Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации

Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации

В современных условиях для принятия обоснованных управленческих решений актуальное значение приобретает всесторонний комплексный анализ производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Комплексный экономический анализ изучает совокупность всех сторон хозяйственной деятельности организации, использует единую универсальную систему показателей, рассматривает все виды информации. Комплексный анализ исходит из того, что хозяйственная деятельность предприятия представляет собой сложную систему, выполняет многие функции и состоит из множества подсистем, которые находятся в постоянном взаимодействии с друг другом и внешней средой. Комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на качество и количество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия позволяет определить возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности, сформировать всю необходимую деловую информацию для разработки оптимальных управленческих решений.

В отличие от тематического комплексный экономический анализ имеет ряд характерных особенностей:

- он является всесторонним и системным, т.е. каждый его раздел логически и математически связан с другими блоками КЭАХД;

- все составляющие разделы (блоки) КЭАХД описываются определенной системой частных и обобщающих показателей, строго взаимодействующих с другими его блоками;

- комплексный анализ направлен на решение задач по приумножению конечных результатов деятельности организации;

- комплексный экономический анализ требует системного подхода к его проведению.

Содержание комплексного экономического анализа и система формирования экономических показателей для его проведения

Содержание и цель КЭАХД направлены прежде всего на решение внутрихозяйственных задач организации для увеличения результативности ее деятельности, повышения эффективности использования ее экономического потенциала. В современных условиях содержание КЭАХД включает в себя:

- исследование экономических, технических. Технологических, организационных и др. сторон деятельности предприятия, факторов и причин их обуславливающих;

- научное обоснование бизнес-планов и контроль за ходом их выполнения;

- объективная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и достигнутого организационно-технического уровня производства;

- выявление внутрихозяйственных резервов и неиспользованных возможностей по увеличение производства продукции и снижения ее себестоимости, выявление недостатков в хозяйственной деятельности и их устранение, исследование и обобщение передового опыта.

Для обеспечения глубины, достоверности и объективности КЭАХД используются различные источники информации, которые можно разделит на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся:

- учредительные документы;

- проектно-техническая документация;

- юридически документы, которые фиксируют отношения с инвесторами, поставщиками, покупателями, заемщиками, вкладчиками и др.;

- данные аналитического бухгалтерского учета;

- данные оперативного и статистического учета;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность;

- оперативная и статическая отчетность;

- акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, постановления судебных органов;

- планово-нормативные документы и др.

К внешней информации относятся:

- информация об экономической политике правительства: изменения в налоговой, кредитной, валютной политике и др.;

- экономическая информация о состоянии рынков сбыта продукции и услуг, колебаниях курсов валют, процентных ставок за кредиты, рейтингах др. организаций и банков;

- информация о финансовом состоянии предприятий конкурентов, потенциальных покупателей, поставщиков, инвесторов, заемщиков;

- информации СМИ, органов государственной статистики, личные наблюдения руководителей и др.

Собранная информация группируется, проверяется ее достоверность и объективность, а затем рассчитывается система показателей, которые охватывают все стороны хозяйственной деятельности и в зависимости от направления и объекта анализа подразделяются на отдельные разделы( блоки), т.е. создается блок-схема КЭАХД:

Блок 1 Анализ организационно-технического уровня, природных, социальных и внешнеэкономических условий производства – этот блок включает в себя показатели:

- технического уровня производства (качество средств труда, уровень механизации и автоматизации производства, степень и эффективность внедрения новой техники, поточность производства др.),

-уровня организации производства (уровень концентрации размещения производства, специализация, уровень организации труда и управления, длительность производственного цикла);

- прочие условия производства- внутренние и внешние социальные условия производства, природно-климатические условия, внешнеэкономические условия.

Блок 2 Анализ показателей использования основных производственных средств–их состав и структура, показатели движения, состояния, эффективности использования.

Блок 3 Анализ показателей использования материальных средств –материальные затраты и показатели эффективности их использования.

