И роль финансового регулирования
Существует два варианта действий государства при инфляции:
1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов; заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;
2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.
Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной, сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая. Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:
1. Уменьшения объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Центральным банком.
2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.
3. Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.
4. Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.
Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета. Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи: во-первых, повысить уровень доходов госбюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицита; во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики - в сфере производства и обмена. Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.
Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и на сферу материального - производства в отношении государственных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции - инфляции издержек, или производителей; поэтому их влияние будет рассматриваться отдельно. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфляции и комплексных способов противодействия.
В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется должны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированными доходами. Ограничение бюджетных расходов достигается:
а) прямыми методами - рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основании законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;
б) методом секвестрования - пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной снижения, определяемой разными факторами:
в) контролем уровня располагаемых доходов;
г) ограничением уровня дефицита государственного бюджета.
В любом случае сокращение расходов затрагивает действие многих национальных программ развития, отказ от всевозможных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедленной отдачи и т.д. Более сложным представляется решение проблем преодоления второго типа инфляции - инфляции, вызванной ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:
1) увеличения заработной платы;
2) падения производительности труда, в связи с нарушениями хозяйственного механизма по причинам организационного характера;
3) инфляционными ожиданиями владельцев сырьевых и энергетических ресурсов, в силу которых они повышают цены на
исходные продукты производства.
Преодоление инфляции, связанной с издержками производства требует решения нескольких сложных блоков взаимосвязанных проблем. Первый блок проблем снижения инфляции заключается в преодолении спада производства, как центрального звена всей системы экономической стабилизации. В свою очередь он распадается на следующие взаимозависимые проблемы. Во-первых, решение вопросов усиления мотивационных стимулов производительности труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатами непосредственная.
Необходимо обеспечивать приоритетность производственной сферы по отношению к торгово-посреднической. Поощрение развития производственной сферы достигается льготной системой налогов, свободным доступом к кредитам и пониженными процентными ставками по кредитам, установлением благоприятных для развития экономических нормативов, отчислений в фонды воспроизводства, оплаты труда и т.д., в необходимых случаях осуществляется прямая поддержка путем финансирования инвестиций приоритетных видов деятельности производственного сектора.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
Инфляция это обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег;
Инфляция оказывает пагубное воздействие на производственную сферу, на материальное положение большинства слоев населения, на инвестиционную деятельность.;
Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обесценению и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливается, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность;
Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной, сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.
Список литературы:
1. Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004
2. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004
3. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005
Методические указания к теме №15:
Проблематика инфляции необычайно широка и противоречива. При углублении в этот феномен студент все больше осознает ее многогранность и неоднозначность. Для успешного изучения данной темы необходимо рассмотреть финансы и инфляцию; понять методы измерения и удержания инфляционных процессов. Студент должен попытаться составить алгоритм изучения теоритических вопросов, чтобы аргументированно ответить на вопрос об антиинфляционной политике в РК.