Финансовая система. Участники и организация их взаимосвязей
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Финансовая система Российской Федерации состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на отдельные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности они образуют единую финансовую систему государства.
Подсистема государственных и муниципальных финансов включает:
бюджетную систему;
государственные внебюджетные фонды;
государственный кредит.
Звенья подсистемы государственных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а муниципальные финансы – соответственно на муниципальном уровне.
Основным звеном подсистемы государственных и муниципальных финансов является бюджетная система. Современная бюджетная система России приближена к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство, и включает три звена: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные, окружные бюджеты, бюджеты Еврейской автономной области, городов Москвы , Санкт-Петербурга ,Севастополя и Симферополя ), бюджеты муниципальных образований.
Вторым звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды. Они имеют строго целевое назначение. По признаку целевой направленности различают внебюджетные фонды социального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды функционируют автономно в форме некоммерческих финансово-кредитных учреждений.
В качестве самостоятельного звена государственных финансов выделяют государственный кредит, который представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и иностранных государств.
Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает:
финансы коммерческих организаций и предприятий;
финансы некоммерческих организаций;
финансы индивидуальных предпринимателей. В рыночной экономике основным экономическим (хозяйствующим) субъектом выступают коммерческие организации . Они являются юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В этом ключевом звене децентрализованных финансов создаются материальные блага, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития не только самих коммерческих организаций, но и всего общества.
Особое место в деятельности коммерческих организаций и финансовой систем в целом занимают финансовые посредники. В развитых странах в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.
Финансы некоммерческих организаций как самостоятельно хозяйствующих субъектов, не ставящих своей основной целью извлечение прибыли, имеют специфику, связанную с целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источником ее финансирования. Прибыль, получаемая некоммерческими организациями, не распределяется между учредителями или участниками организации, а направляется на финансирование уставной деятельности.
Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы России сравнительно недавно. С началом рыночных преобразований граждане нашей страны получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Среди децентрализованных финансов отдельным звеном выделяются финансы населения (домашних хозяйств).
Финансы домашних хозяйств представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально - экономической деятельности.
Сущность финансов домашних хозяйств находит проявление в его функциях.
От состояния финансов домашних хозяйств зависит платежеспособность населения, его покупательная способность, поступление средств в бюджеты всех уровней и в банки. Государственные заимствования у населения являются одним из источников покрытия дефицита бюджета. Эти факторы во многом определяют темпы экономического развития стран
Важной сферой системы финансов является страхование, которое включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, рисков и др.)
Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны. Финансы организаций (предприятий) взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами. Существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций внутри сферы финансов хозяйствующих субъектов.
Взаимодействие подсистем и звеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является Центральный банк Российской Федерации и вторым (нижним) уровнем - коммерческие банки и кредитные учреждения.
Как отмечалось, финансы тесно связаны с деньгами. Такая тесная связь существует и между финансовой и денежной системами.
Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, исторически сложившееся и закрепленное национальным законодательством. Она включает следующие элементы: наименование денежной единицы; порядок обеспечения денежных знаков; эмиссионный механизм (порядок выпуска в обращение денежных знаков); структуру денежной массы в обращении (соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разного достоинства в общем денежном обороте); порядок прогнозного планирования денежного оборота; механизм денежно-кредитного регулирования (влияния государства на экономику в целом); порядок установления валютного курса (соотношения денежной единицы страны к иностранным валютам); порядок кассовой дисциплины в народном хозяйстве (совокупность правил, форм, кассовых и отчетных документов, которыми руководствуются юридические лица и население при организации налично-денежного оборота).