Блок 4 Анализ использования труда и заработной платы–численность и качественный состав персонала, показатели производительности труда, степень использования рабочего времени и фонда заработной платы.

Блок 5 Анализ показателей объема, структуры и качества продукции– объем и структура валовой, товарной и реализованной продукции, показатели ее качества и конкурентоспособности.

Блок 6 Анализ себестоимости продукции– общая сумма затрат на производство валовой и товарной продукции, в том числе по элементам, статьям затрат и видам продукции, затраты на рубль товарной продукции.

Блок 7 Анализ показателей величины и структуры авансированного капитала– всех активов, внеоборотных и оборотных активов.

Блок 8 Анализ прибыли и рентабельности продукции– оценка уровня и динамики валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли, прибыли от продажи отдельных видов продукции, рентабельности реализованной продукции и продаж.

Блок 9 Анализ оборачиваемости и рентабельности капитала –число оборотов капитала, продолжительность одного оборота, рентабельность активов, собственного капитала, производственного капитала, инвестиций.

Блок 10 Анализ финансового состояния и платежеспособности –абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации.

В процессе анализа рассмотренной системы показателей КЭАХД можно выделить три основных этапа:

- предварительная характеристика хозяйственной деятельности по системе важнейших показателей на основе изучения их уровня и динамики;

- выявление факторов и причин, оказавших влияние на рассмотренные показатели, оценка их влияния, взаимосвязи и взаимозависимости разных блоков;

- обобщающая комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности, выявление и обобщение резервов.

3 Комплексный экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес –планов

В рыночной экономике важное значение имеет составление оптимально бизнес-плана, который должен дать ответы на три ключевых вопроса: 1 организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка текущего состояния предприятия;

2 выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности фирмы;

3 формирование инвистиционно-проектных целей для этой деятельности на планируемый период.

Бизнес-план имеет четкие временные рамки, по истечении которых определенные задачи должны быть решены и поставленные планом цели достигнуты.

Бизнес-план производственного предприятия строится по следующей схеме:

-сбор и анализ информации о продукции, описание продукции;

-сбор и анализ информации о рынке сбыта (маркетинговый план);

-анализ состояния и возможностей предприятия по производству продукции;

-определение потребностей и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и др. ресурсами (производственный план);

-определение потребностей в капитале и источниках финансирования (финансовый план);

-анализ и оценка эффективности проекта;

-разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта (организационный план);

- оценка рисков и меры их ограничивающие;

-стратегия финансирования.

Любой из перечисленных разделов бизнес- плана невозможно соответствующим образом обосновать без использования почти всего арсенала аналитических способов и приемов комплексного экономического анализа, для проведения которого требуется информация о рынке сбыта, конкурентах, спросе на продукции, информация о ценах, информация о снабжении. После сбора информации и ее обработки проводят аналих данных по проекту с привлечением соответствующих экспертов и получением их заключения. Основными направлениями анализа при этом являются:

-технико-экономический анализ;

-маркетинговый анализ;

-социально- экономический анализ;

-экономико-экологический анализ;

-финансовый анализ.

При проведении технико-экономического анализа изучают месторасположение предприятия и вспомогательных производств, масштабы и сроки исполнения проекта, оценивают выбор технологического процесса, технической инфраструктуры, размеры затрат и состояние снабжения.

При проведении маркетингового анализа изучают коммерческие аспекты проекта, включая закупочную деятельность и сбыт продукции.

При проведении социально- экономического анализа оценивают сохранение или увеличение рабочих мест, условия работы и быта персонала.

Экономико-экологический анализ предполагает изучение состояния окружающей среды и взаимовляние этой среды и хозяйственной деятельности предприятия.

Подробно проводится финансовый анализ, который позволяет оценить финансовую эффективность проекта для всех его учатников.

Особое значение имеет экономический анализ при осуществлении контроля за реализацией бизнес- плана, который осуществляется при помощи контроля мероприятий и финансового контроля на основе системы бюджетирования.

