Предмет бухгалтерского учета

Каждый из видов учета имеет свою область применения, свое назначение и отражает отдельные стороны процесса воспроизводства. Отличительной чертой бухгалтерского учета является сплошное отражение хозяйственных явлений в стоимостной форме. Это и определяет область применения бухгалтерского обслуживания.

Предметом ведения бухгалтерского учета являются отдельные стороны процесса расширенного воспроизводства: хозяйственные факты, явления и процессы, способствующие движению хозяйственных и денежных средств, а также источников их создания.

Предмет бухгалтерского обслуживания охватывает весь процесс воспроизводства, т.е. производство, распределение, обмен и потребление. Бухгалтерский учет изучает состояние и использование средств предприятия в процессе хозяйственной деятельности. Основными объектами бухгалтерского учета являются:

- хозяйственные средства – ресурсы, которыми располагает предприятие;

- хозяйственные процессы – отдельные стадии движения хозяйственных средств, которые они состоят из отдельных операций.

Хозяйственные средства подразделяются на необоротные и оборотные средства.

Необоротные средства – средства труда, сроком службы более одного года. Эти средства используются многократно и постепенно часть своей стоимости передают на продукт. Это оборудование, машины, здания, сооружения и т. п. Основные средства подразделяются на материальные и нематериальные (лицензии, права).

Оборотные средства – предметы труда, к ним относятся: сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, денежные средства, готовая продукция. Оборотные средства делятся на:

- средства в процессе производства и средства в процессе обращения;

- нормируемые (размер установлен планом) и ненормируемые;

- отвлеченные средства – средства, временно или постоянно изъятые из оборота предприятия, т. е. возвратные и безвозвратные (взносы в бюджет различных налогов).

Хозяйственные процессы подразделяются на: процесс снабжения; процесс производства; процесс реализации.

Метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете. Он слагается из ряда элементов, главные из которых:

- документация,

- инвентаризация,

- счета, двойная запись,

- оценка,

- калькуляция,

- баланс,

- отчетность.

Документация представляет собой отражение хозяйственных операций в определенных носителях информации на бумажных бланках или технических носителях.

Инвентаризация – способ проверки наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств путем пересчета, взвешивания, обмера и оценки всех остатков хозяйственных средств и сопоставление с данными бухгалтерского учета.

Бухгалтерские счета предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств и их источников.

Двойная запись – принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах, обуславливающих равенство оборотов по дебету и кредиту счетов.

Оценка – отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с целью обобщения их в целом по предприятию.

Калькуляция – подсчет расходов с целью определения себестоимости продукции и услуг как в целом, так и по отдельности.

Бухгалтерский баланс – отчет о финансовом положении предприятия, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность – система взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период.

План счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета утвержден приказом министерства финансов Украины от 30.11.99.г, № 291 «План счетов бухгалтерских услуг, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятия и организаций».

План счетов бухгалтерского учета является перечнем счетов в схеме регистрации и группировки на них фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем по десятичной системе приведены коды и наименования синтетических счетов и субсчетов:

1 цифра кода – класс счетов;

2 цифра кода – номер синтетического счета;

3 цифра кода – номер субсчета.

Все синтетические счета сгруппированы в планах счетов в девяти классах:

1. Необоротные активы. Счета данного класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, капитальных инвестиций, долгосрочной дебиторской задолженности, износа необоротных активов и т. д.

2. Запасы. На счетах данного класса отражается информация о наличии и движении принадлежащих предприятию предметов труда, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных быстроизнашивающихся предметов.

3. Денежные средства, расчеты и прочие активы. Обобщается информация о наличии и движении денежных средств, денежных документов, краткосрочных векселей полученных, дебиторской задолженности и т. п.

Класс 4. Собственный капитал.

Обобщается информация о состоянии и движении разновидностей собственного капитала: уставного, паевого, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также нераспределенных доходов (непокрытых убытков), целевых поступлений, страховых резервов и т. д.

Счета данного класса являются пассивными, по кредиту счетов отражается формирование капиталов и сумма нераспределенной прибыли, а по дебету уменьшение капитала и непокрытые убытки.

Класс 5. Долгосрочные обязательства.

Счета данного класса являются пассивными, по кредиту счетов отражается возникновение задолженности по долгосрочным обязательствам, а по дебету уменьшение данной задолженности.

Класс 6. Текущие обязательства.

Счета данного класса являются пассивными, по кредиту счетов отражается возникновение задолженности по текущим обязательствам, а по дебету уменьшение данной задолженности.

Класс 7. Доходы и результаты деятельности.

Счета данного класса являются пассивными, на них обобщается информация о доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, а также от чрезвычайных событий. На счетах данного класса в течение отчетного года по кредиту отражается сумма общего дохода вместе с суммой косвенных налогов, включающихся в цену продажи. По дебету – ежемесячное отражение подлежащей уплате суммы косвенных налогов или ежемесячное отнесение суммы чистого дохода на счет 79 «Финансовые результаты».

Класс 8. Расходы по элементам.

Обобщается информация о расходах предприятия в течение отчетного периода. Расходы отражаются на счетах бухгалтерского сопровождения, если их оценка может быть достоверно определена в момент выбытия активов или увеличения обязательств. На счетах данного класса ведется учет расходов операционной деятельности по следующим элементам:

- материальные расходы,

- расходы на оплату труда,

- отчисления на социальные мероприятия,

- амортизация;

- прочие операционные расходы.

Субъекты малого предпринимательства, а также организации, деятельность которых не имеет коммерческой направленности, для учета расходов могут использовать только счета 8 класса со списанием в дебет счета 23 «Производство» ежемесячно сумм в части прямых и производственно-накладных расходов и в дебет счета 79 «Финансовые результаты» сумм части административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов.

Класс 9. Расходы деятельности.

Счета данного класса являются активными, на них обобщается информация о расходах операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и расходах на предупреждение чрезвычайных событий и ликвидации их последствий. По дебету счетов данного класса отражаются суммы расходов, по кредиту – списания сумм расходов в конце отчетного периода на счет 79 «Финансовые результаты».

Класс 0. Забалансовые счета. Предназначены для обобщения информации о наличии и движении: ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении, хранении, переработке, монтаже и т. д.; условных прав и обязательств предприятия; бланков строгого учета; списанных активов.

План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных

Наши рекомендации