Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств

Вновь вводимые предприятия формируют оборотные средства в зависимости от организационно-правовой формы за счет средств бюджетов различных уровней, вышестоящих объединений, средств учредителей, паевых взносов членов кооператива, выручки от реализации акций. Эти средства образуют стартовый оборотный капитал. При недостатке этих ресурсов для формирования оборотных средств могут быть привлечены банковский кредит и другие займы.

Для действующих предприятий финансирование оборотных средств заключается в покрытии увеличения плановой потребности в оборотных средствах, возникающей при временных финансовых затруднениях, когда наблюдается недостаток собственных оборотных средств.

Источники формирования оборотных средств делятся на собственные, заемные. Они отражаются в пассиве бухгалтерского баланса предприятия. Каждая статья оборотных активов должна иметь источник финансирования.

Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) – это часть оборотных активов, которые финансируются за счет собственного капитала и долгосрочных заимствований: СОС = СК+ДО-ВА, где СОС – собственные оборотные средства; СК – собственный капитал (капитал и резервы); ДО – долгосрочные обязательства; ВА – внеоборотные активы.

Существуют приравненные к собственным дополнительные источники финансирования оборотных активов – минимальная задолженность по оплате труда и отчислениям на социальные нужды, временно свободные целевые средства предприятий, минимальная задолженность по налогам в бюджеты разных уровней, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

При недостаточности собственных и приравненных средств для финансирования оборотных активов привлекаются заемные средства:

1) Краткосрочные кредиты банков, в том числе факторинг

2) Коммерческий кредит – форма взаимного финансирования предприятий в виде отсрочки или рассрочки платежа покупателями.

3) Изменение срок уплаты налога и сбора – отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.

4) Бюджетный кредит.

Эффективность использования определяется показателями их оборачиваемости:

1) Коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) Коб = ВР/Соб, где ВР - выручка от продажи; Соб – средняя стоимость остатков оборотных средств.

2) Коэффициент закрепления (загрузки) Кз = Соб/ВР

3) Период оборачиваемости (длительность одного оборота оборотных средств) –

Доб = Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств - student2.ru , где Т – количество дней в анализируемом периоде.

Эффект ускорения (замедления) оборачиваемости отражается в показателях их высвобождения (дополнительного привлечения).

9 Цена как экономическая категория, виды цен. Методы определения базовой цены.

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следу­ющие основные виды:

· оптовые цены на продукцию промышленности;

· цены на строительную продукцию;

· закупочные цены на сельскохозяйственнуюпродукцию;

· тарифы грузового и пассажирского транспорта;

· розничные цены;

· тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые на­селению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к опре­делению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены: минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимально возможный уровень цены.

На практике методика определения цены может быть:

· с ориентацией на издержки;

· с ориентацией на спрос;

· с ориентацией на конкуренцию.

При ориентации на издержки («издержки плюс прибыль», «издер­жки плюс накидка») методика установления цены следующая: снача­ла рассчитывается полная себестоимость единицы продукции, добав­ляются установленные процентные отчисления и в результате полу­чается цена. Формула «издержки плюс прибыль» обычно применяется в про­мышленности, а «издержки плюс накидка» - в торговле. Преимущество определения цены по методу «издержки плюс при­быль» или «издержки плюс накидка» состоит в том, что собственные издержки для фирмы значительно легче определить, чем спрос.

С ориентацией на издержки формируются и методы определения «целевой» цены или «целевой» нормы прибыли и обеспечения безу­быточности. Метод «целевой» цены рассчитан на определенные цены, обеспе­чивающие получение «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах продаж.

Фирма не просто устанавливает ту или иную цену – она форми­рует целую систему цен, которая охватывает разнообразные товары в рамках товарного ассортимента и учитывает различия в издержках по реализации товара в разных географических районах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и т.д. При этом фирма осуществляет свою деятельность в обстановке постоянно ме­няющегося конкурентного окружения, нередко сама выступает с ини­циативой изменения цен и может отвечать на ценовые действия кон­курентов.