4 Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет

Главным инструментом разработки бизнес- плана является сметное планирование (бюджетирование). Смета, бюджет- это формы планового расчета, которая определяет подробную программу действия предприятия на предстоящий период.

Основные цели составетствия смет заключаются в следующем:

-увязке текущих и перспективных планов;

-координации действий разных подразделений предприятия;

-управлении и контроле за производством;

-детализации общих целей производства и доведения их до руководителей различных центров ответственности;

-стимулировании эффективной работы предприятия, его руководителей и персонала;

-определении будущих параметров хозяйственной деятельности;

-периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении причин отклонений и неудовлетворительной работы предприятия.

Таким образом, смета (бюджет) является инструментом как планирования, так и контроля: в самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив, в конце периода- он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составит план мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия в будущем.

Сметное планирование включает два этапа:

1.Планирование – определение будущих целей;.

2.Мониторинг (сопровождение)- анализ текущих хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

При разработке бизнес-планов составляются следующие виды смет:

смета продаж, производства, прямых материальных затрат, расходов на оплату труда, накладных (косвенных) общепроизводственных расходов, прибылей и убытков, капитальных затрат, движения денежных средств, статей активов и пассивов.

Бюджет продаж - это отправная точка при подготовке главного бюджета, так как намечаемый объем продаж влияет на все составные части главного бюджета. Прогноз продаж делают на основе изучения таких факторов, как прошлый объем продаж, рыночная конъюктура и ее возможное изменение, доходность продукции, ценовая политика имеющиеся производственные мощности, долгосрочные тенденции продаж различных видов продукции. План сбыта обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые предприятие будет продавать. Этот показатель умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия. План сбыта содержит также исчисления ожидаемых денежных поступлений от продаж в кредит, которые будут учтены при составлении кассового плана.

Бюджет производства. После того, как подготовлен план сбыта, разрабатывается производственный план, определяется количество продукции, которое намечается запустить в производство, с тем, чтобы обеспечить планируемые продажи и потребности товарно- материальных запасов. Ожидаемый объем производства должен учитывать объем продаж и уровень запасов готовой продукции ( прежний уровень или его увеличение (уменьшение) .

Бюджет прямых затрат на материалы. Сметы затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж. Этот бюджет показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько должно быть закуплено. Объем закупок зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов:

объем закупок = объем использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода

Бюджет прямых затрат на материалы составляются , как правило, с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливают исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. В бюджете необходимо выделить две части: фиксированную часть оплаты труда и сдельную часть оплаты труда.

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Общепроизводственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянную часть планируют исходя из потребности производства, переменную часть - как норматив, например, трудозатрат основных производственных рабочих.

Смета (бюджет) денежных средствпредставляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывали.

Смета (бюджет) денежных средств состоит из двух частей:

1 ожидаемые поступления средств;

2 ожидаемые платеже.

Для определения ожидаемых поступлений средств за период используется информация из бюджета продаж, данные о продаже в кредит или за наличные, о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется поток средств и из др. источников, напр. Продажа активов, акций, возможные займы.

Суммы ожидаемых платежей берут из различных периодических бюджетов: материальных затрат. Оплаты труда, накладных расходов и др. Кроме этого надо учитывать средства на приобретение оборудования и др. активов, возврат займов и иных долгосрочных обязательств.

Смета доходов и расходов. Для того, чтобы повысить качество прогнозных оценок при составлении отчета о финансовых результатах берутся результаты структурного анализа затрат и доходов, сделанного в предыдущем периоде. Исходя из сделанного прогноза реализации и сложившихся % соотношений затрат на производство и реализацию продукции, результата от реализации и выручки (без НДС) устанавливают ожидаемую величину финансового результата от основной деятельности. Далее по сложившейся динамике прочих доходов и расходов можно определить ожидаемую величину балансовой прибыли.

