Краткий обзор (резюме) проекта

Вопрос 1

Любое коммерческое предприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Он нужен всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующего предприятия для понимания целей, задач и перспектив развития; самому предпринимателю, для анализа своей идеи и проверки ее на целесообразность и реалистичность.

слайд 2 Бизнес-план – аналитический документ для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий, проектов выпуска новой продукции, мероприятий по реконструкции предприятия.

Имеются 4 предпосылки, которые требуют составления бизнес-плана.

1. Предотвращение ошибок и снижение риска (инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Конечно, он не может исключить всех ошибок, но дает возможность продумать свои действия. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события).

2. Официальность (бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана).

3. Инструмент эффективного управления (бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана на предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием).

4. Средство коммуникации с контрагентами (законченный бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и субъектам хозяйствования, то есть он является важнейшим средством коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и партнерами. Бизнес-план позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что Вы нашли привлекательные возможности развития производства, а инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли).

слайд 3 Разработчики бизнес-плана – фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. Документ относится к перспективному планированию, и составлять его рекомендуется на 3-5 лет.

Учитывая многогранность документа и разнородность потенциальных потребителей бизнес-плана, необходимо преподносить информацию в максимально общеупотребительной форме, без использования профессиональной лексики и специальных терминов, осложняющих восприятие информации. Приветствуется наглядная иллюстрация.

слайд 4Основная цель разработки бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие цели (подцели) могут быть различными, например: получение кредитов или привлечение инвестиций; доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создания нового; и т.д.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередная цель бизнес-планирования – привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов.

Предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач

− организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка с состояния предприятия в настоящий момент времени;

− выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности с акцентированием внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах предприятия;

− формирования инвестиционно-проектных целей деятельности на планируемый период.

Решение таких многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов: обосновать экономическую целесообразность направлений развития предприятия; рассчитать ожидаемые финансовые результаты (объемы продаж, прибыли, доходы на вложенные средства); определить источники финансирования выбранной стратегии; подобрать персонал, способный реализовывать данный план.

Повторимся, что бизнес-план – один из ключевых элементов бизнес-планирования. Как и стратегический план предприятия, он охватывает достаточно длительный период, обычно3-5 лет, иногда более. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий.

слайд 5 Отличия бизнес-плана от стратегического планирования

1. Узкая направленность (в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий предприятия).

2. Ограниченность во времени (стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годового плана его результат анализируют, что отражается в корректировке или пересмотре стратегического плана. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен завод, или начат выпуск нового вида продукции).

3. Значимость функциональных составляющих (в бизнес-плане функциональные составляющие планы, производства, маркетинга и др.) имеют гораздо большее значение, чем в стратегическом.

4. Внешняя направленность (бизнес-план, как никакой другой план предприятия, имеет внешнюю направленность. Помимо инвесторов заинтересованная лица будущего бизнеса – потенциальные потребители и поставщики предприятия).

слайд 6 Проблемы современного бизнес-планирования:

1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и разработчиком (заказчиком) данного «продукта».

2. Недостаток информационного обеспечения, особенно того, что касается внутренних финансовых норм и нормативов.

3. Огромная проблема – гарантии будущих инвесторов.

4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана. Составление бизнес-плана не «своими силами», а в консалтинговой фирме стоит минимум 2000 долларов.

5. Отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит «классная» идея, а за ним стоит «великолепная шестерка» профессиональных менеджеров.

Вопрос №2

Каждое предприятие составляет бизнес-план по-своему, его структура зависит от характера бизнеса, целей плана и требований потенциального инвестора, основные акценты бизнес-плана будут меняться в зависимости от того нацелен ли он на получение кредитов или будет использоваться руководством для нового акционерного капитала.

Существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести: специфику вида предпринимательской деятельности, размеры предприятия, цель составления бизнес-плана; общую стратегию предприятия; перспективы роста создаваемого предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов и т.д.

В практике хозяйственной деятельности не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. На основе изучения и обобщения опыта можно предложить следующую:

слайд 7 Структура бизнес-плана(по требованиям Россельхозбанка)

Титульный лист бизнес-плана (проекта)

Краткий обзор (резюме) проекта

Инициатор проекта

Наши рекомендации