Методологические основы экономического анализа

Под методикой понимается – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Существует общая и частная методика анализа.

Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики.

Частные методики конкретизируют общую применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.

Любая методика анализа представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исследования, такие как:

-советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

-описание способов и приемов исследования изучаемых объектов;

-указания по организации анализа, его методическому, техническому и информационному обеспечению;

-рекомендации по оформлению результатов анализа.

Основные элементы:

1. Цель и задачи

2. Объекты анализа

3. Система показателей

4. Описание способов исследования

5. Источники данных

6. Указания по организации анализа, аодбору технических средств

7. Требования к оформлению результатов анализа

8. Субъекты (потребители) результатов анализа

Под методом в широком смысле понимают способ исследования своего предмета.

Одна из характерных черт метода экономического анализа — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко используются в анализе: фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, плановыми показателями, достижениями других предприятий.

Также характерной чертой анализа является изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса.

Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Это следующая черта из методологических черт метода экономического анализа.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать их количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.

Метод индукции – это когда исследование ведется от частного к общему, от причин к результатам.

А метод дедукции — это исследование от общих факторов к частным, от результатов к причинам.

Каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Необходимость системного подхода к изучению объектов анализа является еще одной из черт анализа.

Системный подход - предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Детализация необходима для выяснения наиболее существенного и главного в исследуемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа.

Систематизация производится на основе изучения взаимосвязи элементов, их взаимодействия, взаимозависимости и соподчиненности. Появляется возможность построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы.

Обобщение (синтез) является ответственным моментом в анализе. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности.

Разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия — также важная методологическая черта.4

Из этого следует, что метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации с целью нахождения путей повышения его эффективности. Метод экономического анализа предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов

и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа.

Комплексный экономический анализ включает в себя такие этапы как:

- уточняются объекты, цель и задачи анализа, разрабатывается план аналитической работы;

- составляется система синтетических и аналитических показателей, характеризующих объект анализа;

- подготавливается к анализу необходимая информация, проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид;

- сравниваются фактические данные с планом отчетного периода, фактом прошлых периодов, лучшими по отрасли и т.д.;

- определяются факторы и их влияние на результативный показатель с помощью факторного анализа;

4. О.В. Грищенко. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

- определяются неиспользованные резервы повышения эффективности производства;

-разрабатываются и утверждаются мероприятия по использованию выявленных резервов.

Выполнение анализа именно в такой последовательности считается наиболее эффективным с точки зрения экономического анализа.

В методике экономического анализа технические приемы и способы считаются важнейшими элементами.

Это как: сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок.

Сравнение – это научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.

Виды сравнительного анализа:

- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня( то есть план, прошлый год, средний и так далее);

- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;

-трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, то есть при исследовании рядов динамики;

- одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;

- многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий ( подразделений) по широкому спектру показателей.

Метод относительных и средних величин:

Виды относительных величин:

- планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;

- выполнение плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;

- динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;

- структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;

- координации – соотношение частей целого между собой;

- интенсивности – характеризует степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;

- эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.

Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Средние величины бывают:

- среднеарифметические (простые и взвешенные);

- среднегармонические;

- среднегеометрические;

- среднехронологические;

- среднеквадратические и так далее.

Балансовый метод:

Служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Графический метод:

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур).

Основные формы графиков – это диаграммы. По своей форме они бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи (линейный график), контроля.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Метод группировки:

Это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями.

Виды группировок в анализе:

1. Типологические

2. Структурные (изучение внутреннего строения показателей, соотношения в нем отдельных частей)

3. Аналитические или причинно-следственные (определение наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями)

По сложности построения группировки бывают: простые и комбинированные.

Нельзя строить групповые таблицы по случайному или второстепенному признакам.5

5.Г.П. Гринёв. Теория экономического анализа: учебное пособие, 2006

Вывод:

Грищенко сказал, что под методикой понимается – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Существует общая и частная методика анализа.

Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики.

Частные методики конкретизируют общую применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.

Любая методика анализа представляет собой указания или методологические советы. Одна из характерных черт метода экономического анализа — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко используются в анализе: фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, плановыми показателями, достижениями других предприятий.

Гринёв ввел определение, сравнение – это научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.

Виды сравнительного анализа:

- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня( то есть план, прошлый год, средний и так далее);

- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;

-трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, то есть при исследовании рядов динамики;

- одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;

- многомерный

Наши рекомендации