Прогнозный баланс. Существуют различные методы построения прогнозного баланса. Наиболее простой метод основан на данных последнего отчетного баланса, результатах анализа оборачиваемости отдельных активных и пассивных статей, а также динамики балансовых соотношений. Для составления прогнозного баланса необходимо определить состав и структуру оборотных средств и их динамику, скорость обращения капитала, вложенного в текущие активы, скорость обращения его элементов, состояние собственного капитала и его возможное изменение к концу прогнозируемого периода, состав и структуру заемного капитала и период его погашения.

Значение и задачи анализа

В рыночных условиях хозяйствования по мере насыщения рынка и усиления конкуренции вопросы реализации продукции выходят на первый план, а задачи производства занимают подчиненное значение, т.е. не производство определяет объем продаж, а объем продаж является основой разработки производственной программы предприятия. Темпы роста объема производства и реализации продукции, ее состав, ассортимент и качество оказывают непосредственное влияние величину издержек, прибыль, рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, платежеспособность и др. показатели, характеризующие эффективность производства.

Основными задачами анализа производства и реализации продукции являются следующие:

- оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

- выявление факторов и оценка степени их влияния на объем производства и реализации продукции;

- анализ качества, обновления и конкурентоспособности продукции;

- оценка ритмичности производства и продажи продукции;

- выявление резервов увеличения объема выпуска и реализации продукции, улучшения ее качества, обеспечение ритмичности производства и реализации.

Источниками информации для проведения анализа являются формы статистической и бухгалтерской отчетности (прежде всего формы 1 и 2 ), месячные, квартальные и годовые отчеты о выпуске продукции, ведомость 16 « Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», данные годовых бизнес-планов, планов производственных участков, отчетов о работе цехов и др.

Основными показателями объема производства служат валовая и товарная продукция. Валовая продукциявключает в себя стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукцияв отличии от валовой не включает в себя остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Частью товарной продукции является готовая продукция,которая представляет собой изделие, законченное с точки зрения производственного цикла данного предприятия.

Объем реализации характеризуется отгруженной и реализованной продукцией. Реализованная продукциявключает в себя отгруженную и оплаченную продукцию.

Объем произведенной и реализованной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых измерителях.

Натуральные показатели используются при анализе производства отдельных видов продукции : ц, т, шт., метры и др.

Условно-натуральные показатели применяются при анализе производства однородных видов продукции, напр., в консервной промышленности – тысячи условных банок, в обувной промышленности – условные пары обуви.

Стоимостные измерители применяются для обобщенной характеристики объемов произведенной и реализованной продукции. При этом готовая продукция может быть оценена по фактической производственной себестоимости, по плановой (нормативной) производственной себестоимости, по оптовым ценам реализации, по свободным отпускным ценам и тарифам, по свободным рыночным ценам.

Для обобщенной оценки объема выпуска продукции могут быть использованы и нормативные трудозатраты в том случае, когда производство многономенклатурное и нет возможности использовать натуральные и условно-натуральные измерители.

Анализ качества продукции

Важной задачей анализа производства и реализации продукции является оценка ее качества. Повышение качества продукции способствует экономии материальных и трудовых затрат, а также росту спроса на продукцию, увеличению суммы выручки, прибыли и рентабельности.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. При анализе качества продукции используют единичные, обобщающие и косвенные показатели качества.

Единичные (индивидуальные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность ( жирность молока, содержание белка в продуктах питания);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, которая отражает эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность изделий.

Обобщающие показатели качествапродукции характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:

- удельный вес новой продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции и др.

Косвенные показатели качествапродукции – это штрафы за некачественную продукцию, потери от брака, объем и удельный вес забракованной продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей и др.

Анализ качества продукции начинают с изучения динамики рассмотренных показателей, оценки выполнения плана по их уровню,, выяснению причин их изменения, оценке приблизительного качества продукции. При этом могут быть использованы различные методы:

- метод балльной оценки – суть этого метода состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции и сравнении его фактического и планового уровня, что позволяет оценить выполнение плана по качеству продукции.

