Механизм правового регулирования. Роль и значение права в системе нормативного регулирования определяются не только спецификой собственно правовых норм

Роль и значение права в системе нормативного регулирования определяются не только спецификой собственно правовых норм, но и особенностями самого механизма правового воздействия на общественные отношения. Правовое регулирование — сложный процесс, который проходит несколько стадий, требует существования не только юридических средств, но и определенных социальных и психологических условий.

Например, для осуществления процесса купли-продажи нужно создать необходимую правовую основу: издать соответствующие правила, регулирующие отношения купли-продажи, определить права и обязанности продавца и покупателя. Затем покупателю необходимо предъявить обязанной стороне, в данном случае продавцу, свое право на покупку, потребовать от него соответствующего поведения. Причем некоторые товары (например, охотничье оружие) можно купить только с разрешения компетентных органов. И только после этого, наконец, можно реализовать правовую норму фактическими действиями продавца и покупателя.

Но для того чтобы практически осуществился процесс купли-продажи, одних юридических средств недостаточно. Нужно, например, чтобы у продавца в наличии был товар, удовлетворяющий интересы покупателя, а у последнего — необходимые средства, чтобы оплатить его. Ничего специфически юридического в таких условиях нет, но их наличие так же важно для функционирования механизма правового регулирования, как и существование самой правовой нормы.

Иными словами, для эффективного правового регулирования необходимо создавать и учитывать социальные предпосылки действия права: соответствие требований правовых норм потребностям общественного развития, условиям жизни людей; социально-классовую структуру общества; каналы распространения правовой информации и т. д. Речь, таким образом, идет о социальном механизме действия права, который изучается относительно самостоятельным разделом правовой науки — правовой социологией.

И, наконец, для реализации правовых норм необходимо, чтобы и продавец, и покупатель обладали волей, сознанием. И тот и другой должны знать содержание правовой нормы, соответствующим образом ее оценить, уяснить содержание правовых требований, понять, какого поведения требует от них законодатель.

Люди, читая тексты нормативных актов, узнавая о содержании правовых требований из общения с окружающими, получают определенную информацию о тех вариантах поведения, которых ожидает от них государство. На основе полученной информации в сознании человека вырабатывается определенное отношение к правовым нормам в виде положительных или негативных оценок их. Очевидно, что от характера таких оценок зависит и реализация правовых норм. Если норма оценивается человеком положительно, требования закона совпадают с внутренними убеждениями и взглядами личности, то такая норма будет исполняться добровольно, никаких средств внешнего контроля со стороны государства при этом не требуется. И, наоборот, если норма права оценивается людьми отрицательно, т. е. если правовые требования противоречат внутренним убеждениям, то основным мотивом для выполнения такой нормы будет преимущественно страх перед возможным наказанием. Речь в данном случае идет о психологических аспектах правового воздействия. В правоведении существует целый раздел, который изучает психологический механизм действия права, — юридическая психология.

Таким образом, понятие механизма правового регулирования объединяет три аспекта правового воздействия: социальный, психологический и собственно юридический.

Механизм правового регулирования в социальном смысле – есть система внеправовых средств и условий, которые обеспечивают воплощение правовых требований в реальную жизнь.

Механизм правового регулирования в психологическом смысле образуют внутренние духовные (психологические) условия, направленные на реализацию права.

Механизм правового регулирования в юридическом смысле- это система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие права (регулирование) на общественные отношения.

В последнем значении предметом исследования становятся специально-юридическое действие права и специфические средства, используемые при этом: сами правовые нормы, правовые отношения, акты реализации права, способы и методы правового регулирования, иными словами, те юридические средства, с помощью которых требования права из сферы «должного» переводятся в плоскость «реально существующего».

Юридический механизм правового регулирования охватывает четыре стадии. Проиллюстрируем их на примере реализации права на образование

На первой стадии формируется нормативная основа регулирования, издаются необходимые нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы образования. Значение этой стадии очевидно – ведь от «качества» правового материала во многом зависит эффективность его последующей реализации.

Однако издание правовых норм есть лишь начало дела.

На второй стадии происходит перевод абстрактной возможности получить образование в личное, субъективное право конкретного лица. Для этого лицо, желающее получить образование, выбирает учебное заведение, готовит необходимые документы, приносит их в приемную комиссию и т.п. При этом у компетентных лиц, работающих в этом учебном заведении, возникают конкретные юридические обязанности – принять документы у абитуриента, проверить их подлинность и т.п. Реализации самого права на образования пока еще не происходит и может вообще не осуществиться: в конце концов, абитуриент может передумать и забрать документы.

