Источники средств предприятия: сущность, классификация, особенности формирования и использования

Финансирование хозяйственной деятельности предприятия – это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала предприятия во всех его формах.

При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач:

- определить потребности в кратко- и долгосрочном капитале;

- выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения их оптимального состава и структуры;

- обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;

- с максимальной прибылью использовать собственные и заёмные средства;

- снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.

Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам:

По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования.

По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники.

По временным характеристикам источники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

Организационные формы финансирования:

Самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.).

Акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.).

Заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.).

Бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы, государственное заимствование и т.д.).

Особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование путем привлечения иностранного капитала).

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.

Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Собственные средства включают: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Прежде всего, предприятие ориентируется на использование внутренних (собственных) источников финансирования.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

Внешние источники формирования финансовых ресурсов это привлекаемые со стороны собственные и заемные финансовые средства, обеспечивающие развитие предприятия (эмиссия акций и облигаций, привлечение финансового и товарного кредита и т.п.).

67. Управление запасами: содержание, цели и методы управления

Одним из элементов оборотного капитала вступают запасы.

Управление запасами – одна из сфер финансового менеджмента, цель которой состоит в том, чтобы довести общую сумму затрат, связанных с запасами, до оптимального уровня при условии выполнения договоров.

Запасы как элемент оборотных средств делятся на три группы:

1) производственные запасы;

2) незавершенное производство;

3) готовая продукция.

Уровень запасов неодинаков для различных отраслей. Он зависит: от объема и характера производства; объема продаж; состояния товарных рынков; взаимоотношений с поставщиками и покупателями; наличия финансовых ресурсов; сезонности производства; наличия складских помещений; выбранной политики в данной области. Существуют два подхода в управлении запасами.

1. В условиях инфляции и разрыва хозяйственных связей стало распространенным накапливание производственных запасов. Такой подход в известной мере оправдан, так как в условиях неплатежей и низкого уровня межотраслевых связей риск разрыва ликвидности предприятия очень велик. Поэтому необходимо держать определенный остаток товарно-материальных запасов, предназначенный для экстренных ситуаций (например, резкого роста цен на сырье и материалы).

2. Оптимизация уровня запасов. Этот подход состоит в использовании рекомендаций зарубежного опыта, в частности метода определения оптимального уровня запасов, основанного на такой величине последних, которая, с одной стороны, минимизирует затраты по их поддержанию, а с другой – была бы достаточной для успешной работы предприятий.

Управление запасами составляет наиболее важную сферу логистического менеджмента фирмы с точки зрения как трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, иммобилизируя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами достигают 40% и более общих логистических издержек. Роль запасов в логистике столь велика, что на Западе ее часто определяют как «менеджмент запасов, находящихся в покое или движении».

Основным инструментом управления запасами широкой номенклатуры в логистике являются методы АВС и XYZ, настолько хорошо известные в зарубежной практике, что в последние десятилетия в специальной литературе фактически отсутствует его подробное описание. АВС и XYZ-классификации в управлении запасами является настолько же естественной, как использование карандаша или ручки при письме. Между тем, как показывает общение с руководителями и сотрудниками российских предприятий, а так же анализ опубликованной в последнее время отечественной литературы, в нашей стране АВС и XYZ-классификации используются эпизодически.

Метод АВС как показывает практика, либо не применяется в управлении запасами совсем, либо используется в традиционном виде, который претерпел в последние 10-15 лет в практике зарубежных предприятий существенные изменения.

Проведение АВС-классификации включает ряд этапов.

АВС анализ осуществляется по критерию стоимости текущего периода по каждому отделению в отдельности и в целом по компании.

АВС анализ остатков сырья и материалов позволяет оценить и контролировать наиболее затратную часть запаса путем оптимизации уровня остатка.

В группу «А» входят позиции, составляющих 80% от общей стоимости сырья и материалов.

В группу «В» входят позиции, составляющие 15% от общей стоимости сырья и материалов (90-95% накопительным итогом вместе с группой «А»).

В группу «С» входят позиции, составляющие оставшиеся 5 % от общей стоимости сырья и материалов.

Метод классификации номенклатуры запасов XYZ, в отличие от АВС-метода, никогда не был связан с законами или объективными взаимодействиями качественных и количественных характеристик объектов. Метод XYZ основывается на здравом смысле лица, проводящего классификацию, или руководства организации, хотя и использует однозначный прием разделения номенклатуры на группы. Поскольку здравый смысл – понятие довольно расплывчатое, в распределении групп X, Y и Z никогда не было однозначного соотношения, как в АВС-классификации в классическом варианте его применения.

