бюджет), в котором в денежной форме отражена структура доходов и расходов предприятия на определенный период времени.
Цель составления финансового плана – определить общий объем (бюджет) денежных средств, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности и увязать доходы с необходимыми расходами.
Финансовый план предприятия составляется в два основных этапа: 1) составляются бюджеты структурных подразделений; 2) составляется сводный бюджет предприятия.
Финансовый план (бюджет) состоит из двух частей:
1) доходной
2) расходной
Доходная часть – это план финансовых поступлений. Она формируется из плановых поступлений от: а) продаж продукции (работ, услуг), б) реализации основных средств и иного имущества, в) внереализационных операций, г) кредитов и займов; кроме этого учитываются остатки на банковских счетах. Доходная часть бюджета позволяет сформировать его расходную часть.
Расходная часть – это план финансовых расходов. Она формируется на основе: а) плана материальных затрат, б) плана расходов на электроэнергию, в) плана фонда оплаты труда, г) плана платежей во внебюджетные фонды, д) плана погашения кредитов и займов, е) плана налоговых выплат, ж) плана прочих расходов.
Примерная схема сводного бюджета предприятия представлена на рисунке1.
Доходная часть | Расходная часть |
Выручка от реализации продукции и прочей реализации | Налоги в бюджет |
Прочие доходы | Заработная плата |
Кредиты и займы | Платежи во внебюджетные фонды |
Остатки средств на банковских счетах | Закупка сырья и материалов |
Оплата энергии | |
Выплаты по кредитам | |
Прочие расходы | |
Итого: | Итого: |
Рисунок 1 – Сводный бюджет предприятия.
Оптимальным является такой бюджет, в котором доходная часть равна его расходной части. В случаях, когда имеется дефицит бюджета (расходная часть превышает доходную), сокращается его расходная часть. При том выбираются приоритетные статьи расходов, которые не сокращаются.