Виды, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют: государственный, реализуемый через общегосу- дарственный контроль (президентский, контроль представи- тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредит- ных органов) и ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления); негосударственный (внутренний — внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) и внешний — аудиторский (независимый, вневедомственный).
По сфере финансовой деятельности различают: бюджет- ный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестици- онный контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэконо- мических показателей развития экономики страны. На микро- уровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-пла-
нов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль произ- водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской доку- ментации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финан- совых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
По методам проведения, т. е. приемам и способам осущест- вления финансового контроля, различают: проверки, обследо- вания, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
В процессе проведения проверок на основе отчетной доку- ментации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для уст- ранения выявленных нарушений.
Обследование, в отличие от проверки, охватывает более ши- рокий спектр финансово-экономических показателей обследуе- мого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за хо- зяйствующими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осущест- вляется надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерче- ских банков; со стороны Департамента страхнадзора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов,
приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов кли- ентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность фи- нансового контроля предполагает детальное изучение перио- дической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выдан- ной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово- хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эф- фективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных пред- приятий, а также различными государственными и негосудар- ственными органами контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Государственный и негосударственный контроль тесно взаимосвязаны и различаются лишь по субъектам контроля (о чем отмечалось выше), а также целями и методами. В первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором — аналитическая.
Государственный контрольнаправлен на отслеживание стоимостных пропорций распределения ВВП, движения во всех каналах денежных средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полнотой и своевре- менностью их поступления и использования, преследуя цель увеличения поступления ресурсов в государственную казну и сокращение государственных издержек управления.
Негосударственный контроль, главным образом внутрихо-
зяйственный (внутрифирменный, корпоративный), напротив, преследует цель сократить отчисления в пользу государства и другие издержки с тем, чтобы повысить норму прибыли на вложенный капитал.
При этом, конечно, государственный и негосударственный контроль ограничены рамками действующего законодательства.