Основы экономического анализа
Тема: Предмет и объекты экономического анализа.
Анализ в переводе с греческого означает разделение. В узком смысле анализ представляет собой разделение процесса или явления на отдельные составляющие или элементы и рассмотрение процесса изнутри с целью понимания роли каждого элемента в изучаемом объекте. Анализ выступает обратной стороной синтеза, таким образом, анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение предмета или явления.
Под анализом понимается способ познания отдельных объектов, который основан на разделение целого на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей.
В науке существуют различные виды анализа: наращивание объемов производства, развитие производственных сил и отношения привели к выделению экономического анализа, как самостоятельной науки. Как самостоятельная наука экономический анализ имеет свои методы в исследовании экономических процессов и явлений.
Экономический анализ входит в составную частью во все экономические науки. Анализ может быть макроэкономическим и микроэкономическим. Макроэкономический анализ связан с анализом экономики отдельной страны, отрасли, регионов при этом объектами анализа могут быть: национальный доход, денежные и валютные обращения, инвестиционные потоки, ставки финансирования. Микроэкономический анализ связан с анализом деятельности предприятия отдельного структурного подразделения или направления деятельности организации при этом основная цель проведения экономического анализа на микроуровне – это повышение эффективности деятельности экономического субъекта и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели производится оценка результатов, работы за прошедшие периоды разрабатываются меры по предупреждению негативных явлений деятельности предприятия и в результатах этой деятельности.
2. Определяются резервы повышения результатов деятельности, разрабатываются обоснованные планы и нормативы.
Предметом анализа хозяйственной деятельности являются:
· Хозяйственные процессы, происходящие в организации и в отдельных структурных подразделениях;
· Результаты финансово-хозяйственной деятельности;
· Причина следственной связи выраженные в системе экономических показателей.
Особенности исследования финансово-хозяйственной деятельности в экономическом анализе заключается в комплексном и системном подходе. Системный подход предполагает изучение объектов, как сложной системы характеризуемы набором экономических показателей, которые взаимосвязаны друг с другом. Системный подход позволяет разработать научно обоснованные варианты, решения поставленных задач, определить эффективность этих вариантов и выбрать наиболее целесообразный вариант. В процессе проведения системного экономического анализа выделяют следующие этапы:
· Объект исследования представляется, как система и устанавливаются цели ее развития, связи с другими системами, взаимосвязи между отдельными элементами системы. Особенности функционирования каждого элемента;
· Подбор показателей, которые надежно и достоверно характеризуют изучаемую систему;
· Разработка общей структурной логической схемы изучаемой системы;
· Построение экономико-математической модели системы;
· Выбор наиболее эффективных управленческих решений на основе результатов проведенного анализа.
Пользователи субъекта экономического анализа.
Пользователи экономической информации, которые выступают субъектами экономического анализа можно разделить на две группы: основные и неосновные.
Основные пользователи непосредственно заинтересованы в результат деятельности организации. К ним относятся собственники, кредиторы, руководители и персонал предприятия, поставщики, покупатели, государство в виде налоговых органов.
К неосновным пользователям относятся страховые компании, аудиторские фирмы, СМИ. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из собственных интересов, имея определенный объем информации. В полном объеме информацией располагает только руководство организации, все другие группы пользователей могут воспользоваться только информацией в виде бухгалтерской, финансовой отчетности.
По субъектам принято выделять два вида экономического анализа: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится руководством организации, его информационная база включает данные не только финансового, но и управленческого учета.
Внешний анализ проводится пользователями, которые не имеют доступа к внутренним информациям организации, поэтому внешние пользователи не имеют полного представления о перспективах развития организации и не могут достоверно и надежно оценить эффективность бизнеса. Внешний анализ носит более вероятностный и прогнозный характер, чем внутренний.