Установив исходную цену, фирма затем корректирует ее в зависи­мости от различных факторов, действующих на рынке. При этом она применяет следующие виды цен и методы их установления:

· установление цен на новый товар;

· ценообразование в рамках товарной номенклатуры;

· установление цен по географическому принципу;

· установление цен со скидками и зачетами;

· установление цен для стимулирования сбыта;

· установление дискриминационных цен.

10 Выручка от реализации, факторы, определяющие ее размер. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Выручка от реализации определяется исходя из поступлений, связанных с продажей продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг, получение которых связано с основной деятельностью предприятия.

На размер выручки от реализации влияют следующие факторы:

А) общеэкономические – уровень инфляции, процентных ставок, уровень цены на товарных рынках, валютный курс и т.д.

Б) производственные – объем производства, наличие и использование производственных мощностей, ассортимент продукции, уровень отпускных цен.

В) факторы в сфере обращения (коммерческие факторы) – ритмичность отгрузки, соблюдение условий договора, выбор оптимальных форм расчетов, сроки прохождения расчетных документов, развитие дилерской сети, оптимальное использование посреднических фирм и т.д.

Г) факторы, зависящие от деятельности контрагентов – перебои в материально-техническом снабжении, несвоевременность оплаты продукции покупателями, недостатки форм безналичных расчетов и т.д.

К основным методам планирования выручки относятся:

1) Метод прямого счета: ВР = Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств - student2.ru , где Цi – цена единицы i-го вида продукции; Bi – объем реализации i-го вида продукции.

2) Расчетный метод: ВР = ТПпл + Он – Ок, где Он и Ок – изменение остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец периода.

3)Метод, основанный на использовании порога рентабельности (точки безубыточности)

Gmin = Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств - student2.ru или Gmin = Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств - student2.ru , где F - постоянные затраты; p – цена единицы продукции; v – переменные затраты на единицу продукции; d – доля переменных затрат в выручке.

Точка безубыточности – это объем реализации, при котором выручка равна сумме переменных и постоянных затрат, а прибыль от продажи равна нулю.

Используя точку безубыточности, можно планировать целевой объем продаж, обеспечивающий прибыль.

Экономическая сущность прибыли, условия ее формирования, функции и основные виды прибыли. Планирование прибыли, порядок распределения и использования.

Бухгалтерская прибыль – прибыль, рассчитанная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета как разница между доходами и расходами, признаваемыми с отчетном периоде. То есть это конечный финансовый результат.

Прибыль – это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования.

Функции прибыли:

1) прибыль является мерой эффективности производства;

2) стимулирующая функция – прибыль является источником развития предприятия, выплаты дивидендов, других социальных выплат;

3) является источником формирования средств бюджетов различных уровней на основе выплаты налога на прибыль.

Основные показатели финансовых результатов и алгоритм их формирования представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой ее формирование начинается с определения выручки от продажи. Затем формируются основные виды прибыли:

1) Валовая прибыль – это разность между выручкой от продажи продукции и себестоимостью проданной продукции.

2) Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов.

3) Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – Это прибыль от продаж, увеличенная на сумму прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в деятельности других организаций, прочие доходы), за вычетом прочих расходов (процентов к уплате, прочих расходов).

4) Чистая прибыль – это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная на величину налога на прибыль.

Чистая прибыль является источником выплаты дивидендов, а также направляется на формирование резервного фонда, капитализацию прибыли и прочие выплат по решению акционеров. Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода, которая отражается в бухгалтерском балансе и используется в обороте предприятия в качестве внутреннего источника финансирования долгосрочного характера.

Методы планирования прибыли:

1) Метод прямого счета

Пр = ВР – Сп, где ВР – выручка от продажи; Сп – полная себестоимость реализуемой продукции.

2) Аналитический метод – расчет производится по всей продукции на основе базовой рентабельности

3) Метод, основанный на прибыли отчетного периода и учете влияния факторов роста прибыли в планируемом периоде

4) Нормативный метод – расчет прибыли в планируемом периоде на основе установленного предприятием единого процента от годового объема работ

5) Метод, основанный на использовании элементов маржинального анализа (анализа безубыточности):

EBIT = Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств - student2.ru , где EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов; pi – цена изделия; Gi – количество произведенного продукта; ai – удельные переменные издержки; F – постоянные затраты на весь выпуск продукции.

Наши рекомендации