Иными словами, на второй стадии механизма правового регулирования между заинтересованными лицами возникает особая юридическая связь, в которой субъективному праву одной из сторон корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны. Такая взаимосвязь между управомоченной и обязанной стороной называется правовое отношение, содержанием которого являются взаимные субъективные права и юридические обязанности.

И, наконец, при наличии всех необходимых условий (социальных, психологических, юридических), начинается третья стадия механизма правового регулирования - происходит фактическая реализация прав и обязанностей. Лицо решившее получить образование успешно сдает вступительные экзамены, посещает учебные занятия, выполняет иные требования учебной программы.

Со своей стороны администрация учебного заведения выполняет возложенные на нее обязанности – организует учебный процесс, обеспечивает студента необходимыми учебно-методическими материалами, принимает решение о выдаче диплома.

Очень часто, для реализации каких-либо правомочий недостаточно действий только управомоченной стороны - необходимо еще решение компетентного лица. Так для того, чтобы воспользоваться правами студента, абитуриент должен не только успешно сдать вступительные экзамены. Нужно, в частности, чтобы ректор издал соответствующий приказ о зачислении этого абитуриента студентом данного учебного заведения. Такие решения называются актами применения права. Поэтому в некоторых случаях возникает необходимость в дополнительной стадии механизма правового регулирования — применении права.

Таким образом, механизм правового регулирования включает в себя четыре стадии - три обязательных и четвертую - факультативную:

- формирование нормативной основы правового регулирования;

- возникновение личных прав и обязанностей;

- реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

- применение права (факультативная стадия).

Каждой стадии соответствует особые элементы механизма правового регулирования, т.е. специальные юридические средства:

- правовые нормы,

- правоотношения,

- акты реализации права,

- акты применения права (дополнительный элемент).

Регулируя поведение людей, право направляет их в определенном направлении, в этом, собственно, и есть смысл социального регулирования. Это достигается следующими способами:

- возложением на субъектов обязанности совершить определенные активные действия (позитивное обязывание);

-возложением обязанности воздерживаться от запрещенных действий (запрет);

- предоставлением возможности осуществить определенные действия (дозволение);

- установлением правовых стимулов, льгот и наград за правомерное поведение (правовое поощрение);

- определением видовправового принуждения, применяемых к нарушителям правовой нормы.

Сочетание указанных способов зависит главным образом от характера тех общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами. Так, например, для регулирования семейных, гражданских (имущественных) отношений более характерно дозволение возможного поведения, предоставление определенной свободы действий участвующих лиц, правовое поощрение их инициативы.

Уголовные, административные отношения регулируются в основном установлением обязанностей, запретов, мер правового принуждения.

Своеобразие сочетания и применения способов правового регулирования определяют общую направленность правового воздействия в той или иной сфере общественной жизни и позволяют выделить два типа правового регулирования: публично – правовой и частно-правовой.

Публично-правовой типприменяется для регулирования отношений, связанных с властным руководством обществом: оно исходит от государства, это — централизованное, государственно-властное регулирование по схеме «начальник – подчиненный».

Публично-правовой тип регулирования основан на разрешительном принципе — «запрещено любое поведение, кроме прямо разрешенного». Например, выполняя свои должностные обязанности, чиновник вправе осуществлять только те действия, которые ему непосредственно разрешены законом. Всякий выход за пределы предоставленных полномочий, «присваивание» чиновником полномочий ему не принадлежащих, чреват опасностью нарушения прав и свобод простых граждан.

Такой тип регулирования отличается императивностью, наделением одной из сторон специальными управленческими полномочиями и соответствующими обязанностями другой стороны, характерен для конституционного, уголовного, административного и т.п. отраслей права.

Частно-правовой тип характерен для регулирования отношений, возникающих, например, между людьми в процессе производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, это — децентрализованное регулирование. В основе частно-правового регулирования лежит общедозволительный принцип, который выражается формулой «дозволено любое поведение, кроме прямо запрещенного». Например, человек вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, если она не запрещена законом.

Частно-правовому типу присущи диспозитивность, предоставление субъектам правовой инициативы, автономии (относительной свободы) воли при выборе возможных вариантов поведения, юридическое равенство сторон. Именно такой тип регулирования более свойственен отраслям гражданского, семейного, предпринимательского права и др.

***

Тема 11

Наши рекомендации