68. Бюджетирование: содержание, задачи, этапы бюджетного процесса. Центры ответственности

Бюджетирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета (по энциклопедическому определению, бюджет – роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в законодательном порядке), то есть документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации. В зависимости от поставленных целей (стратегическое или оперативное планирование) бюджет составляется на различные периоды – год, полгода, квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. – и с различной глубиной проработки.

Этапы составления бюджета:

Составление бюджета. В общем случае в процессе составления бюджета до служб и подразделений организации доводятся контрольные цифры предполагаемого распределения ресурсов на интересующий период. Для обеспечения последующего контроля прогнозы и планы, на основе которых вырабатываются бюджеты, и их последующие изменения должны сохраняться в системе с обязательной регистрацией ответственного лица.

Утверждение бюджета. В процессе утверждения происходит урегулирование отдельных статей и перераспределение акцентов. Внешний вид проекта бюджета может существенно измениться по сравнению с исходным. Окончательный его вариант зависит от множества разнородных факторов, в том числе от конъюнктуры рынка, стабильности социально-экономической ситуации, даже от предстоящих отпусков сотрудников и т.д. Результат этой стадии – бюджет организации, принятый на интересующий период.

Доведение контрольных цифр. После утверждения проекта бюджета необходимо сообщить обо всех изменениях составителям первичных бюджетов, то есть довести до них утвержденные контрольные цифры, а при необходимости дать им возможность скорректировать исходные бюджеты.

Исполнение бюджета. Исполнение бюджета – наиболее продолжительная и ответственная из всех стадий бюджетирования. Здесь бюджет может претерпевать различные коррективы в зависимости от изменившихся внешних условий или внутренних потребностей: ресурсы перераспределяются и сокращаются, статьи бюджета пропорционально уменьшаются, бюджет изменяется по специально описанным алгоритмам и т.д.

Контроль исполнения. Данный этап фактически начинается с момента утверждения бюджета. Поскольку его длительность не определяется календарным сроком бюджета, он может продолжаться достаточно долго. Здесь производится анализ результатов деятельности организации и причин отклонений реального исполнения бюджета от запланированного. На основании итогов этого этапа могут измениться не только ход исполнения бюджета или бизнес-модель, но и направления бизнеса всей организации.

Задачи бюджетирования:

Первая задача бюджетирования — контрольно-стимулирующая. Она включает контроль финансовых ресурсов организации, а также выработку методик стимулирования сотрудников на основании выполнения статей бюджета.

Планирование необходимо для любого вида деятельности, но особенно оно важно для инвестиционной. Таким образом, чтобы планировать свою деятельность, мы должны также предусмотреть и утвердить ее затратную составляющую.

Чтобы бизнес динамично развивался, должно быть известно, какие его составляющие успешны (прибыльны), а какие нет. Для этого существует анализ прибыльности по направлениям деятельности банка (он является частью бюджетного анализа), который проводится, как правило, по следующим компонентам: организационно-штатная структура; банковские продукты (РКО, кредитование и пр.).

Бюджетное управление необходимо сделать децентрализованным. Начальники подразделений не должны отвечать за ресурсы, которыми они не распоряжаются и за результаты, на которые они не влияют. Другими словами, важно правильно определить центры финансовой ответственности за результаты деятельности. Для этого руководители всех уровней должны участвовать в разработке бюджетов.

69. Операционный рычаг и содержание операционного анализа

Под операционным рычагом (operatingleverage — OL) понимают долю постоянных затрат в издержках, которые несет предприятие в процессе своей основной деятельности. Этот показатель характеризует зависимость предприятия от постоянных затрат в себестоимости продукции и является важной характеристикой его делового риска.

Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Если доля постоянных затрат в себестоимости товаров и услуг значительна, предприятие имеет высокий уровень операционного рычага, а следовательно, и делового риска. Для такого предприятия даже небольшое изменение объема продаж может привести к существенному изменению прибыли.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинальной прибыли (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли до вычета процентов и налогов.

Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.

Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit - анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

Операционный анализ - неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Пожалуй, главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов: объема и структуры производства и реализации; состава и величины затрат; цен на продукты.

Основные показатели операционного анализа.

Ключевыми элементами операционного анализа любого предприятия служат:

- операционный рычаг;

- порог рентабельности;

- запас финансовой прочности предприятия.

Наши рекомендации