Составляющие показателей эффективности
Цель и задачи работы
Целью курсовой работы является овладение методами и приёмами оценки инвестиций в проекты развития железнодорожного транспорта. Основное внимание в работе уделяется способам расчёта потоков реальных денег от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, дисконтированию значений затрат и результатов, расчёту показателей эффективности инвестиционных проектов.
Методический аппарат выполнения работы основан на положениях и принципах, утверждённых МПС в «Методических рекомендациях по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте» (1998).
Содержание пояснительной записки
Записка должна включать следующие разделы:
1) постановка задачи;
2) исходные данные по варианту;
3) методика оценки эффективности инвестиционных проектов;
4) оформленные расчёты составляющих и конечных показателей в заданной последовательности;
5) графическое изображения финансового профиля инвестиционного проекта;
6) список использованной литературы.
Вариант студент выбирает в соответствии с последней цифрой своего номера в журнале (прил. 1).
Варианты протяжённости линий связи по срокам строительства (прил. 2), объёма услуг по аренде каналов связи (прил. 3) и величины тарифных доходов (прил. 4) выбираются по первой букве фамилии студента.
Общие положения
Эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников.
В зависимости от характера инвестиций и их целей эффективность может быть:
1) коммерческой, учитывающей финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности;
2) бюджетной, отражающей финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект, который определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами для i-го шага осуществления проекта;
3) общественной (народнохозяйственной), учитывающей затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
При осуществлении проекта выделяют три вида деятельности: инвестиционную, операционную и финансовую.
В рамках каждого вида деятельности потоки реальных денег представляют разность между притоком Пi(t) и оттоком Oi(t) денежных средств в каждом периоде осуществления проекта, т.е.
для инвестиционной деятельности
Ф1(t) = П1(t) – O1(t),
для операционной деятельности
Ф2(t) = П2(t) – O2(t),
для финансовой деятельности
Ф3(t) = П3(t) – O3(t).
Поток реальных денег от инвестиционной деятельности учитывает затраты на возведение зданий, сооружений, приобретение машин, оборудования, плату за аренду земли, на увеличение оборотного капитала и т. п.
Поток реальных денег от операционной(производственной) деятельностивключает доходы от реализации продукции и оказания услуг, внереализационные доходы и расходы, текущие издержки, налоги, сборы и т. п.
Поток реальных денег от финансовой деятельности учитывает собственный капитал реципиента, краткосрочные и долгосрочные кредиты, погашение задолженности по кредитам, выплаты дивидендов и т. п.
Информационно-логическая схема формирования основных составляющих денежных потоков по видам деятельности представлена в табл. 1.
Разность между притоками и оттоками реальных денег от всех трех видов деятельности на каждом шаге расчета называется сальдо реальных денег:
b(t) = Ф1(t) + Ф2(t) + Ф3(t).
Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег на любом шаге расчетного периода.
Оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого зависит от ряда факторов: срока службы зданий и сооружений, систем связи, продолжительности реализации инвестиционных проектов, требований инвесторов и других.
Т а б л и ц а 1
Составляющие показателей эффективности
Вид деятельности | Составляющие показателей эффективности | ²+² – приток средств, ²–² – отток средств |
Инвестиционная | 1. Инвестиции госбюджета 2. Инвестиции МПС 3. Собственные средства 4. Средства других инвесторов 5. Инвестиции местных бюджетов 6. Приобретение (продажа) ценных бумаг | + +/– – + + +/– |
Операционная | 1. Доходы 2. Эксплуатационные расходы 3. Налоги 4. Другие издержки, в том числе за счёт прибыли | + +/– – – |
Финансовая | 1. Кредиты 2. Погашение задолженности и оплата процентов по кредитам 3. Получение (выплата) дивидендов по ценным бумагам | + – +/– |
Соизмерение затрат, результатов и эффектов в течение расчетного периода осуществляется с помощью метода дисконтирования.
Дисконтирование основано на прогнозе будущих затрат и результатов, на использовании процентной ставки или нормы дисконта Е.
Приведение будущих затрат и результатов к начальному шагу расчета выполняется умножением их на коэффициент дисконтирования, который определяется по формуле:
,
где t – номер шага расчёта (t = 0, 1, 2, …, T, T – продолжительность расчётного периода). Количество лет проектного периода устанавливается равным, как минимум, числу лет возврата кредита инвестору плюс один год или задаваемому сроку жизни реализации данного проекта.
Эффективность инвестиционных проектов рекомендуется определять с использованием различных показателей, к которым относятся чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость), внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости инвестиций.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) является суммой разностей результатов и инвестиционных затрат за расчётный период, приведённых к начальному году:
,
где Т – расчётный период; Rt – результаты в t-м году; Зt – затраты, текущие издержки и инвестиции в t-й год; Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал; – коэффициент дисконтирования.
Если ЧДД положителен, то проект является эффективным. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.
Индекс доходности инвестиций определяется как отношение суммы приведённого эффекта к размерам капитальных вложений:
;
где – затраты (без капитальных вложений), осуществляемые на t-м шаге
расчета; К – сумма дисконтированных капитальных вложений; Кt – капитальные вложения на t-м шаге расчёта.
Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов, и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД> 1 и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 – неэффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта ( ), при которой величина приведённых эффектов равна приведённым капиталовложениям.
Иными словами, (ВНД) является решением уравнения
.
Если расчёт ЧДД инвестиционного проекта даёт ответ на вопрос, является ли он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчёта и сравнения с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал.
В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданны и может рассматриваться вопрос о его принятии. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.
Срок окупаемости инвестиций, или срок возврата вложений ( ), – это период времени от начала реализации проекта, за пределами которого интегральный эффект становится неотрицательным. Для определения срока окупаемости используется следующее равенство:
.
В общем случае этот показатель характеризует период времени, в течение которого происходит простое возмещение затрат, связанных с осуществлением проекта.
Инвестиционный проект оценивается как эффективный, если срок окупаемости инвестиций не превышает определённого, заранее принятого уровня.
В большинстве случаев основными показателями оценки общей экономической эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте выступают чистый дисконтированный доход и срок окупаемости инвестиций.
Как видно из приведённых формул, оценка инвестиционных проектов связывает между собой три основных фактора – прибыль (доход), затраты, обеспечивающие их реализацию, и время их окупаемости.