Уровень сопряженного эффекта. Предпринимательский риск
Связанные с предприятием туризма риски имеют два основных источника:
1. Риск, связанный с конкретным туристическим предприятием в его рыночной нише:
· неустойчивость спроса и цен на готовый туристский продукт;
· не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли;
· само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия.
2. Риск, связанный с внешними условиями:
· неустойчивость финансовых условий кредитования (особенно при колебаниях рентабельности активов);
· неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу;
· само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.
Операционный и финансовый рычаги крепко сцеплены между собой. Чем больше сила воздействия операционного рычага (или чем больше постоянные затраты), тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций. Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов (формула 64):
(21)
Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.
Задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:
· высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага;
· низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом;
· умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов – и этого варианта часто бывает труднее всего добиться.
В самом общем случае критерием выбора того или иного варианта служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов. Оптимальная структура капитала – всегда результат компромисса между риском и доходностью. И, если равновесие достигнуто, оно должно принести и желанную максимизацию курсовой стоимости акций.
Вопросы для повторения
1. Какова роль документов бухгалтерской отчетности туристского предприятия для финансового менеджмента?
2. Какие группы пользователей внутренней финансовой отчетности туристского предприятия Вы знаете, и каковы их цели в ее получении?
3. Какие методы начисления процентов Вы знаете, и какой метод наиболее применим на практике?
4. В чем заключается концепция финансового рычага?
5. Как оптимизировать структуру источников средств предприятия?
6. Какие критерии выделяют при классификации туристских затрат?
7. Перечислите методы ценообразования наиболее применимые по своим характеристикам для индустрии туризма.
8. Раскройте принципы операционного анализа.
9. В чем заключается понятие уровня сопряженного эффекта?
Библиографический список использованной литературы
1. Быстров С.А.Финансовый менеджмент в туризме. - СПб.: Издательский дом Герда, 2006. - 240с.
2. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - 175с.
3. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - 175с.
4. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997.
5. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 270 с.
6. Козырева Т.В. Учет издержек в туризме: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 224с.
7. Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательский дом “Бизнес-пресса”, 2001. - 144с.
8. Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 336с.
9. Организация туризма: Учебн. Пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.: Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. - Мн.: Новое знание, 2003. - 632с.
10. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 128с.
11. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во “Перспектива”, 2000. - 656с.