Экономический анализ и его роль в управлении производством

1. Значение экономического анализа в деятельности предприятия.

2. Предмет и объекты экономического анализа.

3. Виды экономического анализа.

4. Пользователи экономической информации и субъекты экономического анализа.

5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа.

6. Информационное обеспечение анализа

1.Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением ее анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-план и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части, и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Место экономического анализа в системе управления.

 
 
Управляемая система (производственная, снабженческая, сбытовая, инвестиционная, маркетинговая и др. деятельность)

Ресурсы Продукция, работы, услуги

               
    Экономический анализ и его роль в управлении производством - student2.ru   Экономический анализ и его роль в управлении производством - student2.ru
 
    Экономический анализ и его роль в управлении производством - student2.ru
 
  Экономический анализ и его роль в управлении производством - student2.ru

Управляющая система

Для получения объективных результатов анализа необходимо соблюдать определенные требования:

1) Анализ должен быть своевременным, т.е. необходим правильный выбор периодичности проведения анализа. Анализ должен не только фиксировать сложившуюся экономическую ситуацию, а обязательно показывать пути коррекции для достижения более высоких экономических и финансовых результатов работы предприятия.

2) Анализ должен быть систематическим, т.е. с заданной периодичностью. Это требование необходимо соблюдать для возможности сопоставления экономических и финансовых результатов работы предприятия за различные периоды.

3) Анализ должен быть конкретным. Выводы анализа должны быть основаны на конкретных финансово-экономических результатах, с учетом исследования не только абсолютных показателей отчетности, но и разработки качественных относительных показателей.

Общий экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия условно можно сгруппировать в 3 этапа:

1 этап – определение результатов (общая характеристика) финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2 этап – изучение влияния факторов, определивших этот результат.

3 этап – на основании изучения этих факторов выявление резервов для улучшения финансово-хозяйственных результатов, принятие определенных управленческих решений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности предприятия.

2.Предмет экономического анализа включает:

1) Экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности организации;

2) Причинно-следственные связи в хозяйственной деятельности организации;

3) Классификацию, систематизацию, моделирование, измерение причинно-следственной связи, складывающихся под влиянием различных объективных и субъективных факторов и получающих отражение в системе экономической информации.

Объектом анализа являются основные экономические результаты хозяйственной деятельности: производство и реализация продукции, себестоимость продукции, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства и финансовое состояние предприятия.

3.Виды экономического анализа

В основе классификации экономического анализа лежат разные признаки.

По роли в управлении выделяют управленческий (внутренний) анализ и финансовый (внешний) анализ.

Сравнительная характеристика видов анализа.

Область сравнения Финансовый анализ Управленческий анализ
1.Пользователи информации Внутренние, сторонние, заинтересованные Руководители предприятия и его подразделений
2.Объекты анализа Предприятие как единое целое Предприятие как целое и его различные сегменты
3.Источники информации Форма бухгалтерской отчетности Комплекс экономической информации
4.Единицы измерения для расчета показателей Стоимостная, денежная форма Натуральные и денежные единицы
5.Периодичность анализа Составление отчетности (год, квартал) По мере необходимости
6.Доступность результатов информации Доступна для всех Строго конфиденциально (коммерческая тайна)

По периодичности анализ бывает:

1) Перспективным (прогнозным, предварительным) – это анализ определяет общую финансово-хозяйственную стратегию предприятия и необходим для определения рынка сбыта нахождения более дешевых поставщиков сырьевой базы.

2) Оперативным, который связан с непосредственным текущим управлением, необходим для своевременной коррекции экономического явления.

3) Текущим ( ретроспективным, последующим), выполняемым по итогам деятельности за тот или иной период, так как связан с уже состоявшимися экономическими явлениями. Результаты этого анализа являются также нормативной базой для расчетных показателей последующих периодов.

В зависимости от характера объектов управления имеет место анализ по:

1) отраслям экономики;

2) уровням общественного производства и управления (отрасль, предприятие, структурные производственные единицы);

3) стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление);

4) составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам и отдельным элементам производственных отношений (трудовым, финансовым, кредитным))

По субъектам управления выделяют экономический анализ, выполняемый:

· руководством и экономическими субъектами;

· собственниками и органами хозяйственного управления;

· поставщиками;

· покупателями;

· аудиторскими фирмами;

· кредиторскими организациями;

· налоговыми и финансовыми органами.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делится на:

· полный (анализ хозяйственной деятельности организации в целом);

· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений организации);

· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики) и другие.

4.Пользователи экономической информации и субъекты экономического анализа.

Субъектами экономического анализа выступают пользователи экономической информации организации как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в ее деятельности.

Пользователи аналитической информации, их интересы и цель анализа

Пользователи информации Интересы пользовательской информации экономического анализа Цели финансового анализа пользовательской информации
Собственники Доходность капитала, финансовая устойчивость Рентабельность, структура капитала
Менеджмент Принятие решений Максимальная информация
Партнеры Положение на рынке Платежеспособность, конкурентоспособность
Кредиторы Плата за кредит, возврат кредита в срок и полностью Ликвидность, платежеспособность, положительный чистый денежный поток
Налоговые органы Уплата налогов Финансовые результаты
Персонал Занятость, оплата труда Стабильность, участие в прибыли

5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа

Анализ хозяйственной деятельности включает два раздела: финансовый анализ и управленческий производственный анализ

В процессе финансового (внешнего) анализа выполняется расчеты по определению:

1) абсолютных показателей выручки издержек, прибыли;

2) относительных показателей рентабельности;

3) финансовой устойчивости ликвидности баланса, платежеспособности организации;

4) эффективности использования собственного капитала;

5) эффективности использования заемных средств;

6) эффективности авансирования капитала;

7) экономической диагностики, финансового состояния организации;

8) предметом управленческого (внутрихозяйственного) производственного анализа являются:

· обоснование бизнес-плана;

· система маркетинга;

· комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

· технико-организационный уровень и другие условия производства;

· эффективность использования производственных ресурсов;

· производство и реализация продукции;

· взаимосвязь себестоимости объема продукции и прибыли.

6.Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности

Анализ – это система по производству информации для управления и научных экономических заключений и рекомендаций.

Для проведения анализа необходима определенная информационная база, причем выбор информации определяет объем анализа задачи.

Источником информации может быть специальная информационная база:

1) Нормативная – постановления, инструкции, законы. Она необходима для правильного отношения затрат на себестоимость, для правильного налогообложения, своевременного переключения всех обязательных платежей.

2) Отчетная – вся плановая экономическая, статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия. Эта информация является базой для определения будущей финансовой деятельности предприятия.

3) Оперативная (текущая информация) – эта информация необходима для своевременной корректировки происходящих экономических явлений для достижения более высоких финансово-экономических результатов.

При проведении экономического анализа бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности. Наибольший объем информации, необходимый для финансового анализа, содержит бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибыли и убытках (форма №2).

Наши рекомендации