Предмет бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета и их классификация.

Предмет бухгалтерского учета — это хозяйственная деятельность организации, т.е. рассмотрение объектов бух. учета: имущество, источники образования этого имущества, хозяйственные операции, вызывающие изменение этих источников.

В более общем виде объекты подразделяются на:

1. объекты, обеспечивающие хоз. деятельность, т. е. хозяйственные средства и их источники.

2. объекты, составляющие хоз. деятельность, т. е. хоз. процессы и их результаты:

— процессы снабжения

— производство продукции

— реализация продукции

— отдельные уровни (осуществление капитальных вложений, ремонта основных средств).

По составу и функциональной роли все имущество делится на две группы:

1. Внеоборотные активы (срок эксплуатации более 1 года):

— основные средства

— нематериальные активы

— вложения во внеоборотные активы.

2. Оборотные активы (срок оборота до 1 года):

— запасы сырья и материалов

— остатки незавершенного производства- продукция не прошедшая все стадии обработки, не прошедшая ОТК и не поступившая на склад готовой продукции.

— готовая продукция

— дебиторская задолженность- долг других лиц перед нашей организацией.

— финансовые вложения в ценные бумаги и в уставной капитал других организаций.

— денежные средства.

По источникам образования имущество делится на две группы:

1. Собственные средства:

—уставный фонд — вклад собственников.

— резервный капитал — создается для покрытия непредвиденных расходов и убытков формируется из чистой прибыли, для ОАО должен быть не менее 5% от уставного капитала.

— добавочный капитал — образуется при дооценки основных средств, а также при реализации акций, при первичном размещении по цене выше номинала или за счет курсовой разницы, при осуществлении вклада собственниками в иностранной валюте. Используется на аналогичные цели, или на увеличение уставного капитала.

— прибыль организации.

— сформированные фонды и резервы, а так же целевое финансирование и поступления.

2. Заемные средства:

—долгосрочные, краткосрочные кредиты и займы,

— кредиторская задолженность.

Билет №12.

Бухгалтерский баланс как метод обобщения данных об объектах, обеспечивающих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации.

В экономике применяются различные виды балансов:

— бухгалтерский

— доходов и расходов

— баланс основных фондов

— денежных доходов и расходов

— материальный

— трудовых ресурсов

— платежный

— межотраслевой и др.

Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

ОФ начало + ОФ поступ. = ОФ конец периода

Впервые балансовое обобщение было применено в бухучете как равенство активов и пассивов. Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретный момент времени:

— дату создания организации;

— на начало и конец отчетного периода;

— на дату составления промежуточных финансовых отчетов;

— в случае санации организации (финансового оздоровления) ;

— в случае банкротства, ликвидации, реорганизации.

В активе бухгалтерского баланса отражаются остатки имущества организации на дату составления баланса с их группой по степени ликвидности — по возрастанию ликвидности.

Примечание. Если сумму необходимо отнять (убыток), она указывается в скобках.

Билет №13.

Классификация балансов.

Все бухгалтерские балансы можно разделить на две группы:

1. Статические бухгалтерские балансы, в которых отражаются показатели на определенную дату. Классификация статических балансов:

1.1 по времени составления:

—вступительные (организационные),

— текущие,

— санируемые,

— ликвидационные (начальные, промежуточные, конечные),

— разделительные,

— объединительные,

1.2 по источникам состояния:

—инвентарные (вступительные, организационные),

— книжный баланс, который составляется по данным текущего бухгалтерского баланса без подтверждения бухгалтерских (книжных) записей данными инвентаризации,

— генеральный баланс, который составляется в конце года и считается наиболее реальным, так как в его основу положены и текущие записи, и результаты проведенной инвентаризации.

1.3 по объему информации:

— единичные (составляются по деятельности только 1 предприятия),

— сводные/консолидированные: а) разработанные министерствами и ведомствами, где представлены агрегированные данные по отрасли в целом, б) сводные балансы группы показывают каким был бы баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние предприятия и сама осуществляла руководство их деятельностью.

1.4 по объекту отражения:

—самостоятельные балансы, которые составлены юридическими лицами;

— отдельные балансы.

1.5 по способу очистки:

—балансы брутто, которые включают в себя регулируемые статьи;

— балансы нетто, в которых объекты отражаются по остаточной стоимости.

1.6 по характеру деятельности:

—балансы по основной деятельности;

— балансы по не основным видам деятельности.

2. Динамические бухгалтерские балансы, в которых отражаются данные об имуществе и источниках формирования имущества, как на определенную дату, так и в виде интервальных показателей за период или оборотов.

Билет №14.

Наши рекомендации