- расчет среднего коэффициента сортности – для продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией

Анализ реализации продукции

Анализ реализации продукции начинают с сравнения фактических объемов реализации с плановыми, с данными предыдущих лет. При этом определяют абсолютные и относительные отклонения, темпы роста и прироста. Такой анализ проводят за каждый месяц, квартал, полугодие и год. После этого рассматривают влияние на объем реализации продукции основных факторов. При этом рассматривают два варианта методики анализа реализации продукции:

1 если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланса продукции будет следующий:

ГПн + ТП = РП + ГПк, отсюда

РП = ГПн + ТП – ГПк

2 если выручка определяется после оплаты продукции, то баланс товарной продукции будет следующий:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТ к + ГП к, отсюда факторная модель реализованной продукции будет следующая:

РП = ГПн + ТП + ОТн – Отк – ГП к

где ГПн и ГПк – отстатки готовой продукции ан складе на начало и конец года;

ТП – стоимость товарной продукции;

РП – стоимость реализованной продукции;

ОТн ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец года, не оплаченные покупателями.

При анализе реализации продукции рассматривают также выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Недопоставки продукции отрицательно влияют на результаты деятельности предприятия: уменьшают сумму выручки и прибыли, приводят к выплате штрафных санкций. Кроме того в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставки продукции также отрицательно влияют на работу предприятий смежников, торговых и транспортных организаций.

При анализе оценивают выполнение плана по поставкам продукции за месяц и нарастающим итогом за год в целом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции. При этом рассчитывают процент выполнения плана договорных обязательств и выясняют причины недовыполнения плана.

Значение и задачи анализа

Необходимым условием организации производства продукции является своевременное и полное его обеспечение материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, электроэнергией, запасными частями и т.д. В процессе потребления материальных ресурсов происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому экономное использование материальных ресурсов снижает себестоимость продукции, становится фактором роста прибыли и рентабельности.

Использование материальных ресурсов может быть как интенсивное так и экстенсивное. Экстенсивный путь (приобретение большего количества материалов и энергии) ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость при этом может даже снижаться за счет увеличения объемов производства и уменьшения доли постоянных затрат. Интенсивныйпуть (более экономное использование материальных ресурсов) обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и на этой основе более предпочтителен., особенно в условиях истощения природных ресурсов и повышения загрязнения среды обитания. В связи с этим актуальной задачей является снижение объемов потребляемых ресурсов при увеличивающихся темпах роста производительности труда по сравнению с ростом фондовооруженности.

Таким образом, основной целью анализа использования материальных ресурсов является выявление внутрихозяйственных резервов экономии материальных ресурсов и повышения эффективности их использования.

Основными задачами анализа при этом являются следующие:

- оценка обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

- оценка обоснованности норм расхода материальных ресурсов и обоснование оптимальной потребности в них;

- оценка реальности и обоснованности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции и ее себестоимость;

- анализ уровня и динамики показателей эффективности использования материальных ресурсов и оценка влияния на них основных факторов.

Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются: план материально- технического снабжения, заявки и договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и форма 5 о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, данные бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.

Значение и задачи анализа

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности организации. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в рыночных условиях хозяйствования является основой экономического роста организации. Прибыль выполняет две важнейшие функции: во-первых, она характеризует конечные финансовые результаты деятельности организации, размер ее денежных накоплений, во-вторых, она является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

В условиях рыночной экономики целью любого производства является получение максимально возможной суммы прибыли, так как прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, оборотных средств. В прибыльной работе заинтересовано и общество, так как за счет прибыли осуществляются обязательства предприятия перед бюджетом и др. предприятиями и организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, расширения потенциальных возможностей организации. Прибыль является так же основным источником увеличения собственного капитала предприятия, рост которого служит наиболее существенным фактором повышения финансовой устойчивости и платежеспособности. Таким образом, показатели прибыли – это важнейшие оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, степени его деловой активности и финансового благополучия.

Наиболее важные показатели прибыли представлены во 2 форме годовой и квартальной отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Исходным моментом формирования показателей прибыли в форме 2 является оборот предприятия по реализации продукции, т.е. выручка от продаж (без НДС и акцизов). Разница между выручкой от продажи продукции, работ и услуг и затратами, включаемыми в себестоимость продукции, определяет валовую прибыль.

Разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов определяет прибыль от продаж, которая характеризует эффективность основной деятельности предприятия. Прибыль от продаж может быть также рассчитана как разница между выручкой и себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами.

Прибыль до налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли от продажи прочих доходов и расходов. Эта прибыль характеризует эффективность всей хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль определяется как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль и др. аналогичными платежами.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются следующие:

- систематический контроль за формированием финансовых результатов организации;

- оценка уровня и динамики показателей прибыли;

- выявление влияния факторов на выручку и прибыль;

- оценка изменения уровня средних цен и анализ влияния на них факторов;

- анализ динамики и структуры прочих доходов и расходов;

- анализ и оценка использования чистой прибыли;

- анализ уровня и динамики показателей рентабельности продукции и оценка влияния на них факторов;

- выявление резервов роста прибыли и повышения рентабельности продукции.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, форма 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма 3 «отчет об изменениях капитала», соответствующие разделы бизнес-плана.

Итог 2 – стр. 1 210 – стр. 1220

6 Собственный капитал – итог 3 или итог 3 + стр.1530 (Доходы будущих периодов)

7Заемный капитал – итог 4 + итог 5 – стр. 1530

8 Долгосрочные обязательства– итог 4 раздела

9 Краткосрочные обязательства– итог 5 – стр. 1530

10 Собственный оборотный капитал – можно рассчитать тремя способами:

Оценка ликвидности баланса

Для оценки ликвидности баланса необходимо осуществить сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядок ее убывания, с обязательствами по пассиву, группированными по степени их ликвидности и расположенными в порядке возрастания сроков погашения. Это достигается путем построения специального баланса ликвидности.

В зависимости от степени ликвидности активы баланса делятся на 4 группы:

А1 Наиболее ликвидные активы, которые включают в себя денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. По балансу это будет сумма строк 1240 и 1250.

А2 Быстрореализуемые активы – это краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. По балансу сумма строк 1230 и 1260.

А3 Медленнореализуемые активы – это материально–производственные запасы и налог на добавленную стоимость. По балансу сумма строк1 210 и1220.

А4 Труднореализуемые активы – это внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность. По балансу это сумма итога первого раздала.

По срочности погашения пассивы баланса также делятся на четыре группы:

П1 Наиболее срочные пассивы – это кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства. По балансу это сумма строк 1520,1540,1450..

П2 Краткосрочные пассивы – это краткосрочные кредиты и займы. По балансу это строка 1510 из пятого раздела.

П3 Долгосрочные пассивы – это долгосрочные кредиты и займы. По балансу это итог четвертого раздела.

П4 Постоянные пассивы - это собственные средства предприятия, которые по балансу определяются как итог третьего раздела баланса «Капитал и резервы» и «Доходы будущих периодов» (строка 1530 из пятого раздела баланса).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выдерживаются следующие соотношения между группами активов и пассивов: А1 >П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4

Выполнение первых трех неравенств в этой системе влечет за собой и выполнение четвертого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп активов и пассивов. Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер и в тоже время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – о наличии у предприятия собственных оборотных средств.

В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой только по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом надо использовать общий показатель ликвидности баланса, который может быть рассчитан по следующей формуле:

А1+0,5А2+ 0,3А3

Л= --------------------------, (1)

П1+0,5П2+0,3П3

Баланс считается в целом ликвидным, если общий показатель ликвидности баланса равен либо больше 1.

Оценка риска банкротства

Одной из важнейших задач анализа финансового состояния организации является предотвращение угрозы банкротства. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) под несостоятельностью (банкротством) понимается признание арбитражным судом или объявленная самим должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. При этом под денежными обязательствами понимается обязанность должника платить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ.

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении должника могут применяться следующие процедуры: реорганизация, ликвидация, мировое соглашение.

1 Реорганизационные процедуры включают в себя введение внешнего упр

Наши рекомендации