Финансовая система государства. Финансовая система включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов, под ней понимают:

Финансовая система включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов, под ней понимают:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответст­вующих денежных фондов;

совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.

Каждый институт финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система включает:

государственную бюджетную систему, состоящую из республиканского и местных бюджетов;

б) внебюджетные фонды;

в) государственный и банковский кредит;

г) фонды страхования (имущественного и личного);

д) финансы отраслей экономики и субъектов хозяйствования.

Государственная бюджетная система, внебюджетные фонды и государственный кредит относятся к централизованным финансам, использую­щимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов относятся к децентрализованным финан­сам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

13. Правовые основы финансовой деятельности государства

Специфика финансового права определяется его предметом, видом тех общественных отноше­ний, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, не­обходимых для реализации их задач.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в це­лях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распре­деление финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой дея­тельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

2. Осуществление государством финансовых функций проте­кает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов дейст­вия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти.

3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как республиканских, так и местных орга­нов управления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, кото­рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми:

инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового за­конодательства населению и другая организаторская работа;

фи­нансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнова­ний из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ;

подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу­лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы фи­нансовой деятельности государства и органов местного само­управления.

14. Принципы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность базируется на общих принципах, важнейшими из которых являются:

1. Принцип законности. Содержание данного принципа проявляется в строгом соблюдении действующего финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми участниками финансовой деятельности.

2. Принцип разделения властей. Так, в компетенцию законодательной власти входит утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Составление проекта бюджета и внесение его на утверждение законодательного органа власти, исполнение бюджета и представление об этом отчета относится к полномочиям исполнительной власти.

3. Принцип сочетания объективно необходимой финансовой централизации с самостоятельностью полномочий местных органов управления и самоуправления в области финансовой деятельности. Согласно статье 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов. В статье 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определено, что Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

4. Принцип гласности. В статье 7 Конституции, в частности, закреплено, что нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

5. Принцип плановости. Один из главенствующих принципов, проявляющийся в том, что в основе финансовой деятельности государства лежат финансово-плановые акты. К последним относятся: республиканский и местные бюджеты; основные направления денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь; бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; балансы доходов и расходов предприятий и организаций, сметы бюджетных учреждений и т.д.

Для финансовой деятельности характерны и специфические принципы: режим экономии денежных средств; хозяйственный расчет; окупаемость затрат; накопления денежных средств; строгий учет всех субъектов финансовой деятельности.

15. Финансово-правовые акты государства государственных органов

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмот­ренной форме и имеющие юридические последствия решения го­сударственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты под­разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ­ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участ­никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме­нению или прекращению конкретных финансовых правоотно­шений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, указы и декреты Президента, и под­законные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законодательных актах и при­нятые в их развитие и исполнение.

Характерной особенностью финансово-правовых актов явля­ется наличие среди них большой группы финансово-плановых ак­тов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности го­сударства и органов местного самоуправления и содержат кон­кретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и исполь­зованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной фи­нансовый план государства — бюджет Республики Беларусь и местные бюджеты; финансовые планы государственных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финан­совые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управ­ления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) пред­приятий и объединений; сметы учреждений, организаций, финансируемых из бюджета.

Наши рекомендации