Финансовое прогнозирование
Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного будущего состояния и результатов деятельности предприятия в перспективе. Результатом является прогноз, т.е. научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных объективных факторов (научно-технических, природно-климатических, социально- экономических и политических).
Основная функция прогноза — обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.
Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной достоверностью. Прогноз на практике - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий.
Задачами экономического прогнозирования являются: предвидение возможного распределения ресурсов по различным направлениям; определение нижних и верхних границ получаемых результатов; оценка максимально возможного количества ресурсов, необходимого для решения хозяйственных и научно-технических проблем и др.
Условно все существующие методы прогнозирования можно разбить на две большие группы (Рис.1):
1. Фактографические (формализованные), которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом. Они условно подразделяются на:
· статистические, основанные на построении и анализе динамических рядов, либо на данных случайной выборки;
· аналоговые методы, направленные на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов.
2. Экспертные (интуитивные) методы используют мнения специалистов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.
Рис. 1 Классификация методов прогнозирования
Статистические методы основаны на построении и анализе динамических рядов, либо данных случайной выборки. К ним относятся методы прогнозной экстраполяции, корреляционный и регрессионный анализ. В группу статистических методов можно включить метод максимального правдоподобия и ассоциативные методы — имитационное моделирование и логический анализ.
Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее.
Методы моделирования — наиболее сложный метод прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экспертными методами.
Прогнозирование по аналогии - это достаточно часто применяемый тип прогнозирования. Следует иметь в виду, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между: объектами управления, типами менеджмента, в случае, имеющем место ранее на практике, в конкретном случае прогнозирования.
Экспертные оценки делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относят сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки.
«Интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом - экспертом, которая включает вопросы о будущем состоянии системы и ее среды.
Для метода «мозгового штурма (атаки)» характерна коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей (включая самые невероятные) по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи.
Сущность метода состоит в разделении решения двух задач:
· генерирование новых идей;
· анализ и оценка предложенных идей.
При проведении экспертизы должны соблюдаться следующие правила:
· любые критические высказывания или оценки ценности предложенной мысли, идеи недопустимы;
· должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;
· необходимо «свободное парение» мысли: чем необычнее идея, тем лучше;
· мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться, результатом должна быть лавина идей.
В завершении «мозгового штурма» производится тщательный анализ, критика высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных из них.
Метод «мозгового штурма (атаки)» целесообразно использовать в критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, свежих концепций в качестве одного из этапов системы поиска путей решения поставленной проблемы.
Суть метода Дельфи - проведение анкетных опросов специалистов в выбранной области знаний. Основными особенностями этого метода являются:
- полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;
- многоуровневая процедура опроса экспертов;
- обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информацией между ними после каждого тура опроса, при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;
- обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.
Метод сценариев - это описание (гипотетическая картина) будущего, составленное с учетом наиболее правдоподобных предположений.
ТЕМА 10: ОПЕРАТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ РАБОТА (1 а.ч.)
План лекции:
1. Сущность, цели и задачи оперативной финансовой работы
2.Основные блоки оперативной хозяйственной работы
3. Управление денежными потоками корпорации