Экономический анализ и его роль в управлении производством
1. Значение экономического анализа в деятельности предприятия.
2. Предмет и объекты экономического анализа.
3. Виды экономического анализа.
4. Пользователи экономической информации и субъекты экономического анализа.
5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа.
6. Информационное обеспечение анализа
1.Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением ее анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-план и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части, и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Место экономического анализа в системе управления.
|
Ресурсы Продукция, работы, услуги
|
Для получения объективных результатов анализа необходимо соблюдать определенные требования:
1) Анализ должен быть своевременным, т.е. необходим правильный выбор периодичности проведения анализа. Анализ должен не только фиксировать сложившуюся экономическую ситуацию, а обязательно показывать пути коррекции для достижения более высоких экономических и финансовых результатов работы предприятия.
2) Анализ должен быть систематическим, т.е. с заданной периодичностью. Это требование необходимо соблюдать для возможности сопоставления экономических и финансовых результатов работы предприятия за различные периоды.
3) Анализ должен быть конкретным. Выводы анализа должны быть основаны на конкретных финансово-экономических результатах, с учетом исследования не только абсолютных показателей отчетности, но и разработки качественных относительных показателей.
Общий экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия условно можно сгруппировать в 3 этапа:
1 этап – определение результатов (общая характеристика) финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2 этап – изучение влияния факторов, определивших этот результат.
3 этап – на основании изучения этих факторов выявление резервов для улучшения финансово-хозяйственных результатов, принятие определенных управленческих решений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности предприятия.
2.Предмет экономического анализа включает:
1) Экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности организации;
2) Причинно-следственные связи в хозяйственной деятельности организации;
3) Классификацию, систематизацию, моделирование, измерение причинно-следственной связи, складывающихся под влиянием различных объективных и субъективных факторов и получающих отражение в системе экономической информации.
Объектом анализа являются основные экономические результаты хозяйственной деятельности: производство и реализация продукции, себестоимость продукции, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства и финансовое состояние предприятия.
3.Виды экономического анализа
В основе классификации экономического анализа лежат разные признаки.
По роли в управлении выделяют управленческий (внутренний) анализ и финансовый (внешний) анализ.
Сравнительная характеристика видов анализа.
Область сравнения | Финансовый анализ | Управленческий анализ |
1.Пользователи информации | Внутренние, сторонние, заинтересованные | Руководители предприятия и его подразделений |
2.Объекты анализа | Предприятие как единое целое | Предприятие как целое и его различные сегменты |
3.Источники информации | Форма бухгалтерской отчетности | Комплекс экономической информации |
4.Единицы измерения для расчета показателей | Стоимостная, денежная форма | Натуральные и денежные единицы |
5.Периодичность анализа | Составление отчетности (год, квартал) | По мере необходимости |
6.Доступность результатов информации | Доступна для всех | Строго конфиденциально (коммерческая тайна) |
По периодичности анализ бывает:
1) Перспективным (прогнозным, предварительным) – это анализ определяет общую финансово-хозяйственную стратегию предприятия и необходим для определения рынка сбыта нахождения более дешевых поставщиков сырьевой базы.
2) Оперативным, который связан с непосредственным текущим управлением, необходим для своевременной коррекции экономического явления.
3) Текущим ( ретроспективным, последующим), выполняемым по итогам деятельности за тот или иной период, так как связан с уже состоявшимися экономическими явлениями. Результаты этого анализа являются также нормативной базой для расчетных показателей последующих периодов.
В зависимости от характера объектов управления имеет место анализ по:
1) отраслям экономики;
2) уровням общественного производства и управления (отрасль, предприятие, структурные производственные единицы);
3) стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление);
4) составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам и отдельным элементам производственных отношений (трудовым, финансовым, кредитным))
По субъектам управления выделяют экономический анализ, выполняемый:
· руководством и экономическими субъектами;
· собственниками и органами хозяйственного управления;
· поставщиками;
· покупателями;
· аудиторскими фирмами;
· кредиторскими организациями;
· налоговыми и финансовыми органами.
По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делится на:
· полный (анализ хозяйственной деятельности организации в целом);
· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений организации);
· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики) и другие.
4.Пользователи экономической информации и субъекты экономического анализа.
Субъектами экономического анализа выступают пользователи экономической информации организации как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в ее деятельности.
Пользователи аналитической информации, их интересы и цель анализа
Пользователи информации | Интересы пользовательской информации экономического анализа | Цели финансового анализа пользовательской информации |
Собственники | Доходность капитала, финансовая устойчивость | Рентабельность, структура капитала |
Менеджмент | Принятие решений | Максимальная информация |
Партнеры | Положение на рынке | Платежеспособность, конкурентоспособность |
Кредиторы | Плата за кредит, возврат кредита в срок и полностью | Ликвидность, платежеспособность, положительный чистый денежный поток |
Налоговые органы | Уплата налогов | Финансовые результаты |
Персонал | Занятость, оплата труда | Стабильность, участие в прибыли |
5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа
Анализ хозяйственной деятельности включает два раздела: финансовый анализ и управленческий производственный анализ
В процессе финансового (внешнего) анализа выполняется расчеты по определению:
1) абсолютных показателей выручки издержек, прибыли;
2) относительных показателей рентабельности;
3) финансовой устойчивости ликвидности баланса, платежеспособности организации;
4) эффективности использования собственного капитала;
5) эффективности использования заемных средств;
6) эффективности авансирования капитала;
7) экономической диагностики, финансового состояния организации;
8) предметом управленческого (внутрихозяйственного) производственного анализа являются:
· обоснование бизнес-плана;
· система маркетинга;
· комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
· технико-организационный уровень и другие условия производства;
· эффективность использования производственных ресурсов;
· производство и реализация продукции;
· взаимосвязь себестоимости объема продукции и прибыли.
6.Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности
Анализ – это система по производству информации для управления и научных экономических заключений и рекомендаций.
Для проведения анализа необходима определенная информационная база, причем выбор информации определяет объем анализа задачи.
Источником информации может быть специальная информационная база:
1) Нормативная – постановления, инструкции, законы. Она необходима для правильного отношения затрат на себестоимость, для правильного налогообложения, своевременного переключения всех обязательных платежей.
2) Отчетная – вся плановая экономическая, статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия. Эта информация является базой для определения будущей финансовой деятельности предприятия.
3) Оперативная (текущая информация) – эта информация необходима для своевременной корректировки происходящих экономических явлений для достижения более высоких финансово-экономических результатов.
При проведении экономического анализа бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности. Наибольший объем информации, необходимый для финансового анализа, содержит бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибыли и убытках (форма №2).